Региональные патентные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:20, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные положения о региональных патентных системах, а также сами региональные патентные системы.
Целью работы является изучение региональных патентных систем, их роли в мире, а также понимание того, что они из себя представляют в целом.
Актуальность темы реферата обусловлена прежде всего качественным изменением объективной основы возникновения общественных отношений в сфере патентной охраны промышленных изобретений.

Содержание

Введение 3
Общие положения о региональных патентных системах 4
Европейская региональная патентная система 5
Евразийская региональная патентная система 7
Другие региональные патентные организации 9
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

РПС.docx

— 155.17 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования Московской области 
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»»

 

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу

«Мировое патентное право»

 

на тему:

«Региональные патентные системы»

 

 

Выполнила:

Студентка направления «Экономика и управление на предприятии» группы № 4191

Гарипова А.Н.

 

 

Проверил:

доцент, к.ю.н.

Ревинский О. В.

 

 

 

 

 

Дубна, 2011 

Содержание

Введение 3

Общие положения  о региональных патентных системах 4

Европейская региональная патентная система 5

Евразийская региональная патентная система 7

Другие региональные патентные организации 9

Заключение 12

Список литературы 13

 

Введение

Существующие  национальные и региональные системы  патентной охраны практически независимы друг от друга. Сегодня не существует никакого международного соглашения о взаимном признании действия патентов всеми или большинством субъектов международного права, поэтому наличие национального или регионального патента никоим образом не препятствует использованию разработки вне охраняемой территории. Для расширения последней следует своевременно подать заявки в каждое из интересующих нас национальных патентных ведомств или региональных патентных организаций.

В данной работе рассматриваются основные положения о региональных патентных системах, а также сами региональные патентные системы.

Целью работы является изучение региональных патентных систем, их роли в мире, а также понимание  того, что они из себя представляют в целом.

Актуальность  темы реферата обусловлена прежде всего качественным изменением объективной основы возникновения общественных отношений в сфере патентной охраны промышленных изобретений.

 

Общие положения  о региональных патентных системах

Работа патентных  ведомств различных стран принципиально  имеет один и тот же характер, поэтому вполне логичной является идея кооперации нескольких стран с целью  организации единого патентного ведомства, обеспечивающего прием  и регистрацию охранных документов, которые действуют на территориях кооперирующихся стран. Впервые эта идея была реализована после второй мировой войны в Европе.

В настоящее  время только пять международных  и межправительственных организаций выдают региональные патенты на основе единственной заявки:

 

    1. Европейская патентная организация;
    2. Евразийская патентная организация;
    3. Ведомство по гармонизации внутреннего рынка Европейского Союза;
    4. Африканская организация интеллектуальной собственности (Organisation Africaine de la Propriété Intellectuelle);
    5. Африканская региональная организация промышленной собственности (African Regional Intellectual Property Organization)

 

Указанные организации являются членами Союза по охране промышленной собственности и Международного союза патентной кооперации, и обеспечивают возможность получения единого регионального патента на основе единственной заявки. 

Европейская региональная патентная система

Идея создания европейской патентной системы  возникла после второй мировой войны  в связи с движением европейских  стран к экономической интеграции, построению общего рынка. В 1947 г. в Гааге  было подписано соглашение о создании Международного патентного института (аббревиатура на английском языке IIB), а в 1949 г. Совет Европы одобрил  план создания Европейского патентного ведомства. Одним из наиболее сложных  вопросов подготовки создания Европейского патентного ведомства (ЕПВ) являлась проблема разработки законодательной базы, серьезным шагом в этом направлении стало подписание в 1963 г. Страсбургской Конвенции об унификации определенных положений основного закона о патентах на изобретения. Ключевым пунктом создания Европейской патентной системы можно считать дипломатическую конференцию в Мюнхене в 1973 г., когда 16 из 21 представленных на конференции государств подписали Европейскую патентную конвенцию.

В 1977 г. названная  Конвенция вступила в силу и было создано ЕПВ, которое уже со следующего года начало прием патентных заявок. Количество ежегодно подаваемых заявок на европейский патент быстро увеличивалось  и достигло в 1988 г. более 50 тысяч. Через 15 лет после вступления Конвенции  в силу в 1992 г. был выдан 200 тысячный европейский патент (первый патент был выдан в 1980 г.) и опубликовано 500 тысяч патентных заявок.

По состоянию  на 1994 г. государствами участниками  Европейской патентной конвенции являлись: Австрия, Бельгия, Швейцария, Германия, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Ирландия, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия и Швеция. В 1994 г. Европейская патентная организация заключила соглашения о взаимодействии в области патентов со странами, которые не являются членами Конвенции. Это Словения, Румыния, Литва и Латвия. Суть соглашений состоит в том, что действие Конвенции распространяется на территорию этих стран в случае их указания заявителем. Практика показала эффективность этих соглашений. Так, в 1994 г. заявители сделали в отношении Словении 1032 указания о намерении получить европейский патент и в этой стране, аналогичная цифра для Литвы составляет 252. Интерес к заключению подобных соглашений с ЕПВ выразил ряд других восточно-европейских стран, например, Болгария.

В отличие от большинства патентных ведомств мира ЕПВ является организацией, находящейся  на полном хозрасчете. В 1994 г. доходы ЕПВ  составили 999,4 млн. немецких марок и  полностью покрыли все расходы. Во главе ведомства стоит президент, которому помогают в работе пять вице-президентов. Каждый из вице-президентов отвечает за работу одного из главных директоратов. Главный директорат "Поиск" находится в Гааге (Нидерланды), а директораты "Экспертиза", "Жалобы", "Администрация" и "Международные отношения" находятся в Мюнхене (Германия). Президент ЕПВ и его аппарат находятся вместе с главными директоратами в Мюнхене. Кроме того, в Берлине находится филиал главного директората "Поиск", который занимается патентными поисками, а в Вене - филиал главного директората "Международные отношения", который отвечает за патентную информацию, публикации и исследовательские работы (бывший ИНПАДОК).

Общий штат ЕПВ (вместе с филиалами) в 1994 г. составлял 3717 человек, из них в Мюнхене находилось 1883 человека, в Гааге - 1634 человека, в  Берлине - 163 и в Вене - 87 человек. Полноправными  членами ЕПВ являются 17 государств, однако в штате ведомства граждане Германии составляют около 26%, Франции - примерно 16 %, Нидерландов (местонахождение главного директората "Поиск") - 15 %, Великобритании - 13 %, т.е. на долю четырех стран приходится около 70 % мест в штате ведомства, а на долю остальных 13 государств приходится 30 % мест.

На май 2010 года членами Европейской патентной организации являлись 37 государств: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония. Сербии было предложено присоединиться к ЕПК.

Евразийская региональная патентная система

Еще до фактического распада СССР в декабре 1991 г. была предпринята попытка создания региональной патентной системы на территории провозгласивших независимость стран бывших субъектов СССР. В октябре 1991 г. полномочные представители названных стран подписали протокол о намерении заключить Конвенцию по охране промышленной собственности. Учитывая невозможность разработки Конвенции в короткий срок, было принято решение о подготовке "Временного соглашения об охране промышленной собственности". Соглашение подписали уполномоченные представители делегаций шести государств на встрече в городе Минске в конце 1991 г., в связи с чем это соглашение довольно часто называют минским.

Соглашение так  и не вступило в силу. Основной причиной этого явился заложенный в его основу постулат, что материально-техническая и информационная база Госпатента СССР и подведомственных организаций является совместной собственностью государств - бывших субъектов СССР. Фактически это означало раздел собственности, принадлежавшей Госпатенту СССР и находящейся на территории России, что несомненно привело бы к ослаблению российской национальной патентной системы. Учитывая, что вновь провозглашенные независимые государства (бывшие республики СССР) объявили своей собственностью все находящиеся на их территории объекты союзного значения, аналогичное решение было принято Российской Федерацией. На международном уровне такое разделение собственности СССР было закреплено на совместном заседании Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ 9 октября 1992 г. в г. Бишкеке, которое приняло "Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности".

После вступления в силу данного Соглашения правовая и практическая основы реализации минского Соглашения исчезли и наступил новый  этап работ по созданию региональной патентной системы на территории бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о мерах по охране промышленной собственности, подписанным в 1993 г. главами правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана и Украины, в мае 1993 г. в Москве состоялось первое заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. На заседании присутствовали представители ВОИС во главе с Генеральным директором этой организации, а также Президент Германского патентного ведомства, что указывало на значительный интерес государств дальнего зарубежья к вопросу облегчения процедуры патентования изобретений иностранными заявителями на территории бывшего СССР. На заседании было решено подготовить проект Патентной конвенции, для чего была образована постоянно действующая Межгосударственная рабочая группа экспертов. Состоялось несколько заседаний названной рабочей группы, причем на всех заседаниях активную роль играли представители ВОИС.

Окончательный вариант конвенции, которая получила название "Евразийская патентная конвенция" (ЕАПК), был подготовлен на третьем заседании Межгосударственного совета, проходившего при непосредственном участии Генерального директора ВОИС 14-17 февраля 1994 г. в Женеве. Подписание Конвенции состоялось на заседании глав правительств стран СНГ в г. Москве 9 сентября 1994 г. Конвенцию подписали 9 государств Содружества, за исключением правительств Узбекистана и Туркменистана. Далее наступила фаза ратификации Конвенции. Федеральный Закон о ратификации Евразийской патентной конвенции был подписан Президентом Российской Федерации в июне 1995 г.

Конвенцией учреждается  Евразийская патентная система, которая организационно оформляется  в виде межправительственной Евразийской  патентной организации, состоящей из Административного совета и Евразийского патентного ведомства. ЕАПВ возглавляет Президент, который является высшим должностным лицом ЕАПО. Членами организации являются все договаривающиеся организации. Штаб-квартира Организации и Евразийское патентное ведомство находятся в г. Москве. Депозитарием Конвенции является Генеральный директор ВОИС, который также выступает в качестве посредника при возникновении какого-либо спора по вопросам толкования или применения Конвенции.

В соответствии с подписанным 1 декабря 1998 г. Соглашением  между Роспатентом и Евразийским  патентным ведомством Евразийской  патентной организации о сотрудничестве в области правовой охраны изобретений Роспатент обеспечивает проведение работ, направленных на информационную поддержку, совершенствование правовых аспектов и методологии экспертизы евразийских заявок и др.

Другие  региональные патентные организации

  1. Ведомство по гармонизации внутреннего рынка Европейского Союза выдает патенты на промышленные образцы, действующие на территории всех государств Европейского Союза): Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

 

  1. Африканская организация интеллектуальной собственности  выдает охранные документы на все виды объектов промышленной собственности, действующие на территории Бенина, Буркина-Фасо, Габона, Гвинеи, Камеруна, Конго, Кот-д-Ивуара, Мавритании, Мали, Нигера, Сенегала, Того, ЦАР и Чад.

  1. Африканская региональная организация промышленной собственности выдает охранные документы на любые виды объектов промышленной собственности, действующие на территории Ботсваны, Ганы, Замбии, Зимбабве, Кении, Лесото, Малави, Свазиленда, Судана и Уганды.

Граждане и  юридические лица, зарегистрированные в Украине, Киргизии, Армении, Грузии, Молдове, Евросоюзе и в некоторых других государствах, могут получить правовую охрану промышленного образца на всей территории, охваченной действием Гаагской системы международного депонирования промышленных образцов посредством подачи единственной заявки в Международное Бюро Всемирной организации Интеллектуальной Собственности (МБ ВОИС).

Информация о работе Региональные патентные системы