Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения её экономической эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение роли внешней торговли в экономике России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ……………..……..4
2. РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ …………….....7
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ ………………………………………….... 20
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………...………..…….28

Работа содержит 1 файл

ВЭДеят.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА 

по предмету: Внешнеэкономическая деятельность 

тема: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения её экономической эффективности» 
 
 
 
 
 

                                                                              Исполнитель:

                                                                              студентка гр. М-С-08-1 з

                                                                              Руководитель:. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011 
 

   

Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………………...……2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ……………..……..4

2. РОЛЬ ВНЕШНЕЙ  ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ …………….....7

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ ………………………………………….... 20

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………...………..…….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     В последние годы внешняя торговля играла ключевую роль в формировании экономической динамики. При этом ее влияние на текущее развитие экономики России постепенно трансформировалось. Если после кризиса 1998 г. положительное воздействие на экономический рост внешней торговли было высоким, то в дальнейшем, по мере расширения спроса на импортную продукцию и снижения темпов роста экспорта полезных ископаемых, торговля с внешним миром стала фактором, во все большей степени замедляющим темпы экономического роста.

     Тем не менее, возможная диверсификация потоков внешней торговли имеет  значительный потенциал положительного воздействия на экономику страны в средне- и долгосрочной перспективе. В этой связи даже рост импорта при определенных изменениях в его структуре способен содействовать повышению конкурентоспособности российских производителей и привести к позитивным сдвигам в структуре и динамике экономики.

     Другим  важным каналом воздействия внешней  торговли на экономику страны является платежный баланс. Традиционно российский торговый баланс последних лет был положительным, чему способствовали экспорт сырьевых ресурсов и сохранение высоких мировых цен на энергоресурсы. Однако рост денежных доходов населения и укрепление национальной валюты в значительной степени стимулировали расширение импорта.

     Ключевое  воздействие торгового баланса  в современных российских условиях на динамику платежного баланса и  состояние золотовалютных резервов экономики может привести к смене текущей модели функционирования российской финансовой системы. Такое развитие событий потребует выработки углубленных решений в области управления экономикой страны, принятие которых будет связано с существенными рисками. Поэтому вопрос оценки перспектив развития внешней торговли становится очень значимым.

     Целью работы является изучение роли внешней торговли в экономике России.

     Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы внешней торговли;
  • проанализировать роль внешней торговли РФ;
  • раскрыть вопрос повышения экономической эффективности во внешней торговле.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Понятие внешней торговли

 

     Внешнеторговая  деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области  внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.

     Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому  имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

     Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом — посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

  • трансграничная поставка услуг;
  • перемещение потребителей в страну-экспортер;
  • учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
  • временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.

В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами1:

  • с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
  • на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

     Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу. 
 
 
 

     Значение  внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря  ей2:

  • преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
  • усиливается воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;
  • увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;
  • на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
  • повышается уровень международной специализации страны.

     Внешняя торговля России обеспечивает занятость  значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях3.

 

2. РОЛЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 

     Внешнеторговый  оборот в январе-марте 2010 г. составил 136,6 млрд. долларов США. Увеличение товарооборота на 42,7% по сравнению с январем-мартом 2009 г. объясняется низким уровнем (базы) объемов экспорта и импорта в январе-марте прошлого года. 

Таблица 2.1

Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии  платежного баланса) (в млрд. долл. США)4

    январь  — март 2009 г январь  — март 2010 г.
      в том  числе со странами   в том  числе со странами
    Всего Дальнее зарубежье СНГ Всего Дальнее зарубежье СНГ
Внешнеторговый  оборот 95,7 82,2 13,5 136,6 118,2 18,4
  темпы роста в % 56,2 56,4 55,1 142,7 143,8 136,3
Экспорт 57,3 48,3 9,0 91,3 79,4 11,9
  темпы роста в % 52,0 51,4 55,3 159,4 164,3 133,1
  Импорт 38,5 33,9 4,6 45,3 38,8 6,5
  темпы роста в % 63,9 65,4 54,8 117,7 114,4 142,4
  Сальдо 18,8 14,4 4,4 46,0 40,6 5,4
  темпы роста в % 37,6 34,2 55,7 244,9 282,1 123,5
 

     В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 66,8%, импорта — 33,2 процента.

     Увеличение  стоимости экспорта товаров почти  в 1,6 раза по сравнению с январем-мартом 2009 года связано, в основном, с ростом мировых цен на экспортируемые Россией основные товары и, прежде всего, на нефть.

     Восстановление  экономического роста в ведущих  промышленно развитых странах на фоне сдержанного предложения нефти со стороны стран ОПЕК и ее сокращения в некоторых нефтедобывающих странах (Норвегии, Великобритании, Мексики) способствовали формированию достаточно высоких мировых цен на нефть в I квартале 2010 года. Кроме того, на прошедшей в марте 2010 г. конференции ОПЕК было принято решение сохранить неизменными квоты добычи нефти, установленные для стран-членов данной организации.

     Цены  на нефть после некоторого снижения в феврале, в марте вернулись к пиковым посткризисным значениям, достигнутым в начале января 2010 года. Цена на нефть марки Urals в марте 2010 г. составила 76,7 доллара США за баррель и выросла по отношению к марту 2009 г. в 1,7 раза и — на 5,5% к уровню февраля 2010 года.

     Средняя цена на нефть марки Urals в I квартале 2010 г. составила 75,2 доллара США за баррель, что в 1,7 раза выше уровня января-марта 2009 года.

     В январе-феврале 2010 г. российский внешнеторговый оборот (по данным таможенной статистики) увеличился на 43,5% по сравнению с январем-февралем 2009 года. Восстановление оборота внешней торговли происходило в основном за счет роста экспортных поставок (160,3 процента). Темпы роста импорта (114,1%), несмотря на начало восстановления экономики и реальное укрепление рубля, были существенно ниже роста экспорта.

     Развитие  внешней торговли по-прежнему характеризуется  существенным разрывом в динамике физических объемов экспорта и импорта. В феврале 2010 г. физические объемы экспорта увеличились на 21,1% по сравнению с февралем 2009 г., тогда как импорт в физическом выражении за рассматриваемый период вырос на 12,9 процента.

     Экспорт товаров (по данным таможенной статистики) в январе-феврале 2010 г. относительно января-февраля 2009 г. вырос на 60,3% и составил 58,0 млрд. долларов США.

     Наиболее  существенно увеличился экспорт  в страны ЕС на 73,6% (экспорт в Польшу вырос в 2,8 раза, Испанию — в 2,2 раза, Германию и Бельгию — в 2,0 раза, Нидерланды — в 1,9 раза, Венгрию — в 1,6 раза, Италию и Францию — в 1,5 раза). Снизился экспорт в некоторые страны АТЭС: во Вьетнам — на 19,1%, Сингапур — на 3,3 процента. Среди стран СНГ более других увеличился экспорт в Украину — в 2,6 раза, Казахстан — в 1,4 раза и Молдову — в 6,9 раза.

Информация о работе Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения её экономической эффективности