Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:30, творческая работа
Так для чего же необходимо антимонопольное регулирование? Прежде всего, для поддержания конкуренции на рынке товаров и услуг и эффективности рыночных отношений. Если представить, что все фирмы являлись бы монополистами в своих отраслях, то у потребителей просто не осталось бы выбора что и за какую цену им приобретать. А это означает полное отсутствие рынка и рыночных отношений, что, в современных условиях, является крахом экономики государства.
Сравнение Российского и зарубежного опыта антимонопольного регулирования
Начнем с того, что же такое монополия. Монополию, в экономике, можно охарактеризовать, как организацию (фирму), которая имеет огромное преимущество на рынке, выставляет свои условия и цены, не имеет конкурентов.
Так для чего же необходимо антимонопольное регулирование? Прежде всего, для поддержания конкуренции на рынке товаров и услуг и эффективности рыночных отношений. Если представить, что все фирмы являлись бы монополистами в своих отраслях, то у потребителей просто не осталось бы выбора что и за какую цену им приобретать. А это означает полное отсутствие рынка и рыночных отношений, что, в современных условиях, является крахом экономики государства.
Основной проблемой
в России стали монополии, оставшиеся
в наследство от СССР. Стоит напомнить,
что во времена тотальной
На данный момент Россия является очень монополизированной страной мира. Помимо естественных монополий (например, Газпром, РЖД, Почта России, РАО ЕЭС и пр.) до сих пор существуют местные, региональные и федеральные монополисты.
В современной России, регулированием монополий занимается Федеральная Антимонопольная Служба РФ (ФАС). Основным ее функциями является контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках, надзор за естественными монополиями, соблюдением правил рекламы.
Как же все это выглядит на практике? Можно рассмотреть на примере 2008 года – компания Дальсвязь (ныне Ростелеком). В 2008 году, в ФАС поступила информация о том, что на рынке Интернет-провайдеров г. Владивостока, компания Дальсвязь является монополистом по предоставлению услуг Интернет-соединения. Цены на услуги были завышены, скорость соединения предоставлялась весьма низкая. Приморское УФАС России признала ОАО «Дальсвязь» нарушившим части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке связи.
Результатом
данного судебного
Результат не заставил себя долго ждать– на рынке Владивостока более активно развернулись другие Интернет-провайдеры (Альянс, Подряд, VladLink и пр.).
Продолжая рассуждать о действиях ФАС России, хочется отметить тот плюс, что зачастую удается создать конкурентную среду в конкретной отрасли, “обуздать” монополии и пр. Но во всем этом есть один большой, на мой взгляд, минус – это способы работы ФАС России.
Основной способ их работы проходит по следующей схеме:
Я не считаю этот
способ неприемлемым, но он является слишком
персонализированным. То есть, фактически,
вместо того, чтобы разработать мощное
антимонопольное
Если мы посмотрим на зарубежный опыт борьбы с монополиями, то, несомненно, там есть чему поучиться и некоторые меры необходимо, на мой взгляд, внедрить в России.
Общими принципами зарубежного антимонопольного регулирования можно назвать следующие принципы:
Вот наиболее интересные принципы зарубежного регулирования монополий, которые, возможно, подходят для Росси:
Конечно, любые принципы имеют свои исключения и особенно исключения относятся к естественным монополиям. Вряд ли можно реструктурировать Городские Теплосети или ограничить долю Газпрома на рынке нефе- и газодобычи.
В
заключение, я бы хотела отметить, что
для совершенствования
Монополии требуют
постоянного контроля и при правильном
совершенствовании
Информация о работе Сравнение Российского и зарубежного опыта антимонопольного регулирования