Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:32, реферат
Цель заключается в раскрытии основных направлений и проблем кредитной деятельности Всемирного банка в условиях глобализации экономики.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- выявить особенности группы Всемирного банка и ее роль в регулировании международных кредитных отношений;
- исследовать кредитную деятельность Всемирного банка в России;
Введение………………………………………………………………………………3
1. Всемирный банк как международная финансовая организация……………….4
1.1 История создания Группы Всемирного банка и ее развития………………4
1.2 Организационная структура Группы Всемирного банка…………………..6
2. Анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации с группой Всемирного банка……………………………………………………...10
2.1 История сотрудничества России с группой Всемирного банка…………..10
2.2 Деятельность Всемирного Банка в России…………………................…...11
Заключение…………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………….....17
В соответствии со Статьями соглашения Международного банка реконструкции и развития (МБРР), для того чтобы стать членом Банка, страна должна сначала вступить в Международный валютный фонд (МВФ). Членство в МБРР является условием членства в МАР, МФК и МИГА.
Связи Всемирного банка с Россией начались еще в период создания Банка и МВФ в г. Бреттон-Вудс в июле 1944 года. Однако Советское правительство не подписало соглашение и не стало членом этих международных финансовых институтов. И лишь после проведения коренных изменений в политическом курсе в конце 80-х годов, Советское руководство стало проявлять интерес к установлению связей с Банком и МВФ.
Результатом встречи «Большой Семерки» в Лондоне в 1991 году стало вступление СССР в международные организации в качестве ассоциированного члена. В июле 1991 года Советский Союз подал заявку на вступление в члены МВФ и четырех организаций Группы Всемирного банка: МБРР, МФК, МАР и МАГИ . 27 августа 1991 года Исполнительные директора Всемирного банка одобрили создание специального трастового фонда технического сотрудничества в размере 50 млн. долл. США для оказания технического содействия экономическим реформам в СССР.
В ноябре 1991 года Президент Всемирного банка Льюис Т. Престон нанес официальный визит в СССР. В результате этого визита было подписано соглашение о техническом сотрудничестве между Банком и Советским правительством. Россия оказалась одной из четырех стран бывшего CCCР, согласившихся участвовать в работе Банка. Осенью 1991 года Всемирный банк открыл свое временное представительство в Москве. 7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года.
В
начале 1993 года Банк открывает постоянное
представительство в Москве, в котором
в настоящее время работает около 70 человек,
в основном — российских граждан. В июне
1993 года Банк организовал многостороннюю
встречу в Париже для обсуждения наиболее
приоритетных реформ в России и координации
связанной с ними внешней помощи. В ноябре
1994 года Президент Всемирного банка Льюис
Т. Престон нанес трехдневный визит в Российскую
Федерацию. Во время визита особое внимание
было сосредоточено на энергетическом,
финансовом, социальном и сельскохозяйственном
секторах экономики России, а также на
возможных путях оказания Банком содействия
в переходе страны к рыночной экономике.
C 1 января 1995 года Президентом Всемирного
банка является Джеймс Д. Вулфенсон. Он
впервые посетил Российскую Федерацию
в октябре 1995 года, и с тех пор каждый год
посещает нашу страну с официальным визитом.
2.2 Деятельность Всемирного Банка в России
Всемирный банк помогает России создать такую систему здравоохранения, которая была бы доступной и эффективной. Благодаря помощи Всемирного банка, 1 200 медицинских учреждений в 34 регионах оснащены новым оборудованием. Эти принесло пользу более чем 63 миллионам человек, или 40% населения России. Рекомендации Всемирного банка помогают Министерству здравоохранения усовершенствовать механизмы финансирования системы здравоохранения, повысить эффективность медицинского обслуживания и расширить возможности для удовлетворения потребностей населения.
В России быстрыми темпами распространяется эпидемия ВИЧ/СПИДа, угрожающая как здоровью людей, так и экономике. Для того чтобы нейтрализовать эту угрозу, а также с целью профилактики и лечения туберкулеза, заболеваемость которым возросла вдвое в период с 1990 по 2001 год, Всемирный банк помогает правительству проводить в жизнь стратегию “Профилактика и лечение социальных заболеваний”. Целью финансируемого Всемирным банком проекта является расширение возможностей страны для предотвращения дальнейшего распространения эпидемии путем повышения эффективности контроля, проведения кампаний информирования общественности и оказания помощи тем, кто подвергается наибольшему риску. Кроме того, проект поможет усовершенствовать методы диагностики и лечения туберкулеза.
Начиная с 1997 года, Всемирный банк предоставил России более 160 млн долл. США на реализацию проектов в сфере образования. Выпущено около 75 новых наименований учебников, более 20 миллионов экземпляров которых распространены по всей территории страны. Кроме того, в результате поддержанной Всемирным банком реформы системы образования в 16 регионах введен единый государственный экзамен для поступления в высшие учебные заведения. Благодаря этому экзамену высшее образование станет более доступным для малоимущих молодых людей из сельских районов, и он даст населению России возможность обрести знания и опыт, необходимые для решения задач рыночной экономики.
В России Всемирный банк уделяет особое внимание проектам и реформам, целями которых является повышение прозрачности, подотчетности, обеспечение широкого участия населения в общественной и экономической деятельности. Достижение этих целей ограничит возможности для коррупции. Проекты, в рамках которых оказывается содействие в модернизации Казначейства, а также налоговую и таможенные службы, также являются частью усилий Банка, помогающих России бороться с коррупцией. Всемирный банк и другие доноры финансируют проведение исследования глубинных причин и последствий коррупции в России. Это исследование проводится НПО “Индем” и поможет разработать стратегии решения этой проблемы.
Экологическая обстановка в стране ухудшается, о чем свидетельствует качество воздуха в городах, состояние рек, озер, загрязненность промышленных районов и сокращение лесных ресурсов страны. Всемирный банк выделил около 300 млн долл. США на оказание России содействия в реализации программ, в рамках которых проводится очистка загрязненных территорий, повышается эффективность управления обильными природными ресурсами и сохранение дикой природы. Так, лишь несколько лет назад Россия была одним из крупнейших в мире производителем озоноразрушающих веществ. Теперь ситуация коренным образом изменилась, благодаря программе, финансируемой Всемирным банком и Глобальным экономическим фондом. В рамках этой программы российским предприятиям выплачивается компенсация за прекращение производства озоноразрушающих веществ. Благодаря этой программе объем производства этих веществ сокращен на 140 000 тонн.
Необходимым и все более важным компонентом вклада Всемирного банка в процесс проводимых в России реформ являются аналитическая деятельность и консультации. Опыт и знания Банка в области развития, исследования и техническая помощь помогают устанавливать приоритетные задачи и направлять деятельность в рамках программы реформ. Примерами сотрудничества в этой области являются регулярно публикуемые Всемирным банком доклады об экономической ситуации в России, расчетная модель экономических последствий ВИЧ/СПИДа, анализ рынка труда и финансового рынка, а также рекомендации относительно реформы гражданской службы и государственного управления.
Всемирный банк осознает ценность знаний и опыта местных специалистов. Поэтому 80% сотрудников представительства Всемирного банка в Москве – национальные кадры. Российские эксперты сотрудничают с международными специалистами, обмениваясь с ними информацией об экономических и социальных задачах, стоящих перед страной. Они являются частью персонала Всемирного банка, численность которого по всему миру превышает 10 000 человек. Кроме того, расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.
Россией
достигнуты значительные успехи в процессе
стабилизации макроэкономической ситуации,
и Всемирный банк поддерживает усилия,
прилагаемые к диверсификации экономики
и расширению основы для экономического
роста, с тем чтобы больше людей смогли
воспользоваться благами, создаваемыми
благодаря этому росту. Кроме того, Банк
содействует повышению эффективности
и прозрачности государственного сектора.
Так, Всемирный банк установил конкурентные
механизмы, в рамках которых регионы получают
доступ к ресурсам на основе показателей
повышения эффективности бюджетного планирования
и управления государственными расходами.
Заключение
Опыт совместной работы России и Всемирного банка в течение десяти последних лет позволяет сформулировать основные выводы, основная цель которых – извлечь уроки на будущее, определить наиболее эффективные инструменты Банка, выработать рекомендации по механизмам отбора, системам подготовки и управления проектами и пр. Анализ опыта сотрудничества (подробнее представлен в Приложении 1), показывает, что:
1.
Бюджетозамещающие займы не
2. Привлечение займов МБРР для прямого кредитования частного сектора оказалось не достаточно эффективным, поскольку требовало принятия государственных обязательств по коммерческим рискам частных предприятий, в связи с чем расширение подобной практики не представляется целесообразным. В то же время, целесообразно расширять работу с частным сектором таких членов группы Всемирного банка как Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
3.
Привлечение средств займов
4.
Необходимо проводить оценку
эффективности проектов (финансовую,
бюджетную и экономическую) до
начала их реализации и
Система
управления проектами требует
5.
Целесообразно активизировать
6.
Необходимо ввести процедуру
согласования с российской
Монографии, исследования
Учебники и учебные пособия
Электронные ресурсы