Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:21, творческая работа
Проблемы вокруг архипелага усугубились в середине июля 2012 года. Китай направил в акваторию Сенкаку три военных корабля. По этому поводу Япония выразила протест Китаю и отозвала посла для консультаций. Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи в ответ заявил, что эти острова являются исконно китайской территорией.
1.Построение конфигуратора:
1.1 Субъекты: Китай, Япония.
1.2 Интересы каждой из сторон:
1.2.1 Интересы Китая: отстоять свою принадлежность островов Дяоюй.
1.2.2 Интересы Японии: отстоять свою принадлежность островов Сенкаку.
1.3 Особенности внешней среды: Спор за острова идет в то время, когда Китай и Япония – вторая и третья экономики мира – переживают политический кризис и сталкиваются с проблемой неопределённости будущего экономического развития.
2.Проблемма и проблематика:
2.1 Проблемы каждого субъекта:
2.1.1 Проблемы Китая: Имеют точку зрения, что острова являются исконно китайской территорией. В континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно.
2.1.2 Проблемы Японии: Утверждает, что занимает острова с 1895 года. Япония считает, что Китай стал претендовать на острова с 1970-х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемых.
2.2 Конфигурация конфликта:
Проблемы вокруг архипелага усугубились в середине июля 2012 года. Китай направил в акваторию Сенкаку три военных корабля. По этому поводу Япония выразила протест Китаю и отозвала посла для консультаций. Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи в ответ заявил, что эти острова являются исконно китайской территорией.
В середине августа 2012 года группа из 14 китайских активистов высадилась на один из островов и была задержана японскими властями. В КНР начались массовые антияпонские выступления.
В начале сентября на острова высадилась группа активистов из Гонконга.
В ответ группа японских манифестантов также провела акцию на архипелаге.
11 сентября, получив сообщения
о решении правительства
13 сентября китайские
туроператоры призвали
Пекин угрожает. Глава МИД Ян Цзечи сказал вполне официально: «Китайское правительство не будет сидеть сложа руки, когда кто-то посягает на наш суверенитет. Если японская сторона продолжит гнуть свою линию, ей придется понести всю ответственность за последствия». МИД опубликовал заявление о том, что шаг Японии — серьезное посягательство на суверенитет Китая и его территориальную целостность, сильно задевает чувства 1,3-миллиардного китайского народа и серьезно попирает исторические факты и принципы международного права.
Премьер Китая Вэнь Цзябао выразился еще определеннее: «Острова Дяоюйтай являются неотделимой частью китайской территории. Китайское правительство и народ страны не пойдут ни на какие уступки в том, что касается суверенитета и территориальной целостности».
Китайская пресса сообщала, что якобы существует некий план по защите суверенитета над островами. И он будет задействован в крайней ситуации.
2.3 Различие позиций двух стран применительно к поддержанию баланса сил в Восточной Азии:
2.3.1 Китай: продолжается наращивание военного потенциала КНР, чья армия становится всё более современной боевой силой, способной "более жёстко представлять Китай на региональном уровне". Так, 23 сентября на вооружение ВМФ НОАК поступил первый китайский авианосец "Ляонин", который рассматривается Пекином "в качестве инструмента утверждения своих интересов на региональном, а в долгосрочной перспективе, возможно, и на мировом уровне, в том же порядке, в каком США используют свои авианосцы. То, что у Китая имеется только один авианосец, обусловливает больше ограничений, чем возможностей в сфере его использования, однако все равно повышает озабоченность соседних государств, побуждая их реагировать на это событие.
2.3.2 Япония: Токио пристально наблюдает за ростом военного потенциала Китая, за реализацией ядерной программы КНДР, видя в этих процессах потенциальную угрозу своим морским интересам, а потому начинает принимать сообразные меры. Кроме того, США, отчасти руководствуясь желанием разделить бремя обеспечения безопасности со своими союзниками, также поощряют Японию к тому, чтобы она играла более активную, соразмерную её общему экономическому влиянию, роль в региональной и международной политике.
3.Цели:
3.1 Цели Китая: Пекин настоятельно требует от японской стороны немедленно прекратить все действия, нарушающие территориальный суверенитет Китая, без всяких скидок вернуться к консенсусам и договоренностям двух сторон, вернуться в русло разрешения спора путем переговоров. Однако продолжает интенсивно вооружатся.
3.2 Цели Японии: Глава Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН разъясняет, что дело не в территории — острова служат отправной точкой в определении параметров исключительной экономической зоны территориальных вод Японии или другого государства и как отправная точка в определении зон, которые нахлестываются одна на другую соседними государствами.
4.Анализ доминирования субъектов:
4.1 Китай:
4.2 Япония:
4.3 Спорный вопрос: В 1945 году Япония потерпела поражение во Второй мировой войне. Союзные державы и международное сообщество отбирает у нее территории, причем, не только те, которые она завоевала силой, но и те, которые она не завоевывала: так наказали Японию за ее агрессивную сущность.
По Сан-Францисскому мирному договору от 1951 года Япония отказалась о Курильских островов, Южного Сахалина, от Тайваня, Пескадорских и Парасельских островов, но в договоре не было обозначено, в чью пользу Япония отказывается. Отсутствие указателя — не что иное как дипломатический маневр американской администрации, которая к этому времени уже забыла о союзнических отношениях с СССР, уже прозвучала фултонская речь Черчилля, в разгаре холодная война. Поэтому все возможности, которые можно было обратить в свою пользу, американцы использовали. Сан-Францисский договор составляли две команды — американская и английская. Российскую команду к этому не допустили. Это было одной из причин, по которой СССР не подписал договор. В английском варианте была формула «Япония отказывается от Тайваня и Пескадорских островов», но в чью пользу — не сказано. На вопрос американцев, в чью пользу — Китая? — англичане сказали, что они не хотели бы упоминать Китай. Американцам это понравилось. Они эту формулу применили ко всем территориальным отказам Японии».
Есть и еще один документ — Потсдамская декларация 1945 года, которая регулирует территориальные права японцев. «В Потсдамской декларации, с которой в конце концов согласился Токио, сказано, что территория Японии ограничена 4-мя островами — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю, — и теми островами, которые указаны в документе. Сенкаку не было в списке указанных островов, у него размер 0,2 квадратных км. Так как США оккупировали Окинаву (самый крупный остров архипелага Рюкю, расположенный между Кюсю и Тайванем), то туда попали и Сенкаку — острова использовали как полигон для бомбометания. Они были необитаемы до сегодняшнего дня, экономически не осваивались. Это были неприкаянные территории».
Отказ Японии от территорий, закрепленный Сан-Францисским договором, означал, что она на вечные времена закрывала себе возможность даже вспоминать об этих островах. До конца 1960-х гг японцы придерживались этой формулы. Они говорили, что их не интересует, куда ушли эти острова. С начала 70-х гг. ситуация меняется: Япония начинает вспоминать, что у нее отобрали, и требует возвращения. «Возникает территориальная претензия к СССР, территориальная претензия к Корее (это претензии, а не спор, потому что и СССР и Корея владели этими территориями). А что касается островов Сенкаку — Япония их административно контролировала, и Китай оспаривал их у Японии».
5.Причины мирного решения конфликта в короткие сроки:
6. Роль США в конфликте: Эскалацией конфликта недовольны в США. Они уже предупредили обе стороны конфликта, что не будут вмешиваться и принимать чью-либо сторону, указали, что Пекин и Токио должны сами разрешить ситуацию.
В то же время трудно предположить,
что Вашингтон не заинтересован
в том, чтобы доставить маленькую
неприятность Пекину. Китай успешно
превратился во вторую экономику
мира, что фактически был признано
Бараком Обамой. В то же время
такое нарушение традиционного
баланса сил региона, в котором
доминировали США и Япония, не может
их устраивать. Вашингтон, похоже, пока
не решил, что нужно — бороться
с Китаем или договариваться. Очевидно,
Вашингтон давит на Пекин: по крайней
мере, об этом свидетельствуют заявления
Пентагона о намерении
Вместе с тем, в ситуации с островами США зовет стороны к мирному поиску решения. Японские официальные лица уже продемонстрировали готовность сбавить накал страстей, заявив, что их резкие комментарии неверно поняли. Китайцы пока этого не сделали. Вместе с тем китайцы прекрасно понимают, что развитие конфликта непременно используют США, чтобы ослабить своего первого конкурента.
Ясно одно: Вашингтон сделает всё для ослабления рвущегося в мировые лидеры Пекина, в том числе сделает и руками Токио. Эта задача вполне решается взаимным стравливанием двух стран: не «горячим» военным, но «холодным». Этот метод долгий, но, как показывает историческая практика, действенный и для инициатора не особенно затратный. Он в первую очередь вымотает бюджеты обеих стран и ударит по народному карману китайцев и японцев.
7.Состояние конфликта на сегодняшний день:
В настоящее время Китай и Япония совместно работают над тем, чтобы после возросшей напряжённости не позволить спору выйти из-под контроля.
Свое слово в конфликте пока не сказали бизнесмены этих двух восточных стран. Согласно китайской статистике, товарооборот между Китаем и Японией в 2010 г. составил 300 млрд долларов. 300 с лишним млрд — это приличная сумма, от конфликта потеряют обе стороны. Что касается силового формата, то эти острова «не стоят того, чтобы раскручивать силовую кампанию: потери будут значительно большими, чем приобретения».
Информация о работе Системный анализ конфликта Японии и Китая