Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:40, доклад
Политические задачи .Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы: Четыре так называемые «интегрированные» страны -Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза -в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);
Региональная
политика стран-членов ЕС
Политические задачи .Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы: Четыре так называемые «интегрированные» страны -Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза -в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);
Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними различиями — между севером и югом Италии, а также между «старыми» и «новыми» землями Германии;
Данная группа представлена территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;
Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.
В «интегрированных»
странах региональная политика проводится
в условиях слабого развития национальной
экономики по сравнению с другими
странами-членами ЕС, то есть особое
внимание уделяется проблемам
Вторая группа стран -Германии и Италии), как уже было сказано ранее, характеризуется высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции этих стран подчеркивают принципы справедливого развития, уделяя тем самым большое внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано «устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны». Конституция Германии подчеркивает необходимость «создать одинаковые условия для работы и жизни людей во всех частях страны». Таким образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для структурно слабых регионов принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны путем минимизации влияния негативных факторов, которые связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.
В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение Проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.
Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.
Страны северной
Европы не проводят столь активную
региональную политику, так как проблема
неравномерного развития регионов не
так актуальна. Наибольшее внимание
уделяется привлечению
Если проанализировать
положение в 15 странах Европейского
Союза, то можно заметить, что региональная
политика практически во всех странах
направлена на создание условия, которые
позволяют регионам полностью реализовать
имеющийся у них потенциал и тем самым
увеличить их вклад в развитие национальной
экономики. Можно сказать, что это и является
главной задачей региональной политики
стран-членов ЕС. Важным отличием между
этими странами является существование
ярко выраженного обязательства, позволяющего
обеспечить равенство регионов.
Политические принципы стран-членов ЕС .В странах ЕС выработаны следующие политические принципы, необходимые для достижения поставленных целей в области региональной политики:
Выработка надежной
законодательной базы для достижения
последовательности и прозрачности
проводимой политики. Региональная политика
неизбежно включает в себя выбор
слаборазвитых районов для
В качестве одного из основополагающих принципов региональной политики выделяется следующий: выделение необходимой помощи регионам, которые претерпевают структурные изменения. Также наибольший акцент делается на привлечение дополнительных инвестиций, нежели на долгосрочное субсидирование;
Региональная экономика предполагает активное развитие рыночных отношений. В качестве одного из основополагающих направлений такой политики выделяется усовершенствование структуры рыночных отношений. Целью является создание надежных и привлекательных возможностей получения работы, а именно создание рабочих мест. Данное направление политики находит поддержку в Директорате по политике рыночных отношений в странах ЕС. Необходимо подчеркнуть, что существует небольшой ряд исключений, которые не подчиняются правилам рыночной ориентации. К подобным исключениям можно отнести случаи, где проведение региональной политики имеет внеэкономическую мотивацию;
Данный принцип региональной политики характеризует ее пространственную направленность. Ограниченность бюджетных источников финансирования требует необходимость выбора между районами, нуждающимися в помощи. Для получения финансовой поддержки необходимо четко обосновать критерии выбора района. В соответствии с «Директивами ЕС по оказанию помощи национальным регионам»:
— методология определения района была четкой и объективной, чтобы позволить Европейской Комиссии оценить ее достоинства;
— указанные показатели должны быть объективными, существенными, подкрепленными надежными статистическими источниками;
— политика должна
проводиться в отношении
Региональная
политика предполагает наличие скоординированного
политического подхода. В странах
Европейского Союза в решении
этих проблем принимает участие
Европейская Комиссия — частично
через деятельность Директората
по региональной политике, а также
через контролирующие функции Директората
по политике рыночных отношений. Для
обеспечения эффективного развития
экономики определенного
Структура управления.
Государственное
устройство страны определяет уровень
децентрализации или
Если рассматривать
пример «интегрированных» стран, то
в Ирландии, Португалии и Греции
используется централизованный подход
относительно вопросов региональной политики.
В Греции практически всю
Структура управления
Италии и Германии коренным образом
отличается от структуры управления
«интегрированных» стран. Это также
находят свое отражение в уровне
проведения региональной политики: например,
в Германии ответственность за проведение
региональной политики возложена на
земли, а большинство элементов
итальянской системы носят
В Финляндии
Министерство внутренних дел несет
ответственность за формирование региональной
политики: координирование региональной
политики, подготовка законодательства
в данной области, определение проблемных
районов и т.д. Ответственность
за проведение региональной политики
возложена на различные центральные
министерства. Поскольку Регионы
Финляндии принимают отдельные
решения -в рамках небольших проектов),
так как основные решения принимаются
централизовано.
В Швеции сформировалась
следующая система, при которой
региональная администрация осуществляет
общенациональные директивы. Министерство
промышленности и торговли занимает
главенствующее место во всей системе.
При этом министерстве созданы подразделения,
в компетенцию которых входит
разработка региональной политики в
отношении слаборазвитых
Страны Северной
Европы отличаются большим опытом в
области проведения региональной политики:
— централизованный
подход во Франции и в Люксембурге;
— Нидерланды и
Соединенное Королевство, которым
присуща большая степень
— федеративная
система Австрии и Бельгии.
Во Франции
Министр отвечает за региональную политику,
основанную на рекомендациях, полученных
от CIALA -межведомственный комитет по
оказанию поддержки), также в его
компетенцию входит принятие решений
относительно стимулирования регионального
развития. DATAR — головная организация
по развитию регионов во Франции. Согласно
основополагающему Закону от 1995 года,
политика регионального развития определяется
на национальном уровне, а проводится
совместно с местными властями.
В Люксембурге
решения относительно проведения региональной
политики принимаются совместно
Министром экономики и
В Нидерландах Министерство экономики и администрации провинций являются основными ведомствами, которые занимаются вопросами региональной политики. Министерство экономики несет ответственность за проекты по оказанию помощи регионам с объемом инвестиций свыше 10 млн. флоринов. Остальные менее крупные проекты осуществляются децентрализованно.