Система равновесия
сил после Вестфальского мира
1648
Вради Максим
В теории международных
отношений выделяются несколько систем:
- Вестфальская
система международных отношений (после
окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.).
Ей присуща идея баланса сил;
- Венская система
международных отношений (после окончания Наполеоновских
войн в 1814 г.). Ей присуща идея европейского
концерта;
- Версальско-Вашингтонская
система международных отношений (по результатам первой
мировой войны);
- Ялтинско-Потсдамская
система международных отношений (по результатам второй
мировой войны); легла в основу биполярного
мира по линии противостояния Восток (блок
социалистических государств)- Запад (капиталистический
мир)
Вестфальская
система международных отношений.
Описание
Этой системе присуща идея баланса
сил. Признание в качестве одного из ключевых
«принципа национального государственного
суверенитета», когда каждое государство обладает
всей полнотой власти на своей территории.
Характерна деидеологизация, то есть устранение
конфессионального фактора как одного
из основных факторов политики. Межгосударственные
союзы в новых условиях становились более
гибкими и ситуативными. Смена партнёра
по коалиции стала не таким уж редким явлением.
Суть её сводилась к тому, чтобы политическим
или дипломатическим маневром не позволить
какому-либо одному европейскому государству
или коалиции государств аккумулировать
силы, значительно превосходящие мощь
их вероятных соперников.
Основные
принципы Вестфальской системы международных
отношений:
- приоритет национального интереса
- принцип баланса сил
- приоритет государств — наций
- принцип государственного суверенитета:
- право требовать невмешательства в свои дела
- равенство прав государств
- обязательство выполнять подписанные договоры
- принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами
Принципы
Вестфальской системы являются идеалом,
эталоном отношений между государствами.
C политологической
точки зрения система Вестфальского
мира (суверенных государств) существует
и сейчас, однако с исторической
— она распалась (либо в начале XVIII
века, либо с созданием империи Наполеона
в начале XIX века).
Венская
система международных отношений
(Система Европейского концерта) — система международных
отношений, сложившаяся после Наполеоновских
войн. Была нормативно закреплена Венским
конгрессом 1814—1815 гг. В конгрессе, проходившем
в Вене под председательством Меттерниха,
участвовали представители всех европейских
государств за исключением Османской империи.
В рамках этой системы впервые было сформулировано
понятие великие державы (тогда в первую
очередь Россия, Австрия ,Великобритания),
окончательно оформилась многосторонняя
дипломатия. Многие исследователи называют
Венскую систему МО первым примером коллективной
безопасности, что было актуально на протяжении
35 лет, до начала Крымской войны. Также
были систематизированы и унифицированы дипломатические
ранги (посол, посланник и поверенный в делах)
и четыре типа консульских учреждений.
Были определены дипломатический иммунитет и дипломатическая
вализа.
Особенности
Венской системы международных
отношений
- Венский конгресс сыграл ключевую роль в формировании стойкой парадигмы отношений между ведущими европейскими государствами. Началась эпоха «Европейского концерта» — баланса сил между европейскими государствами. Европейский концерт базировался на общем согласии больших государств: России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению международной системы.
- В отличие от Вестфальской системы международных отношений элементами Венской системы выступали не только государства, но и коалиции государств.
- Одной из основ европейского концерта стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность за это полагалась на большие государства. Эта ответственность реализовывалась через проведение большого количества международных конференций для урегулирования проблем, которые угрожали миру. Среди таких конференций важное значение имели Парижский конгресс 1856 года ,Лондонская конференция 1871 года, Берлинская конференция 1878 года.
- В пределах баланса сил государства могли изменять состав союзников для обеспечения собственных интересов, не в нарушение при этом общей структуры союзов и характера международных отношений.
- Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене.
- Хотя аннексии и контрибуции оставались формами международной практики, большие государства уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленения или ликвидацию другой большой державы.
- Во времена существования Венской системы понятия политического равновесия приобретает более широкое толкование. Благодаря установленному Венской системой баланса сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти прекращаются за исключением незначительных.
- Венская международная система имела целью утверждение установленного в результате наполеоновских войн соотношения сил, закрепления границ национальных государств. Россия окончательно закрепила за собой Финляндию, Бессарабию и расширила свои западные границы за счет Польши, разделив ее между собой, Австрией и Пруссией.
- Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. Во время Венской системы окончательно сформировались империи: Британская (1876), Немецкая (1871), Французская (1852). В 1877 г. турецкий султан взял себе титул «Император османов». Россия стала империей значительно раньше — в 1721 г.
- Невзирая на конец глобальной изолированности цивилизаций и культур, Венская система, как и предыдущая Вестфальская, имела евроцентристский характер. Вестфальская система сначала не имела глобальный характер, охватывала Западную и Центральную Европу. Позже она интегрировала к сфере своего действия Восточную Европу, Россию,Средиземноморье, Северную Америку. Венская система МО охватывала, фактически, лишь европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, за которые ведущие государства Европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями. Вне пределов Венской системы остался Китай ,который в результате Опиумных войн и навязанных ведущими европейскими государствами неравноправных договоров, был поставлен в полуколониальное положение. Япония, которая во второй половине XIX века начала «открываться» для мира, также не была приобщена к Венской системе. В то же время в период Венской системы европейская история начала постепенно превращаться в мировую.
- На Венском конгрессе не были официально закреплены колонии. Одной из главных причин Первой мировой войны станет именно борьба за перераспределение колониальных империй.
- Активно проходили модернизационные процессы, развитие капиталистических отношений, буржуазные революции.
- Особенности Венской системы заключались не только в общей заинтересованности сохранения статус-кво, но и в разнице цивилизационного и модернизационного уровня его участников. Великобритания и Франция уже вступили в процесс научно-технического прогресса; Австрия и Пруссия в этой сфере значительно отставали. Особенностью геополитической реальности того времени стало то, что Россию, ведущее государство Венского конгресса, гаранта мира и стабильности в Европе, технический прогресс вообще еще почти не коснулся.
- При развитии Венской системы её участники были одинаковы по сущности (монархии), поэтому долгое время она была однородна.
- Исследователи отмечают исключительную стойкость системы. Несмотря на войны, революции, международные кризисы система МО осталась практически неизменной. Фактически с момента Венского конгресса до начала Первой мировой войны перечень ведущих держав не изменился.
- Те принципы, которые разделяли правящие элиты ведущих держав, отличались схожестью в видении международных ситуаций. Фактически это приводило к стремлению ведущих держав решать международные проблемы путем компромиссов и коалиционных соглашений.
- Время существования европейского концерта стало периодом развития классической дипломатии. Система Европейского концерта охватывала политическую сферу, и влияние внутриэкономических процессов на внешнюю политику было опосредованным, проявлялся только в наиболее кризисных ситуациях. Сфера дипломатии имела исключительную автономию в решении определенных проблем. Поэтому дипломаты не были ограничены какими-то внутриполитическими или экономическими факторами.
- В период существования системы Европейского концерта были сформулированы и приняты всеми цивилизованными странами единые нормативные акты о мирном разрешении конфликтов, а также о ведении военных действий, об обращении с пленными и др.
- Интересы практически всех великих европейских держав (кроме Великобритании и России) были сосредоточены в Европе. Одновременно в мире активно происходила колонизация.
Версальско-Вашингтонская
система международных отношений
Версальско-Вашингтонская
система международных отношений — мировой порядок,
основы которого были заложены по завершении Первой
мировой войны 1914—1918 Версальским мирным
договором 1919, договорами с союзниками Германии,
а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской
конференции 1921—1922.
Европейская
(Версальская) часть этой системы
в значительной степени была сформирована
под влиянием политических и военно-стратегических
соображений стран-победительниц в Первой
мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США,
Японии) при игнорировании интересов побеждённых
и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия,Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония),
что делало эту структуру уязвимой из-за
требований её преобразования и не способствовало
долговременной стабильности в мировых
делах.
Основу Версальско-Вашингтонской
системы международных отношений
в Европе составляли:
- Версальский мирный договор (1919) и тесно связанные с ним
- Сен-Жерменский мирный договор (1919),
- Нёйиский мирный договор (1919),
- Трианонский мирный договор (1920),
- Севрский мирный договор (1920).
Отказ США от
участия в функционировании Версальской
системы, изоляция Советской России и
антигерманская направленность превращали
её в несбалансированную и неуниверсальную,
тем самым увеличивая потенциал будущего
мирового конфликта.
Вашингтонская
система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский
регион, отличалась несколько большим
равновесием, но тоже была неуниверсальной.
Её нестабильность обусловливали неопределённость
политического развития Китая, милитаристский
внешнеполитический курс Японии, изоляционизм
США и пр.
Версальская
система — это система послевоенного устройства
мира. Ее характерной чертой была антисоветская
направленность. Самую большую выгоду
от Версальской системы получили Великобритания,
Франция и США. В это время в России шла
гражданская война, победа в которой осталась
за большевиками. Россия начала устанавливать
дипломатические отношения с Афганистаном,
Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также
установить дипломатические отношения
с Польшей, но Пилсудский вместо этого подписал
соглашение с одним из руководителей Центральной
Рады и польские войска вступили на территорию Украины.
Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу,
но поляки нанесли ей тяжёлое поражение,
в результате которого большевистское
руководство вынуждено было пойти на мир
с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную
Украину и Западную Белоруссию.
Вашингтонские
соглашения — конференция была созвана для того,
чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном
соотношении сил в Тихоокеанском бассейне
и об ограничении морских вооружений.
Американская дипломатия стремилась взять
реванш за поражение в Париже и добиться
усиления своего влияния в решении важных
международных проблем.13 декабря 1921 —
«Договор четырёх государств» (Великобритания,
США, Франция и Япония) касался взаимных
гарантий неприкосновенности островных
владений её участников в бассейне Тихого
океана (закрепление статус-кво); «Договор
пяти государств» (Британия, США, Япония,
Франция и Италия) запрещал строительство
военных кораблей, тоннаж которых превышал
35 тыс. т., устанавливал соотношение между
флотами этих стран за классом линкоров
в пропорции 10:10:6:3,5:3,5, закрепив лидерство
первых двух. «Договор девяти государств»
(США, Британия, Франция, Япония, Италия,
Бельгия, Голландия, Португалия и Китай)
провозглашал принцип уважения суверенитета,
территориальной и административной неприкосновенности
Китая. Он обязывал всех участников придерживаться
принципов «открытых дверей» и «равных
возможностей» в торговле и развитии промышленности
на всей территории Китая.
Договоры, заключённые
на Вашингтонской конференции, дополняли
систему договоров, подписанных
в 1919—1920 между странами-победительницами и странами,
которые проиграли мировую войну.
В 1919—1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская
система международных договоров, призванная
формально закрепить итоги Первой мировой
войны.
Особенности
- Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.
- Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.
- Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.
- Образование ряда новых суверенных субъектов МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.
- Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.
- Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
- Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
- Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность ,Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.)…
Ялтинско-потсдамская
система международных отношений
Ялтинско-Потсдамская
система международных отношений[1] — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений,
закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции[2]
Впервые вопрос
послевоенного урегулирования на высшем
уровне был поставлен в ходе Тегеранской
конференции 1943 г., где уже тогда достаточно
отчетливо проявилось усиление позиции
двух держав — СССР и США, к которым все
больше переходит решающая роль в определении
параметров послевоенного мира. То есть,
еще в ходе войны зарождаются предпосылки
формирования основ будущего биполярного
мира. В полной мере эта тенденция проявилась
уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях,
когда главную роль в решении ключевых
проблем связанных с формированием новой
модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы
СССР и США.
Потсдамская
эпоха стала историческим прецедентом,
поскольку никогда раньше весь мир
целиком не был искусственно разделен
на сферы влияния между двумя
государствами. Биполярный расклад
сил быстро привел к началу противостояния
между капиталистическим и социалистическим
лагерями, именуемому в истории холодной войной.
Для Потсдамской
эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная
угроза начала прямого военного противостояния
между СССРи США.
Конец Потсдамской
эпохи ознаменовался развалом мирового
социалистического лагеря, последовавшим
за провальной попыткой реформировать
экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.
Особенности
- Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли двасверхгосударства — СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.
- конфронтационный характер — системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной войны».
- Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как в военных, так и в политических стратегиях.
- Распределение мира на сферу влияния двух сверхгосударств как в Европе, так и на периферии, возникновения «разделенных» стран (Германия, Корея, Вьетнам, Китай) и становления военно-политических блоков, под руководством СССР и США привело к глобализации и углубленной геополитической структуризации системного противостояния и конфронтации.
- Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР. США хотели установления в мире американской гегемонии под лозунгом «Рах Americana», СССР — утверждал о неотвратимости победы социализма в мировом масштабе. Идеологическая конфронтация, «борьба идей», приводила к взаимной демонизации противоположной стороны и оставалась важной чертой послевоенной системы МО. Советско-американское противостояние выглядело в первую очередь как соперничество системы политических и этических идеалов, социальных и моральных принципов.
- Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. Разрушение колониальных систем, становление региональных и субрегиональных подсистем международных отношений осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и тенденций экономической и политической глобализации.
- Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений[3].
- ООН, один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное время.