Протекционистская политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Характеристика таможенных пошлин. Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются соответственно импортными, экспортными или транзитными.

Работа содержит 1 файл

протекционизм.docx

— 19.68 Кб (Скачать)

Протекционизм 
 
(франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В.И. Ленин подчёркивал связь протекционизма с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: "... вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 190). 
 
Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты (см. Меркантилизм), которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком протекционизма наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Великобританией (см. Континентальная блокада, 1806—14). Для эпохи домонополистического капитализма характерен "защитный" протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Великобритании, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику "свободы торговли" (см. Фритредерство).Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен "наступательный" протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам (см. Демпинг). 
 
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий. 
 
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного "коллективного" протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран "Общего рынка" (см. Европейское экономическое сообщество). Особенность современного протекционизма — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире. 
 
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств. 

 
Протекционистская политика

 
Характеристика таможенных пошлин. Таможенные пошлины относятся к  наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым  мерам государственного регулирования  экспортно-импортных операций. Такое  их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими  для государственного регулирования  внешней торговли. В зависимости  от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или  проходящий транзитом товар, они  называются соответственно импортными, экспортными или транзитными. 
 
Импортные пошлины, т.е. налогообложение ввозимых в страну товаров, встречаются наиболее часто. В дальнейшем речь будет идти прежде всего об импортных пошлинах, являющихся главным средством национального протекционизма. 
 
На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Если раньше импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. 
 
В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. 
 
Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.


Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

1) при единообразии применения  импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению  ко всем субъектам, без каких-либо  исключений;

2) при повышении размеров  пошлин и субсидий по мере  увеличения глубины переработки  и при полной отмене пошлин  на импортируемое сырье;

3) при сплошном обложении  импортными пошлинами всех товаров  и изделий, либо уже производимых  в стране, либо тех, производство  которых в принципе имеет смысл  развивать (как правило, в размере  не менее 25-30%, но и не на  уровне, который является запретительным  для любого конкурирующего импорта);

4) при отказе от таможенного  обложения импорта товаров, производство  которых невозможно или нецелесообразно  (например, бананов на севере Европы).

Виды протекционизма:

селективный протекционизм  — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

отраслевой протекционизм  — защита конкретной отрасли;

коллективный протекционизм  — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

скрытый протекционизм —  протекционизм при помощи нетаможенных методов;

местный протекционизм —  протекционизм продукции и услуг  местных компаний;

зеленый протекционизм —  протекционизм при помощи норм экологического права.

Задача протекционистской политики — поощрение развития национальной экономики и ее предохранение от иностранной конкуренции путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или ограничения (запрещения) ввоза продукции.

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и  Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды  бурного промышленного роста  этих стран совпадали с периодами  протекционизма, включая новый рывок  в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание "государства всеобщего  благоденствия"). Кроме того, они  утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и  более быстрому естественному росту  населения.

В экономической теории протекционистская  доктрина является противоположной  доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.


Информация о работе Протекционистская политика