Проблема национализма на Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Благодаря национализму, в своё время, очень многие народы решали стоящие перед ними общезначимые задачи. Будь-то: обретение независимости - как у ирландцев, индусов или евреев; модернизация страны - как у турок или китайцев; создание единого централизованного государства - как у итальянцев. Национализм - это очень тонкая и специфическая материя, которая в умелых и умных руках может принести много пользы для народа. Но, не имея под собой прочного морального обоснования и глубоких теоретических и прикладных разработок, тот же национализм может выродиться в нечто ужасное и разрушительное, что мы видели на примере германского Третьего Рейха.

Работа содержит 1 файл

реферат по дипл..docx

— 27.71 Кб (Скачать)

1.ВВЕДЕНИЕ

Благодаря национализму, в своё время, очень многие народы решали стоящие перед ними общезначимые задачи. Будь-то: обретение независимости - как у ирландцев, индусов или евреев; модернизация страны - как у турок или китайцев; создание единого централизованного государства - как у итальянцев. Национализм - это очень тонкая и специфическая материя, которая в умелых и умных руках может принести много пользы для народа. Но, не имея под собой прочного морального обоснования и глубоких теоретических и прикладных разработок, тот же национализм может выродиться в нечто ужасное и разрушительное, что мы видели на примере германского Третьего Рейха.

  К большому сожалению, украинский национализм  не смог стать чем-то важным и, главное, нужным для своего же народа, выступая в украинской истории как элемент  регресса и деградации. Почему же так  происходит? 

  2.ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

  Более двадцати лет назад Украина обрела полную и безоговорочную независимость. То есть, была осуществлена главная цель украинских националистов, которую  они поставили перед собой  еще в начале XX-го века. Но самое смешное состоит в том, что украинская независимость стала реальностью не столько стараниями украинских националистов, сколько благодаря стечению определённых обстоятельств.  С одной стороны, ставшая столь неожиданной независимость должна была привести набиравшее к первому декабря 1991 года силу движение, каким являлся украинский национализм, к переосмыслению своего места в новой политической реальности, к перенастройке основных принципов и назначению новых целей. Но, видимо, из-за малого идейного багажа и не очень высокого качества человеческого материала, входившего в состав украинского националистического движения, никаких серьёзных изменений ни в тактике, ни в идеологии украинского национализма не произошло. 

На чём построена  украинская нация? Присутствуют ли эти  постулаты в националистических программах? Начнём с того, вокруг чего, собственно, и сформировался современный  украинский народ в XVI-XVII веках —  с православия. Осуждает ли национализм  унию, отдаёт ли предпочтение традиционной религии? Вспоминает ли о горе, принесённом  католиками украинской земле? Нет, только взывает к дальнейшему «объединению»  неавтохтонных церквей (разумеется, далеко не под эгидой УПЦ МП), но никоим образом не к укреплению, распространению национальной украинской религии, которым всегда было православие.

Может быть, националистам близки идеи славянства, которыми переполнена вся украинская литература, вся украинская политическая мысль эпохи «украинского возрождения» конца XVIII — начала XX века? Само упоминание, что украинцы — прежде всего славяне, братья русским и белорусам, противно националистам, и слышать они ничего не хотели об этой очевидной истине.

Наконец, выступают  ли националисты за демократию, за то, что на протяжении немалого исторического  периода отличало Украину не только от ближайших соседей, но и от многих продвинутых европейских государств? Но, как и в случае со славянством и православием, национализм отвечает презрением — потому что демократия предполагает свободное волеизъявление народа. А украинский народ в большинстве своём никогда не проголосует за чуждую ему националистическую идею.

Из вышеописанного можно сделать вывод, что все три составляющие, которые позволяют называться украинцем в этом глобализирующемся мире, три составляющие, которые должны культивироваться, три составляющие украинской национальной идеи враждебны современным националистам. Именно в контексте противостояния славянству, православию и демократии стоит видеть главную угрозу со стороны национализма.

  Националисты  все еще живут представления, выработанными в 20-е-30-е годы прошлого века, и боятся изменить их хоть на чуточку. Поскольку украинский национализм формировался как национализм «бездержавный» перед его представителями в 1991 году возник выбор - или каким-то образом не заметить «независимости» и жить по старым канонам, или придумывать что-то новое. Украинские националисты выбрали первое. Что же это означает в ментальном плане? А то, что они все равно ощущают себя в оккупации. А при оккупации не может быть никакого конструктивного диалога ни с обществом, ни с государством. Тому и другому украинские националисты, сознательно или нет, но приносят только вред.

  Несмотря  на то, что с момента провозглашения независимости в идеологической сфере были приняты все идейные  установки украинского национализма, сам образ националиста рисовался  в весьма благожелательном свете, сами националисты не смогли найти в себе силы взять ответственность за происходящее в стране на себя. Вот классический пример – Виктор Ющенко, который являлся типичным украинским националистом. Чем все пять лет своего президентства занимался Виктор Андреевич? Пытался принести пользу украинской державе и её народу? Нет. Он за время своего президентства стремился только к одному - нанести максимальный урон России. Страну, которую он продолжал воспринимать как единственного и абсолютного врага. Украина же его совсем не интересовала, поскольку в его «вселенной» никакой независимой Украины просто не существовало. Она все еще была под «оккупацией». Причем, не важно под какой именно: языковой, религиозной и так далее. А для безгосударственного националиста война с врагом важнее всего. Те же баскские националисты, заняты борьбой с Испанией, а не наведением порядка в банковской сфере или на рынке земли. Эти вопросы у них отложены на период после обретения независимости. Но баски-то под реальной оккупацией, у них реальные враги. У украинских же националистов, реальных врагов на Украине нет, поэтому и создаются враги виртуальные, с коими и ведётся смертельный бой. В результате чего государство только проигрывает.

  Любой здравомыслящий человек увидит пагубность образовательной украинизации в сугубо русскоязычных регионах Украины. Из-за этого падает образовательный уровень населения, государство недополучает тысячи квалифицированных специалистов, поскольку в русскоязычных регионах фактически невозможно нормально преподавать в вузах точные и технические дисциплины. Но проблемы государства националистов не волнуют. Именно это ощущение «безгосударственности» толкает украинских националистов: в бесконечное акцентирование темы «мовы», в столь невероятную агрессию к представителям других наций и народностей.

  Что и  понятно. Ведь в чем разница между  национализмом государственной  нации и негосударственной нации? Националисты, представляющие народ, имеющий  свое государство, всю свою энергию  направляют на развитие этого самого государства, в тот момент как  безгосударственный национализм занят вопросами самосохранения народа в неблагоприятных для него геополитических реалиях. И, в первую очередь, сохранения тех признаков, которые и формируют из общности людей нацию, как то: язык, религию, историю, традиционную культуру. 
В результате, мы видим это дикое сползание в никуда. Триполье, Сорочинские ярмарки, ряженные казаки, боевой гопак и прочая дребедень. Для нормального, в европейском понимании этого слова, националиста важна модернизация его страны, частью которой является и то, что жители сел по уровню мировосприятия и образования, в том числе и внешнего вида, должны походить на жителей города.

  Подобная  история и с «мовой». Ведь никто из националистов не замечает, что уже два десятка лет украинский язык - это практически язык гегемон в государственной и образовательной сфере. Его позиции очень крепки в информационном и культурном пространстве. И бороться за «мову» методом запрета наружной рекламы на русском языке или штрафованием учеников, позволивших себе в стенах того или иного вуза заговорить не на том языке -это очень большая ошибка. 

Конечно, очень обидно, что среди европейских стран, наиболее заражённых бациллой национализма, оказалась Украина. В то время как в других государствах придерживаться подобных идей позорно и унизительно, в данном случае националистом быть модно. В Украине националисты засели в местных советах (и, судя по Львову, ещё как засели), оккупировали телевизионные эфиры, создали десятки, если не сотни, партий и движений.

Ещё печальней  то, что народ Украины, тот здравомыслящий, которого от национализма тошнит, сути шовинистической угрозы до конца  не понимает. Акцентируют внимание обычно на том, что при националистах  запретят говорить по-русски, Россия для  нас станет настоящей заграницей и стране придётся либо подчиниться  данным правилам, либо разделиться. На деле же никто не говорит о другом — о том, что националисты стремятся уничтожить, прежде всего, всё украинское в самих украинцах, поставить крест на народных ценностях и потоптаться на национальной памяти, которая отнюдь не ограничивается периодом Великой Отечественной войны.

Подобным образом  националисты и их сородичи по идеологии  действовали в разных странах. Как  это ни парадоксально, но радикальный  национализм, возведённый в ранг абсолюта, всегда отрицает культуру, идеалы той нации, за которую «ратует», заменяя  его эфемерными выдумками, изобретёнными  самими же националистами. Рассмотрим классический пример — нацистскую Германию. Разве немецкий национал-социализм  восхвалял истинный немецкий флаг, Гейне и Гегеля, трудолюбие и романтизм  собственного народа? Нет, он опирался на выдумки об избранной арийской расе, на чуждую немцам свастику, изгонял  из страны прежде всего своих же отечественных поэтов, писателей, художников.

Возьмём фашистскую Италию. Разве ценил Муссолини  эпоху Возрождения, Да Винчи и  Петрарку, Гарибальди? Нет, его стремления сводились к возрождению Римской  империи, установке железной диктатуры  по подобию домината, к культивированию  архаизма, того, к чему тогдашние  итальянцы имели лишь косвенное  отношение. За истинные же заслуги вождь свой народ проклинал, так как плевать ему было на этот народ.

С украинским национализмом  происходит то же самое. Не любовью к Украине и украинскому переполнены уста и умы националистических идеологов, а ненавистью — к традиционному укладу жизни украинцев, к их менталитету, культуре, истории, традициям.

Современными  украинскими историками и политиками популяризируется миф о тотальном  подавлении большевиками украинской культуры и самосознания. Отождествление советской  власти с Россией в глазах простых  украинцев упрощает политические задачи нынешних руководителей украинского  государства. Конечно, тот факт, что  независимая Украина обязана  своим существованием именно большевикам, крайне мешает укреплению в сознании населения представления о том, что любая российская власть –  имперская ли, советская ли –  была направлена на полную ассимиляцию  украинцев, поэтому факт этот принято  на Украине замалчивать.

Но большевики не только сделали огромный вклад  в формирование украинского самосознания, но и заметно в этом переусердствовали (что их, в конце концов, не спасло от проклятий со стороны националистов). Именно при советской власти Украина получила всеми признанные границы – впоследствии ощутимо расширившиеся, именно при советской власти украинский язык стал окончательно институционализирован и обрел повсеместную популярность, именно при советской власти проводилась политика украинизации, именно советской властью было доведено до культа поклонение Шевченко, именно советская власть, в конце концов, – пусть и номинально – сделала Россию и Украину равными в правах субъектами одного государства.

Таким образом, сразу после создания УССР начала формироваться украинская националистическая школа в рамках общей союзной  идеологии. Руководители СССР сочли  такой «управляемый национализм» более  приемлемым путем решения «украинского вопроса», чем попытки бороться с  национализмом как таковым.

Искать причины  национализма государству необходимо там, откуда он произрастает — в  Галиции. Именно отсутствие чёткой государственной  стратегии в отношении Западной Украины во времена Леонида Кучмы и сейчас при Викторе Януковиче не позволяет национализму окончательно «загнуться», даже когда власть не скрывает своего негативного отношения к нему. Украинским руководителям следует усвоить простую истину: Галиция действительно сильно отличается от остальной Украины, прежде всего, ввиду более чем шестивекового пребывания в составе иностранных государств, отличающихся по своему менталитету, ценностным и цивилизационным ориентирам от Украины. Поэтому нужен однозначный план по интеграции Галиции в унитарное украинское государство, дабы галичане почувствовали себя такими же украинцами, не лучше и не хуже жителей Донецка, Киева, Херсона или Харькова.

С точки зрения данной задачи представляются спорными идеи федерализации Украины. Федерация  несёт риск попустительства национализму, предоставление ему права на жизнь. Но истинная задача украинского патриота — полное устранение национализма, лишение его всех необходимых  живительных соков, которые он может  получать только в Галиции. Нужно  полноценно интегрировать Галицию  в украинское общество, проводить  правильную гуманитарную политику, помочь галичанам начать жить украинскими  реалиями, а не западными мифами. Лишь тогда национализм потеряет необходимую для существования  почву, окончательно зароется в кругах маргиналов, откуда он, собственно, и  вышел.

Если кто-то считает, что всё это невозможно, что  Галиция ни за что не станет полноценной  частью Украины, что страна обречена на вечную холодную войну, то необходимо просто пройтись выше по карте, где расположена Беларусь. У них тоже был свой проблемный регион, Западная Беларусь, присоединённая лишь в 1939 году к Советскому Союзу, как и Галиция. Из этого региона исходили все истоки белорусского (литвинского) национализма. Но сейчас особого отличия между «западенским» Гродно и соседним с Россией Могилёвом нет, потому что белорусское руководство проводит взвешенную антинационалистическую линию, где ни один регион не чувствует себя ни особенным, ни ущемлённым.

Часть ответственности  за распространение национализма, конечно  же, лежит и на гражданском обществе. Именно из-за его попустительства, нежелания  объявить категорический бойкот национализму, ему удаётся завладевать массами. В этом направлении, к сожалению, украинцам тоже нечем похвастаться: есть русские движения, объединения, партии в Украине, которые ведут активную антинационалистическую работу, но организаций именно украинского, патриотического, демократического толка, которые бы чётко и последовательно противостояли национализму, на горизонте политической и общественной жизни не наблюдается.

Информация о работе Проблема национализма на Украине