Становление дипломатического протокола

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:45, реферат

Описание работы

Дипломатический протокол вобрал в себя не только от межгосударственного, но также межнационального и межэтнического общения. Поэтому одна из его слагаемых — учет национальных особенностей, традиций, обычаев и условностей. Один из основополагающих принципов дипломатического протокола — равное отношение и взаимное уважение своему партнеру и государству, которое тот представляет. Именно поэтому, нельзя недооценивать роль общепринятых правил и норм дипломатического протокола в сфере внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
§1. История развития российского дипломатического протокола …...……….5
§2. Дипломатический протокол РФ ……………………………...…………….12
§3. Организация российской протокольной службы на современном этапе...14
Заключение ………………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………….…………………..20

Работа содержит 1 файл

реферат 1.docx

— 39.17 Кб (Скачать)

К концу 1921 года в Москве, куда в 1918 году перенесли столицу, было аккредитовано 15 официальных дипломатических  миссий, большая часть которых, правда, представляла новые государственные  образования, возникшие на территории бывшей Российской империи. В первом Положении о Народном комиссариате по иностранным делам указывалось, что “ведение учетом дипломатического корпуса иностранных представительств”  входит в обязанности Секретариата НКИД. Курировал вопросы протокола  заместитель наркома М. М. Литвинов7.

 

 

§2. Дипломатический  протокол РФ

Основные положения государственной  протокольной практики Российской Федерации  основаны на общепринятых нормах церемониала, этикета и международной вежливости. Она имеет собственные богатые  традиции и глубинные исторические корни. Вместе с тем, опираясь на традиции, российский протокол учитывает современные  тенденции международного общения, назревшие требования сегодняшнего дня, процессы глобализации и демократизации общественно-политических отношений.

В сентябре 2004 г. Указом Президента РФ утверждены новые положения Государственной  протокольной практики Российской Федерации. Соответственно разработанные ранее  нормативные акты, регулировавшие протокольный механизм, утратили силу.

22 сентября 2004 г. Министерство  иностранных дел циркулярной  нотой Департамента государственного  протокола официально довело  до сведения аккредитованных  в Москве Посольств и Представительств  Международных организаций новый  текст “Основных протокольных  положений”.

Таким образом, российский дипломатический  протокол официально заформализован и  получил новую правовую основу, учитывающую  как назревшие в стране изменения, так и современные тенденции  международного сотрудничества. В действующую  протокольную практику внесены достаточно существенные коррективы, затрагивающие, прежде всего проведение визитов  на высшем и высоком уровне и степень  участия в них официальных  должностных лиц.

Более четко обозначены критерии, определяющие характер и церемониальную сторону мероприятий, связанных  с приемом в нашей стране высоких  иностранных гостей. Вид визита в  каждом отдельном случае определяется по взаимной договоренности сторон, исходя из критерия политической целесообразности.

Детально регламентируется объем мероприятий, включаемых в  программу визита и их церемониал. На основе принципа взаимности и исходя из сложившейся практики решаются вопросы  обеспечения безопасности, размещения, питания, транспортного и других видов обслуживания в ходе проведения визитов.

Новые основные положения  российской государственной протокольной практики, введенные в действие Указом Президента РФ, подразделяют визиты на высшем и высоком уровне по характеру  приема на следующие виды: государственные  визиты, официальные визиты, рабочие (деловые) визиты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Организация  российской протокольной службы на современном этапе

После распада Советского Союза в одном из первых указов Президента России в декабре 1991 г., касающегося  формирования российского внешнеполитического  ведомства, была поставлена задача создания Службы государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации.

В начале 1992 года протокольное подразделение при Президенте, созданное  в 1990 году, было реорганизовано в Службу протокола Администрации Президента, которая в 1995 году преобразована  в Управление протокола Президента Российской Федерации. В ходе административной реформы в 2004 г. в результате слияния  двух структурных подразделений  администрации создано протокольно-организационное  управление, куратором которого является Руководитель протокола Президента Российской Федерации.

В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола, имеются в аппарате Правительства  России, в ряде центральных органов  федеральной власти, а также в  субъектах Российской Федерации.

В системе российской дипломатической  службы вопросами протокола занимается Департамент государственного протокола, являющийся структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации. Департамент создан в  целях обеспечения средствами и  нормами дипломатического протокола  внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, применения единой протокольной практики при приеме иностранных  официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов  руководителей России в зарубежные страны. Департамент в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, другими нормативными актами.

В задачи Департамента входит:

- защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса;

- контроль за соблюдением Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и соответствующих положений российского законодательства;

- разработка предложений и осуществление мероприятий протокольной и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран;

- контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и Министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств;

- подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации, аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов;

- подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней политики страны среди аккредитованных в России дипломатических представительств.

По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент  государственного протокола работает в тесном и постоянном контакте с  протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства  России. Департамент взаимодействует  со всеми министерствами, ведомствами  и субъектами Российской Федерации  по вопросам, входящим в компетенцию  Департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.

Высококвалифицированный кадровый состав Департамента позволяет ежегодно обеспечить проведение сотен дипломатических  визитов на уровне глав государств, правительств и министров иностранных  дел, различного рода приемов, обедов и  других протокольных мероприятий.

Протокольные подразделения  или организационные структуры, занимающиеся вопросами протокола, созданы в настоящее время  не только в министерствах и ведомствах, занимающихся международно-экономическим  сотрудничеством, но также в крупных  российских компаниях, выходящих на внешний рынок.

В современном мире трудно устанавливать и поддерживать тесные деловые отношения в сфере  экономики, бизнеса и финансов, не соблюдая общепринятых правил делового общения, в основу которых положены нормы дипломатического протокола.

Опыт сотрудничества с  представителями зарубежного делового мира, от руководителей крупнейших корпораций и банков до владельцев средних предприятий и фирм показывает, что подавляющее большинство  их весьма внимательно и даже щепетильно относятся к соблюдению протокольных норм и формальностей, требуя того же и от своих российских партнеров. Успех деловых контактов в  международно-экономической области  отнюдь не в последней степени  зависит от того, насколько точно, тонко и тактично соблюдаются  все принятые в международном  общении «правила игры».

Нарушение норм протокола  и деловой этики может не только повредить успешному международно-экономическому сотрудничеству, но и нанести ущерб  государственным интересам.

посольский протокол дипломатический

В конечном счете, протокол — это строгое соблюдение определенных обязанностей, пусть порой и чисто  формального свойства. В то же время  — это и учет национальных особенностей, традиций и обычаев иностранного партнера, как гласит известная пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Заключение

Международные контакты Российской Федерации за последнее десятилетие  получили дальнейшее развитие. Они  затрагивают весь спектр межгосударственных отношений, в том числе сферу  экономического сотрудничества. Ежегодно в России принимают более ста  иностранных делегаций на уровне глав государств, правительств и министров  иностранных дел. Интенсивно осуществляются зарубежные визиты российского руководства. Важное место в программе таких  визитов занимают встречи с представителями  деловых кругов.

По данным на 1 января 2005 года Российская Федерация имеет дипломатические  отношения со 186 государствами. В  Москве аккредитованы главы 154 дипломатических  представительств, находятся посольства 140 стран. В свою очередь Россия имеет  дипломатические представительства  в 142 странах.

Для успешной реализации внешней  политики Российская Федерация ведет  работу в совершенствовании дипломатического протокола, в основу которого соблюдение общепринятых правил представлений  и знакомств, организации визитов  делегаций иностранных деловых  партнеров, протокола деловых встреч и переговоров, дипломатических  и сугубо деловых приемов, деловой  переписки, словом всего того, что  входит в понятие «культура делового общения». В ее основе — формирование таких правил поведения, которые  способствуют установлению деловых  контактов, взаимопониманию в процессе общения, поддержанию безупречной  деловой репутации.

Соблюдение правил и норм дипломатического протокола в различных  формах международно-экономического сотрудничества призвано создать благоприятную  атмосферу в ходе любой деловой  встречи, что всегда благотворно  сказывается на ее результатах.

За всем этим — опыт и  анализ, ответственность и организация, предвидение и оперативность, а  порой нервы и здоровье. Уровень  нагрузки сотрудников протокольных служб иногда запредельный. Размеренности и неторопливости здесь никогда не бывает.

Основные положения государственной  протокольной практики Российской Федерации  позволяют обеспечить единообразное  применение нормативно-правового законодательства в ходе любых международных контактов, в том числе в сфере международно-экономического сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Список использованной литературы.

  1. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет / А.Ф. Борунков. – М. : Интерпракс, 2001. – 320 с.
  2. Лядов П.Ф. Протокольная служба министерства иностранных дел российской федерации // Дипломатический вестник. – 2003. – № 2.
  3. Лядов П.Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол // http://www.govvrn.ru/wps/wcm/
  4. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Пер с нем. А.С. Ловягина. Смоленск: Русич, – 2003. – С. 26, 131.
  5. Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf
  6. Юзефович Л.А. Из истории посольского обычая конца XIV – начала XVII веков (Столовый церемониал Московского Двора). Исторические записки. Т. 98. М.: Наука, 2002. 534 с.

 

1 Лядов П.Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол // http://www.govvrn.ru/wps/wcm/

2 Юзефович Л.А. Из истории посольского обычая конца XIV – начала XVII веков (Столовый церемониал Московского Двора). Исторические записки. Т. 98. М.: Наука, – 1977. – С. 335.

3 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Пер с нем. А.С.Ловягина. Смоленск: Русич, – 2003.  – С. 26, 131.

4 Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf

5 См. там же.

6 Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf

7 Лядов П. Ф. Протокольная служба министерства иностранных дел российской федерации // Дипломатический вестник. – 2003. – № 2.

 


Информация о работе Становление дипломатического протокола