Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 13:44, реферат
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ
СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ
ТОРГОВЛЕ
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.
Ядром
НАФТА является американо-канадская
экономическая интеграция. Развивающаяся
с 19 в., она привела к подписанию
в сентябре 1988 американско-канадского
соглашения о свободной торговле
(Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего
в силу с 1989. КУФТА предусматривало
создание в течение 10 лет зоны свободной
торговли, объединяющей обе страны
Северной Америки. С 1990 начались переговоры
о присоединении к КУФТА
НАФТА
стала первым в мире экономическим
союзом, объединившим высокоразвитые
государства (США, Канада) и развивающуюся
(Мексика) страну.
Как
и другие региональные интеграционные
блоки, НАФТА организовано с целью
расширения экономических связей (прежде
всего, взаимной торговли) между странами-участниками.
Запрещая государствам-членам дискриминацию
в отношении взаимных товаропоставок
и инвестиций, НАФТА устанавливает
протекционистские правила
Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:
– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;
– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;
– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
– урегулирование экономических споров;
– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.
Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.
В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.
Внутри
НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС,
есть только один центр экономической
силы – США, чья экономика в
несколько раз превосходит
Из-за
моноцентричности в НАФТА нет
специальных надгосударственных институтов
(как Европарламент в ЕС), поскольку
они стали бы лишь придатком к
администрации США. Центральным
организационным институтом НАФТА
является Комиссия по свободной торговле
на уровне министров торговли, которая
следит за выполнением соглашения и
оказывает содействие разрешению споров,
возникающих при его
Участники
НАФТА не намерены трансформировать
его, как это было в ЕС, в таможенный
союз. Это объясняется тем, что 70%
внешней торговли США приходится
на страны за пределами НАФТА, поэтому
Соединенные Штаты хотят
В 20 в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.
Поскольку
НАФТА демонстрирует
По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.
Планы
США расширять НАФТА на юг встречают
среди латиноамериканских стран
настороженное отношение. Бразилию,
Аргентину и ряд других «новых
индустриальных» стран
Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:
Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.
Общий
товарооборот с Мексикой только за
1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5
млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой
– почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.).
На обе эти страны приходится треть
внешней торговли США. В начале 2000-х
средний ежегодный прирост
В
то же время различные экологические
и профсоюзные группы в США, как
и многие члены американского
Конгресса, опасаются перемещения
американской деловой активности в
Мексику с ее низкими трудовыми
и экологическими стандартами. Кроме
того, американцы боятся усиливающегося
с 1990-х потока иммигрантов из Мексики,
который в 2000-е уже достиг 300 тыс.
человек в год. Подобная «латиноамериканизация»
США кажется многим американцам
угрозой их цивилизации, основанной
на ценностях протестантской европейской
культуры.
Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.
Через
региональное объединение с США
Мексика стала постепенно интегрироваться
в глобальную экономику. Особое значение
для нее имело также
Критики
мексиканского членства в НАФТА
указывают на то, что выгодами от
него пользуется почти исключительно
элита, но не трудящиеся. Привлекательность
Мексики для иностранных
Участие
в НАФТА повернуло Мексику
к такой программе торговой либерализации
и реструктуризации экономики, которая
в будущем делает отход от нее
затруднительным, а возвращение
к экономической
Канада
– это объективно более сильный
член НАФТА, чем Мексика, но более
слабый, чем США. Потому Канада склонна
блокироваться с Мексикой при
отстаивании своих интересов, для
оказания давления на Вашингтон. В начале
1990-х Канада опиралась на поддержку
Мексики в противодействии
Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.
Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле