Североамериканское соглашение о свободной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 26.85 Кб (Скачать)

     СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ  СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ  ТОРГОВЛЕ 

     СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ  СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое  интеграционное объединение, в которое  входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном  мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

     Ядром НАФТА является американо-канадская  экономическая интеграция. Развивающаяся  с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего  в силу с 1989. КУФТА предусматривало  создание в течение 10 лет зоны свободной  торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной  торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

     НАФТА стала первым в мире экономическим  союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.  

  1. Основные  характеристики НАФТА.
 

     Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью  расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию  в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает  протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и  автомобилестроении).

     Основными целями НАФТА, официально заявленными  в соглашении об его образовании, являются:

     – снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

     – установление справедливых условий  конкуренции в рамках зоны свободной  торговли;

     – значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

     – обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности  в каждой из стран;

     – урегулирование экономических споров;

     – создание перспектив будущего многостороннего  регионального сотрудничества.

     Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и  Азии, основанных на согласованной  регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

     В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел  «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а  затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

     Внутри  НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической  силы – США, чья экономика в  несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.). Эта  моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных  конфликтов (партнеры США могут оказаться  недовольными своим подчиненным  положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и  Мексика тесно интегрированы  с США, но не друг с другом.

     Из-за моноцентричности в НАФТА нет  специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку  они стали бы лишь придатком к  администрации США. Центральным  организационным институтом НАФТА  является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая  следит за выполнением соглашения и  оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов  и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения  Комиссии, то она столкнется с торговыми  и иными санкциями других партнеров  по блоку.

     Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому  Соединенные Штаты хотят сохранить  свободу своей внешнеэкономической  политики. 

  1. США как лидер американской экономической интеграции.
 

     В 20 в. США отстаивала принципы либерализации  мировой торговли. НАФТА создает  прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому  именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.

     Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность  региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки  и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного  союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

     По  инициативе Вашингтона, в Майами в  декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США  была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в  западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении  к НАФТА подала еще одна развивающаяся  латиноамериканская страна, Чили. Администрация  США поддержала план присоединение  Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что  ослабило позиции США накануне второго  «Саммита Америк», состоявшегося в  апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного  полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости  вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

     Планы США расширять НАФТА на юг встречают  среди латиноамериканских стран  настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской  Америки не устраивает модель экономических  отношений в рамках НАФТА между  развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая  либерализация в НАФТА дала сильный  импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени  за счет «макиладорас», т.е. сборочных  предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского  импорта из США на комплектующие  приходится примерно 75%. Такая зависимость  не позволяет латиноамериканским партнерам  США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические  производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.  

  1. Экономическое влияние НАФТА  на Соединенные Штаты.
 

     Соединенные Штаты в результате заключения этого  соглашения получили значительные выгоды:

  • в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;
  • перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

     Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия  на внутриэкономическое развитие.

     Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой  – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть  внешней торговли США. В начале 2000-х  средний ежегодный прирост товарооборота  с Мексикой составил более 20%, с Канадой  – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился  уже на две трети всего американского  экспорта в регионе, и эти возможности  продолжают расширяться. США нуждаются  в такой региональной экономической  интеграции для повышения своей  конкурентоспособности по отношению  к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

     В то же время различные экологические  и профсоюзные группы в США, как  и многие члены американского  Конгресса, опасаются перемещения  американской деловой активности в  Мексику с ее низкими трудовыми  и экологическими стандартами. Кроме  того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам  угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской  культуры.  

  1. Роль  Мексики в НАФТА.
 

     Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского  экспорта, увеличение притока иностранных  инвестиций. Стремление к экономической  интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в  начале 1980-х, отказа от импортозамещающей  стратегии развития.

     Через региональное объединение с США  Мексика стала постепенно интегрироваться  в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное  решение вопроса о внешнем  долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных  кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные  компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью  проникновения на американский и  канадский рынки. Прямые иностранные  инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

     Критики мексиканского членства в НАФТА  указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно  элита, но не трудящиеся. Привлекательность  Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем  жизни (низкой оплатой труда) и низкими  экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

     Участие в НАФТА повернуло Мексику  к такой программе торговой либерализации  и реструктуризации экономики, которая  в будущем делает отход от нее  затруднительным, а возвращение  к экономической самостоятельности  – практически невозможным.  

  1. Роль  Канады в НАФТА.
 

     Канада  – это объективно более сильный  член НАФТА, чем Мексика, но более  слабый, чем США. Потому Канада склонна  блокироваться с Мексикой при  отстаивании своих интересов, для  оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку  Мексики в противодействии протекционистским  акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку  Канады при обращении к МВФ  и МБРР, когда возникла необходимость  срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

     Канада  активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными  кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность  и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два  дополнительных – о регулировании  трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих  тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила  со многими странами Латинской Америки  различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого  соглашения, которое было объявлено  приоритетом канадской политики в регионе.

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле