Страны АТР: модели развития и перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 01:17, доклад

Описание работы

АТР – экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств, объединённых дипломатическими и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход в Тихий океан и используют его пространство для транспортного сообщения. Важными промышленно-торговыми центрами в составе АТР являются развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР составляет 3,5 миллиарда человек.

Работа содержит 1 файл

Страны АТР.doc

— 64.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Страны АТР: модели развития и перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса

гр. 815з МЭОиМ

Кононов А. С.

 

 

 

 

 

 

г. Минск

Характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона

АТР – экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств, объединённых дипломатическими и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход в Тихий океан и используют его пространство для транспортного сообщения. Важными промышленно-торговыми центрами в составе АТР являются развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР составляет 3,5 миллиарда человек.

Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. Доля АТР в суммарном мировом валовом национальном продукте увеличилась с 4 % в 1950 году до  25 % в 1995 году и по прогнозам к 2025 году этот показатель может составить 40-50 %. Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. Так, за последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи - 13, Тайваня - 25, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз. По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский и Европейский. В целом, на его долю приходиться 40% от объёма мировой торговли и внешнеэкономических операций. Промышленное производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии.

Наиболее яркими и интересными представителями новых индустриальных стран являются именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона, именно на них обращено внимание всего мира последние 10 лет. Район Азиатского континента и Тихоокеанского региона на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, именно в этом регионе явилось чудо «азиатских драконов» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), а также «азиатских тигров» (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины). Ещё 15-20 лет назад эти страны были беднейшими государствами мира, однако последние годы их социально-экономический прогресс был настолько стремительным, что перемены не успевали фиксировать. Они занимают первое место не только благодаря высокому стремительному росту валового национального продукта, но и возросшей конкурентоспособностью своей продукции на мировом рынке. За последнее десятилетие развивающиеся страны действительно добились больших успехов в своём экономическом развитии и преодолении социально-экономической, научно-технической и культурной отсталости, унаследованной от колониальных времён. В АТР различают новые индустриальные страны и «страны первой волны» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), и «второй волны» (Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия).

Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20000$. Обе эти страны играют важную роль как мировые центры и как транспортные узлы Азиатско-Тихоокеанского региона. Структура экономики Гонконга следующая: почти 81% ВВП создаётся в сфере услуг, около 19% – в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики связана с финансами. В сфере производства Гонконг специализируется на лёгкой промышленности. В Сингапуре применяется жёсткая модель управления экономикой, называемая «управляемой демократией». Курс экономической политики по-прежнему представляет собой импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0.2% ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около35% в промышленности, чуть более 27% в сфере финансов и бизнес услуг, а на долю транспорта и коммуникаций приходиться почти 13% ВВП. Сейчас в этой стране получили широкое развитие электроника, информатика и биотехнологии.

Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определенных экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также развитие сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием, а также политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связаны с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику скрытости экономики для иностранных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТАК. Начав, как Япония, с заимствования зарубежных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает определённые проблемы. Предприятия-конгломераты чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных элементов бизнеса. Предприятия, теряя прежние прибыли, начали обанкрочиваться. Заработная плата в наукоёмкой промышленности превысила европейский уровень, сделав невозможной конкуренцию на основе экономии на издержках труда, что отрицательно сказалось на дальнейшем наращивании экспорта. Причины трудностей Корейской экономики заключаются в том, что экспорто-ориентированная модель не ставит перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействуя исключительно внешние факторы.

Для экономики Тайвани характерен крупный государственный сектор, под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайвани в своё время была произведена при непосредственном участии США. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития, уже в 80-е гг. в экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП Тайвани выраженный характер: 35% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

Динамизм Малайзии базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения. Промышленная политика Малайзии во многом определяется регулирующей ролью государства, хотя масштабы госрегулирования имеют тенденцию к снижению. Однако, правительство по-прежнему поддерживает приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путём предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования. Развитие государственного сектора преследует целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малазийским бизнесменам. Поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создания «тепличных» условий, что сохраняет здоровую конкурентную среду.

В Индонезии с 80-90-х гг. приоритет стал отдаваться экспорто ориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицированного труда. При этом ставиться задача постепенно ограничить масштаб госсектора.

Примечательной особенностью Таиланда является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамики развития экономики страны.

Филиппины являются самым бедным государством среди новых индустриальных стран. ВВП на душу населения здесь менее 300 долларов. Особенностью экономики страны является тот факт, что она исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен, прежде всего, добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее, на Филиппинах уже появились первые отрасли прогрессивной экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования.

Все страны, из которых состоит Азиатско-Тихоокеанский регион, не похожи друг на друга. Каждая из них имеет яркие черты, присущие только ей. Однако их объединяет отношение к Тихому океану, отношение к Азии, торговые и другие отношения, а также межрегиональные организации, в которые они входят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая динамика в АТР

В настоящее время в АТР предпринимаются достаточно активные усилия для развития сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - организации, созданной в 1989 году. В ней представлены все страны с весомым и растущим экономическим присутствием в регионе.

По мнению ряда экспертов, сегодня не самое лучшее время для азиатских стран, чтобы открывать свои рынки американским или японским товарам. Однако в самой Азии нынче происходят крайне важные сдвиги – китайцы, используя естественное стремление сопредельных стран к миру и социальной стабильности, пытаются подстроить под свою экономику все финансово-экономические отношения во всем регионе.

Экономический подъем в развивающихся странах АПЕК в конце 90-х годов, после валютно-финансового кризиса, во многом зависел от роста внешней торговли, а это, в свою очередь определялось подъемом в экономиках развитых стран, прежде всего, США. Таким образом, в более сложной ситуации оказываются государства и территории со значительной долей электронной продукции и других товаров информационного сектора в их экспорте, такие, как Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд и Филиппины. Вместе с тем, Китай, несмотря на негативные тенденции в развитии экспорта, оказался способным поддержать высокие темпы роста, благодаря росту внутреннего спроса в экономике.

Может быть, большинство технических ноу-хау и будет продолжать создаваться в западной части планеты, но более эффективные формы организации труда, необходимые для их тиражирования, уже рождаются на Востоке. Новый этап модернизации, по мнению специалистов, будет связан именно с этими новыми формами организации производительных сил.

По версии эксперта Института геостратегических технологий профессора Дергачева, единственная в Азии экономическая сверхдержава Япония не претендует на региональное лидерство. Но широкую популярность в АТР получила идея создания так называемого Большого Китая или, другими словами, мирового общего рынка под девизом китаецентризма, который политологи определяют так: «Китайцы всех стран и территорий, объединяйтесь!».

Высокие темпы роста развивающихся экономик АТР, прежде всего, государств Восточной Азии, на протяжении длительного периода времени обеспечивались благодаря расширению экспорта и масштабов привлечения иностранных инвестиций. Это, в свою очередь, стало возможным, благодаря проведению эффективной экономической политики, ориентированной на поддержание высоких темпов роста на долгосрочную перспективу. Помимо прочего, такая политика включала в себя проведение приватизации и дерегулирования в сфере экономики, а также постепенную либерализацию внешней торговли и движения капитала.

Важной тенденции современного экономического развития стран АТЭС является рост взаимозависимости в том, что касается международного движения капиталов, прежде всего, в сфере прямых и портфельных инвестиций. Доля прямых иностранных инвестиций, исходящих из стран АТЭС в другие страны в рамках региона АТЭС, в общем объеме прямых иностранных инвестиций по кумулятивному итогу накопленных инвестиций на начало года, по некоторым оценкам, превышает 51 %. Это один из самых высоких показателей в мире.

В настоящее время серьезные надежды возлагаются на успешное претворение в жизнь так называемой «Богорской декларации» стран АТЭС от 1994 года, предусматривающей, как известно, создание зоны свободной торговли между развитыми странами АТЭС к 2010 году и между всеми государствами - членами организации  к 2020 году. По мнению экспертов и политиков, это могло бы поддержать динамику экономического развития в регионе как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, а также придать новые стимулы для развития мировой экономики в целом. Глобальной экономики.

Несмотря на определенные трудности, страны АСЕАН намечают формирование зоны свободной торговли между государствами к 2008 году. Достигнута договоренность о создании зоны свободной торговли между Японией и Сингапуром, ведутся переговоры по аналогичному соглашению между Японией и Республикой Корея; обсуждается возможность соответствующих договоренностей между Китаем и государствами АСЕАН.

 

 

Интеграционная модель АТР

Развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона является одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов. Международное сотрудничество в АТР становится важным фактором экономического развития как региона, так и всего мирового хозяйства. Благодаря этому сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики. В этом регионе складывается новый центр мировой торговли с уникальной культурой, огромными трудовыми и сырьевыми ресурсами, высокоразвитым технологическим базисом. При этом, возникающие в АТР специфические внутритерриториальные проблемы, оказывают значительное влияние на развитие международной и мирохозяйственной системы в целом.

Информация о работе Страны АТР: модели развития и перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь