РФ и Индия: сотрудничество в финансовой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:23, реферат

Описание работы

В настоящее время объем торговли между Россией и Индией, равный 7%, не отражает полностью всех тех потенциалов, которые существуют в нашей торговле и сотрудничестве, т.к. потенциал здесь очень большой. Поэтому основной задачей, стоящей перед Индией и Россией является увеличение взаимного товарооборота. Обеим странам необходимо расширить практику создания совместных экспортоориентированных предприятий, в частности, в области фармацевтики, пищевой промышленности, инжиниринговых фирм и т.д. Тут важно отметить, что прямой диалог бизнеса России и Индии, конкретных людей, которые работают в конкретных сферах, может серьезно повлиять на изменение товарооборота между обеими странами и общего фона, на котором быстро развивается политическое сотрудничество.

При условии обеспечения эффективности внешнеторговых отношений дальнейшее расширение и углубление торговли Индии с Россией может стать стимулом к расширению производственного и экономического потенциала обеих стран.

Работа содержит 1 файл

междунар.сотр. фин.сфре.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

       РФ  и Индия: сотрудничество в финансовой сфере

       Введение

       Россия  и Индия имеют значительное совпадение интересов в политических и экономических  сферах, что в сочетании с солидной договорно-правовой базой создает  благоприятные условия и предопределяет необходимость всемерного развития отношений в этих областях в целях укрепления своих стратегических позиций в мире.

       Внешняя торговля Индии переживает бурный подъем, выражающийся в резком увеличении объемов  товарооборота в основном за счет экспорта. Основной интерес страны лежит в расширении торговли со странами, в число которых входят ведущие державы мира, в т.ч. и Россия.

       Индия традиционно занимала важное место  в торгово-экономических связях бывшего СССР, а потом и России. Однако начиная с 1991 г. для российско-индийских торгово-экономических отношений характерно снижение товарооборота. Объективными причинами такого положения стали изменения, происходящие в экономике России, сопровождающиеся ломкой старых связей, переориентацией внешней торговли на рынки стран Запада.

       В настоящее время объем торговли между Россией и Индией, равный 7%, не отражает полностью всех тех  потенциалов, которые существуют в  нашей торговле и сотрудничестве, т.к. потенциал здесь очень большой. Поэтому основной задачей, стоящей  перед Индией и Россией является увеличение взаимного товарооборота. Обеим странам необходимо расширить практику создания совместных экспортоориентированных предприятий, в частности, в области фармацевтики, пищевой промышленности, инжиниринговых фирм и т.д. Тут важно отметить, что прямой диалог бизнеса России и Индии, конкретных людей, которые работают в конкретных сферах, может серьезно повлиять на изменение товарооборота между обеими странами и общего фона, на котором быстро развивается политическое сотрудничество.

       При условии обеспечения эффективности внешнеторговых отношений дальнейшее расширение и углубление торговли Индии с Россией может стать стимулом к расширению производственного и экономического потенциала обеих стран. 
 
 
 
 

 

       Экономика России 

       Символично, что, если набранные в первые месяцы темпы роста экономики сохранятся, то вскоре объем российского ВВП наконец-то достигнет показателей последнего предкризисного 1990 года. Между тем, объем личного потребления уже давно превысил исходный уровень, хотя и при более высокой степени дифференциации населения по доходам. Но чтобы надежды большинства россиян на лучшую жизнь материализовались, необходимо быстрее перейти к новой модели развития экономики. Свое видение путей решения этой задачи в опубликованном недавно комплексном докладе "Инновационный путь России: миссия выполнима?" представили ряд ведущих российских экономистов: Григорий Ясин, Леонид Григорьев и Марсель Салихов.

       Средний темп прироста российского ВВП в 1999-2006 годах составил 6,7%, что превосходит  среднемировой уровень развития в указанный период, хотя в группе стран с переходными экономиками результаты России оказываются в целом средними, особенно с учетом низкого уровня 1999 года. Однако многолетний подъем российской экономики на базе сырьевых и энергетических отраслей поставил Россию перед вопросом о характере своего развития и месте страны в мировом разделении труда. В результате сырьевого роста за последние годы по качественным показателям Россия стала ближе к экспортерам энергоресурсов, а главный ресурс - человеческий капитал - так до сих пор и не задействован.

       По  мнению авторов доклада, в ближайшей  перспективе макроэкономическая ситуация в стране скорее всего останется  стабильной, а экономический рост продолжится. Однако они прогнозируют усиление факторов, оказывающих тормозящий эффект на развитие экономики. В их числе, например, тенденция, напрямую от российских властей не зависящая - уже сегодня можно констатировать начало снижения темпов роста мировой экономики, так как интенсивный подъем, длящийся уже несколько лет, сократил избыток производственных мощностей в мире, что создает предпосылки для замедления.

       Однако  сокращается и внутрироссийский потенциал роста российской экономики: за последние годы в значительной степени исчерпаны резервы незагруженных  мощностей и избыточной рабочей силы. Несмотря на высокую инвестиционную активность последних лет, на высоком уровне сохраняется моральный и физический износ основных средств большинства промышленных отраслей, на транспорте, в ЖКХ. К тому же обменный курс рубля фактически вернулся к уровню середины 1990-х, что усугубляет и без того низкую конкурентоспособности российских производителей по цене и качеству. Продолжается быстрый рост импорта и происходит сегментация рынка - при сопоставимом качестве российские товары оказываются дороже дешевых товаров из стран Азии, что также приводит к выбору российских потребителей со средним и низким уровнем доходов в пользу азиатских товаров, при том, что состоятельные группы по-прежнему преимущественно привязаны к европейскому импорту.

       Многое  в этой ситуации зависит от успешности развития российского бизнеса, который  нуждается в создании условий  и стимулов для модернизации и  диверсификации производства. По мнению авторов доклада, госполитика должна быть направлена не на поддержку определенных отраслей и предприятий, а на снижение рисков для инвестирования и инноваций, создание различных механизмов стимулирования, соответствующих уровню конкурентоспособности предприятий. По словам Григория Ясина, необходимо убрать препятствия для экспансии лидеров и помочь "второму эшелону" в развитии бизнеса, чтобы обеспечить расширение круга лидеров, а также создать условия для вытеснения аутсайдеров с рынка, чтобы высвободить ресурсы для новых, более эффективных игроков.

       В целом эксперты считают, что дальнейшее развитие российской экономики зависит от успешности и скорости модернизации. "Переход к новой модели роста инновационного типа - признанная задача, - отмечает Леонид Григорьев. - Однако формирование инновационной модели происходит слишком медленно, большинство структурных реформ за последние два года мало продвинулись вперед. России предстоит, опираясь на мировой опыт, сформировать свою собственную модель экономики и общества".

       В условиях скорого вступления в ВТО  и усиления межгосударственной конкуренции российскому бизнесу придется решать непростую задачу по поиску собственного места под солнцем. Принято считать, что свободных рынков для российских предпринимателей уже не осталось. Рынки товаров массового спроса практически полностью поглощены низкозатратными производителями, конкурировать с которыми на поле снижения издержек производства бесперспективно. А рынки уникальных высокотехнологичных товаров монополизированы компаниями передовых развитых стран - здесь можно попытаться только вклиниться на редкие специальные ниши. Однако в такой логике можно не заметить шансов, которые открываются на новых растущих рынках. Встраивание в цепочки добавленной стоимости, на ранних стадиях формирования таких цепочек, - редкая и перспективная возможность уйти от догоняющей и имитационной модели, равно как и возможность реализовать имеющиеся в России конкурентные преимущества.

       Пример  такого бурно растущего рынка - производство научно-технических инновационных  продуктов и услуг, на котором  с 1990-х годов происходят активные процессы глобализации. Есть основания полагать, что встраивание в эту цепочку снимет ограничения, препятствующие реализации инновационного потенциала России.

       Кстати, недавнее обследования ЮНКТАД (конференция  ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН) по результатам опроса менеджеров транснациональных корпораций показало, что Россия весьма высоко позиционируется ими среди стран, наиболее привлекательных для будущего аутсорсинга НИОКР. Примечательно, что обогнавшие Россию по показателям инновационного потенциала страны Центральной и Восточной Европы не рассматриваются транснациональными корпорациями (на которые, собственно, и приходится львиная доля, около 2/3 мировых расходов на промышленные НИОКР) как привлекательные для инновационного аутсорсинга места размещения бизнеса. В то же время среди развивающихся экономик лидируют по этому признаку Китай, Индия и Россия.

       В целом, эксперты полагают, что совместной национальной целью бизнеса и  государства должно стать увеличение конкурентоспособности и наращивание компетенций в несырьевых областях торгуемых секторов. Лишь диверсификация экономики с постепенным наращиванием собственных инновационных компетенций, встраивание в мировое разделение труда, привлечение иностранных инвестиций и постепенное приближение к технологическим границам способно снизить риски и вывести Россию на новую траекторию устойчивого развития.  

 

       Экономика Индии

 

       Индийская экономика - одна из самых динамично  развивающихся на планете. По размерам ВВП Индия находится на пятом месте в мире, опережая такие страны, как Франция и Великобритания.

       За  последние 10 лет Индия добилась 50-процентного  роста объема промышленного производства и 65-процентного увеличения экспорта высокотехнологичной продукции. В 2004 году рост ВВП составил 9,1%, инфляция - 4,6%, валютный резерв вырос до 119,3 млрд. долларов, объем иностранных инвестиций - до 3 млрд. долларов.

       В стратегии развития страны, которая  была представлена индийскому обществу в виде программы "Индия: Видение - 2020" определены стратегические направления развития индийской экономики на средне- и долгосрочную перспективу. Определены следующим образом: энергетика (включая атомную), кластер информационных технологий (ядро формирующегося "нового технологического уклада" ), "стратегические отрасли" (оборонно-промышленный комплекс, аэро-космический сектор, авиастроение, электроника высшей степени сложности, атомная промышленность, телекоммуникации и т.д.). Развитие данных направлений экономики является высшим приоритетом Индии.1

       Текущее состояние экономики Индии оценивается  как стабильное и имеющее положительную  динамику. В 2006/07 фин. г., по предварительным  данным Центральной статистической организации Индии (Central Statistical Organization), объем ВВП в текущих ценах  достиг 837,3 млрд. долл. США (рост в базовых ценах 1999/2000 фин. года на 9,4%). Структура ВВП (2006/07 фин. г.) – услуги (55,1%), промышленность (26,4%), сельское хозяйство (18,5%). Рост производства в сельском хозяйстве составил 2,7% (в 2005/06 фин. г. – 6,0%), промышленности – 12,3% (9,6%) и секторе услуг – 13% (9,8%). Прогнозируется, что в 2007/08 фин. г. ВВП вырастет на 8,5%, производство в сельском хозяйстве – на 3% (доля в ВПП составит 17,5%), промышленность – на 9,3% (26,6%), а сектор услуг – на 9,9% (55,9%).

       Индийское правительство в течение последних  лет в целом обеспечивает финансовую стабильность страны. Бюджет Индии  на протяжении многих лет остается дефицитным. В 2006/07 фин. г. дефицит государственного бюджета составил 34,4 млрд. долл. США  или 3,7% ВВП.

       Уровень инфляции в 2006/07 фин. г. – 6,1% (2005/06 фин. году – 4,7%). Золотовалютные резервы на конец 2006/07 фин. г. достигли 199,2 млрд. долл. США (рост 32,3% по сравнению с 2005/06 фин. г.).

       Общий внешний долг Индии в 2006 г. вырос  по сравнению с 2005 г. на 19,7% и составил 142,66 млрд. долл. США.

       Национальный  доход на душу населения в текущих  ценах – 32117 инд. рупий (723 долл. США).

       Средний валютный курс индийской рупии в 2006/07 фин. г. – 44,4 инд. рупии за 1 долл. США.

       В 2006/07 фин. г. объем прямых иностранных инвестиций (FDI) в экономику Индии составил 16,4 млрд. долл. США (рост на 119% по сравнению с 2005/06 фин. г.). Основные сферы капиталовложений – сектор услуг, производство электротехнического оборудования и автомобилей, телекоммуникации, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика. Объем иностранных портфельных инвестиций в 2006 г. составил 9 млрд. долл. США (в 2005 г. – 10,4 млрд. долл. США).

       Индия не только привлекает капиталы извне, но в последние годы все более  активно инвестирует средства в экономику других стран. Основная часть индийских инвестиций направляется в США, Великобританию, Францию, Германию, Бельгию, Россию и Бразилию, преимущественно в нефтегазовый сектор, добычу полезных ископаемых, металлургию, фармацевтику, телекоммуникации и производство химических товаров. После отмены в 2005/06 фин. г. ограничения на величину приобретаемых за границей активов (не более 100 млн. долл. США), объемы зарубежных инвестиций индийских компаний в 2006/07 фин. г. выросли более чем в 10 раз. Индийские компании объявили о приобретении 480 иностранных компаний на общую сумму более 43 млрд. долл. США. Только в январе-феврале 2007 г. они объявили о своих зарубежных инвестициях на сумму 23 млрд. долл. США. В настоящее время индийским компаниям разрешено инвестировать за рубеж средства, составляющие до 300% их собственного капитала, в том числе размещать до 35% чистой прибыли в портфельные инвестиции.

       Банковско-финансовый сектор Индии достаточно стабилен и характеризуется доминированием государственных и контролируемых государством банков. В Индии работает 288 коммерческих банков, имеющих свыше 69 тыс. отделений по всей стране. На их долю приходится 75% всех депозитов, 70% кредитов и 76% всех банковских активов. Совокупные депозиты, по состоянию на 31 декабря 2007 г., составили 132,1 млрд. долл. США (годовой рост 22,5%), в том числе в иностранных банках - 32,5 млрд. долл. США. Ставки по депозитам – 7,75-8,5% в год. Кредитные ставки – 10,75-10,8%.

Информация о работе РФ и Индия: сотрудничество в финансовой сфере