Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 13:30, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целью курсового исследования является развитие теоретических, методологических и методических подходов к организации системы развития внутреннего туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
•изучить аппарат понятий и категорий внутреннего туризма;
•сформулировать экономические функции внутреннего туризма, выявить
роль и место внутреннего туризма в системе отраслей народного хозяйства, определить его социально-экономическое воздействие на общество и окружающую среду;
•разработать модель государственного регулирования внутреннего туризма;
•исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования внутреннего туризма в Российской Федерации и оценить степень ее соответствия экономической природе и современному уровню развития туризма в России;
•изучить возможности эффективного использования новых организационных форм государственного регулирования внутреннего туризма на основе привлечения инвестиционного капитала.
Объектом исследования выступает деятельность туристических организаций, государственных органов и общественных организаций по внутреннему туризму на федеральном и региональном уровнях.
Предметом исследования являются методология, методический инструментарий, факторы, закономерности и тенденции развития внутреннего туризма в России.
Метод. В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.
Проведенный эконометрический анализ основных закономерностей развития российского туризма позволил разработать прогнозы и определить тенденции его функционирования в системе экономических отношений, сложившихся сегодня в стране и международном масштабе.
Тщательный анализ туристских потоков демонстрирует явно выраженную тенденцию к насыщению и стабилизации.
Начальные шаги в решении поставленных задач сделаны. В Государственной Думе создано межфракционное депутатское объединение "Туризм России", в которое вошло около 32 депутатов. 23 ноября 2001 года прошли Парламентские слушания "О государственной политике в сфере туризма в Российской Федерации", на которых депутаты, представители федеральной и региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления совместно с практическими работниками туристического бизнеса и научных и учебных заведений обсудили интересующие всех вопросы в области туризма.
Многие выступающие, в том числе Заместитель Председателя Государственной Думы А.Н. Чилингаров, председатель Комитета Госдумы по культуре и туризму Н.Н. Губенко, заместитель Министра экономического развития и торговли В.И. Стржалковский, вице-премьер Правительства Москвы И.Н. Орджоникидзе, подчеркнули необходимость развития туризма в России, как одной из главных доходообразующих отраслей российской экономики.
Участникам Парламентских слушаний была представлена для обсуждения концепция федерального закона "О туризме", подготовленная депутатами Комитета по культуре и туризму при участии ученых и специалистов Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного проектирования при Правительстве Российской Федерации.
В
большей степени эту динамику
развития туризма и сопутствующих
отраслей можно отнести и к
нашей стране. Поэтому с оптимизмом
хочу подчеркнуть, что российский туризм
жив, развивается и будет
Еще в
августе 1982 года на Всемирном совещании
по туризму под эгидой Всемирной
туристской организации в Акапулько,
Мексика было отмечено: "Право
на отдых, как естественное следствие
права на труд, должно утверждаться
как основное право человека на счастье...
Ответственность государства не может
ограничиваться простым признанием этого
права, а должна вести к созданию соответствующих
практических условий для эффективного
доступа к проведению отпусков всеми,
имеющими право". Эти слова являются
актуальными и в настоящее время.
Заключение
В результате выполненного курсового исследования мы можем сделать следующие выводы и заключение.
Проведенная в работе комплексная оценка состояния туристского потенциала России подводит нас к неутешительному выводу о его весьма ограниченных возможностях в смысле привлекательности для значительного увеличения прибытий граждан на туристические объекты внутри страны. Исключение составляет лишь Москва и Санкт-Петербург. Это означает, что нет предпосылок рассматривать в ближайшее время внутренний туризм как источник значительного увеличения поступлений от него.
Автор приходит к выводу, что в сложившихся условиях необходимо наращивать масштабы внутреннего туризма на основе приемлемых для России новых его видов. При этом большее внимание следует уделить развитию внутреннего туризма, имеющего важное социальное значение.
Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях, в условиях экономического кризиса начала XXI века, осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.
Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере внутреннего туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т. д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития внутреннего туризма.
Применительно
к сфере внутреннего туризма
нами был конкретизирован и расширен
набор функций и методов
В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма; борьба с преступностью и коррупцией.
В экономической сфере: налоговое регулирование; целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туризм; увеличение инвестиций в человеческий капитал.
В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма.
В научно-образовательной сфере: развитие научного исследования в сфере туризма; создание информационно-аналитической базы; обеспечение профессиональных кадров для туристской деятельности.
В сфере организации туризма: формирование имиджа России на внутреннем рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынки; содействие участию в российских туристских программах; создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры; координация деятельности и инвестиций государственного и частного секторов в области развития туризма.
Между тем на внутреннем сегменте туристского рынка мотив рекреации должен рассматриваться не только как основной, но и быть доступным для всех слоев общества.
Внутренний туризм никогда не был да и не должен быть по крайней мере в обозримом будущем доходной статьей бюджета. Поэтому даже в условиях рынка не все должно измеряться прибылью. Здоровье нации - это дело государственной важности. Настоящий подъем внутреннего туризма не состоится без четко спланированной государственной политики в этой сфере. Перспектива сохранения и развития внутреннего туризма в стране обусловлена необходимостью разработки механизма государственного партенализма, основная стратегическая цель которого поддержка внутреннего туризма конкретными государственными протекционистскими мерами.
Это значит, что и этот сектор рынка туристских услуг не может рассматриваться как источник увеличения поступлений от туризма.
В целях повышения роли туристского комплекса в национальной экономике страны на основе интенсификации факторов его развития необходимо в перспективе создать самостоятельный орган исполнительной власти, разрабатывающий и осуществляющий государственную политику в туристском комплексе национальной экономики и отвечающий за обеспечение государственного экономического интереса и социальных гарантий в развитии внутреннего туризма.
В
целях поддержания
Первоочередными, на наш взгляд, являются меры по изменению структуры налоговой системы в направлении усиления ее регулирующего аспекта: упрощения исчисляемой базы налогообложения, дифференциации принципов налогообложения по видам туризма (в первую очередь внутреннего) и, самое главное, снижения примерно на четверть давления на туристские предприятия.
Туризм
в стране не может существовать вне
правовых норм. С развитием российского
рынка туризма усиливается
Продуманная система привлечения капитала на туристский рынок является важным фактором его интенсивного развития. Однако, как показал проведенный анализ, современное экономическое положение страны делает невозможным в обозримом будущем бюджетное финансирование строительства объектов туристской инфраструктуры.
У
государства в обозримом
Выделяемые бюджетные средства следовало бы расходовать на внутренние объекты, не требующие значительных вложений, но дающие эффект в масштабе всей страны.
В
условиях, когда экстенсивный путь
развития внутреннего туризма в
России практически исчерпан, идет
поиск интенсивных источников его
роста. Именно маркетинг должен стать
реальным инструментом интенсификации
развития туристского бизнеса и
повышения конкурентоспособности туристской
фирмы.
Информация о работе Проблемы развития туристического бизнеса в России