Принцип субсидиарности в праве ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

Концепция субсидиарности прошла долгий путь исторического развития. Чтобы проследить его, следует в первую очередь проанализировать значение cамого термина. Первое его значение восходит к корню « subsidiary » ( « substitute »), что одначает вторичность. Изначально оно использовалось для обозначения резервных войск, которые привлекались лишь в том случае, если необходимо было заменить войска на периферии, неспособные справиться с поставленной перед ними задачей.

Работа содержит 1 файл

бобылев_принц.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Региональный  подход в Швеции осуществляется с 1990 через внедрение в отсталые регионы  перспективных компаний. Таким образом, на региональную администрацию (т.н. Административные советы) кроме её прямых обязанностей возложены задачи по управлению процессом развития регионов и выполнению общенациональных распоряжений Министерства промышленности и торговли. Министерство же определяет проблемные области, регулирует политическое функционирование и работает с Еврокомиссией. Высшей инстанцией в этой системе является Национальный совет по вопросам промышленного и технического развития, обеспечива-ющий поддержку предприятиям в регионах.

Во  всех странах Европейского Союза отмечается активный контроль со стороны Европейской комиссии различных направлений политики, она действует через Директорат по региональной политике и сплочению (DGXVI), а также через Директорат по конкуренции рыночных отношений (DGIV).

Индустриальная приватизация, уменьшение общественного сектора в экономике в настоящее время во многом обедняют инструментарий государственного управления регионами. Так, известны примеры, когда из-за строгого пресечения дискриминационной деятельности Европейский Суд ослабил влияние государства в Германии, Италии и Великобритании в сельском хозяйстве, запретив закупки у определённых поставщиков.

В практике ЕС Принцип субсидиарности распространяется как по вертикали власти, так и экстенсивно, внедряясь в социальный процесс, что позволяет связать и упорядочить многочисленные общественные объединения вне зависимости от типа, социального статуса и принадлежности. Кроме того, в условиях соблюдения закона предписания и запреты их деятельности не допускаются.

Одна  из основных компетенций Еврокомиссии – определение регионов для поддержки и субсдирования. Механизм отбора корректируются под настоящие задачи Сообщества по открытой и прозрачной схеме с точно фиксированными условиями. Также, имея рычаги политического влияния на национальном уровне, Комиссия использует их для концентрации деятельности на Структурных фондах. В действительности поддержка осуществляется при условиях соответствия самих стран их внутренним параметрам (51% жителей ЕС) и одобрения Директората по конкуренции Европейской комиссии (DGIV) по  статье 92(3)(а), 92(3)(с) Договора о Европейском Союзе. Причиной для отказа в предоставлении помощи в данном случае рассматриваются вероятность срыва производства конкретной продукции либо же риск или прямое нарушение принципа свободной конкуренции.

В итоге, становится очевидным и практическое, непосредственное политико-правовое применение принципа субсидиарности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Федерализм  и субсидиарность

В связи  с ЕС федерализм упоминается исключительно фигурально, так как не имеет там реального юридического статуса.

Всю историю существования Европейского союза остро стоял вопрос о пределах сдерживания полномочий стран-членов относительно статуса всего Сообщества, так как правовой режим ЕС исходил из понимания своей наднациональности. Масштабы лимитирования наиболее заметны в период составления Европейской конституции. В настоящее время страны-участницы всё активнее отстаивают право на суверенитет, апеллируя к изначальному принципу единства при сохранении своеобразия регионов.

В некоторой  степени субсидиарность возымела успех вначале 90-х именно будучи почти единственной единогласно признанной альтернативой в обстоятельствах недовольства и притязаний к общеевропейскому федерализму ввиду его чрезмерной централизации (например, со стороны консервативной партии Великобритании).

О. Б. Алексеев, говоря о роли принципа субсидиарности, из анализа процесса его образования выводит три стадии правового становления ЕС:

1 этап. Предвоенный период. Противостояние политике тоталитарных режимов порождает актуальную необходимость в корне переосмыслить технологию образования национальных и наднациональных институтов. В это время формируются идеология и основные понятия о федерализме, демократии, европейском гражданстве и едином наднациональном органе. 

В 1947 году на Конгрессе в Монтре даётся описание основных принципов федерализма:

1. «Федерация может образовываться лишь при отказе от всякой идеи организационной гегемонии.»

2. «Федерализм может родиться лишь при полном отказе от всякой системы. Создать федерацию значит упорядочить множество, соединить так или иначе конкретные и разнородные реальности — нации, экономические регионы, политические традиции.»

3. «Федерализм не знает проблем меньшинства.»

4. «Федерация не ставит перед собой цель стереть различия и слить все нации воедино, наоборот, она стремится сохранить их собственные качества.»

5. «Федерализм основывается на любви к сложному, в отличие от грубого упрощенчества, характерного для тоталитарного мышления».

2 этап. Конец 80-х, зарождение ЕС. Политика унификации запускает глобализационный процесс, который, в свою очередь, способствует продвижению европейского федерализма. Также возникает движение локализации, защищающее национальные интересы: идентичность, границы, сохранение исторического наследия. Т.е., как очевидно, движение, оппозиционное глобализации.

Существуют  два основных способа координировать процессы в вертикали власти:

1. Согласование обуславливается конкретной моделью иерархии; такой способ называется «иерархическим»

2. Существование той или иной структуры обуславливается свободным решением составляющих её частей (локальных органов, индивидов), распоряжением собственной имманентностью на приемлемых для них условиях; данный способ считают «коалиционным».

Оба способа выработаны теоретиками  юриспруденции и политологии(?). Принцип субсидиарности основывается на качественно новой парадигме. Её основа состоит не в субординации, подчинении частного общему или, наоборот, но на паритете, на понимании общей природы системы и её элементов, на их раздельной несамостоятельности и, как следствие – принципиальной неделимости.

Центральная или региональная власти требуются государству в равной степени, но для очевидно различных задач. Автономия на разных уровнях предоставляется как индивидам, так и органам местного самоуправления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Комитет регионов, Европейская  комиссия, 

Структурные фонды и субсидиарность

Комитет регионов занимается консультациями, чем, по сути, страхует от выпадения регионов из общей деятельности верхних институций ЕС. Располагается в Брюсселе.

Европейский совет проводит назначение в Комитет (основной состав + дублирующее количество альтернативных представителей) на основе рекомендаций стран–членов ЕС. Представители  от регионов  определяются в члены Комитета на четырёхлетний срок с правом переизбрания на  повторный срок.

Члены Комитета полностью независимы, и число представителей каждого государства приблизительно отражает размер населения страны (например, по 24 представителя регионов Франции, Германии, Италии и Великобритании, 2 от Испании, по 2 — от Австрии, Бельгии, Греции, Нидерландов, Португалии и Швеции, по 9 — от Дании, Финляндии и Ир-ландии и 6 от Люксембурга).

Комитет регионов вырабатывает конвенции на основе настоящих потребностей регионов, чтобы скорректировать законотворческую деятельность Сообщества. Краеугольный камень работы Комитета составляет оценка, с точки зрения интересов регионов, предложений Европейской комиссии. Хотя следует отметить, что в новом «Договоре о реформе» большая часть этой функции перейдет к парламентам стран.

Также важна роль Комитета в защите субсидиарного  принципа, по которому ЕС при отсутствии более действенных методов решения данной проблемы придерживается политики невмешательства во внутренние дела стран-участниц. Это позволяет одновременно учесть интересы и права регионов и в то же время способствует улучшению качества работы всего Сообщества.

Организация работы Комитета регионов.

Члены Комитета регионов разделены на обособленные комиссии, задачей которых является ежегодная организация 5 пленарных заседаний, где обсуждаются приоритеты в политике Комитета, вырабатываются конвенции и компромиссы по всем вопросам, ратифицируются заявления. Всего комиссий 6:

— Комиссия по единой территориальной политике (COTER),

— Комиссия по экономической и социальной политике (ECOS),

— Комиссия по жизнеспособному развитию (DEVE),

— Комиссия по культуре и образованию (EDUC),

— Комиссия по вопросам Конституции и европейскому управлению

(CONST),

— Комиссия по Внешним сношениям (RELEX).

Бюро  учреждает деятельность самого Комитета, а также его комиссий. В состав Бюро входят президент Комитета, лидеры партийных фракций Комитета и члены комитета в составе 35 человек. Контроль за работой Комитета находится в ведомстве Генерального секретариата.

Подводя итог, можно сказать, что субсидиарность хотя и имеет частично сепаратистскую природу, в целом направлена на сдерживание политической агрессии по отношению к мелким государственным формированиям, а также их государственной поддержки. Предпосылки возникновения идеи субсидиарности складывались веками, начиная с Аристотеля и Аквинского и заканчивая Токвилем и Миллем. Сам принцип опирается на работы Р. Арона, А. Марка и Дени де Ружмона. Субсидиарность явила собой универсальный и эффективный метод разграничения власти и её внутреннего упорядочения, в то же время оптимально приемлемый для демократизированного Европейского Сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Cписок  использованной литературы:

1)Хохлов И.И. Субсидиарность как принцип и механизм политики Евросоюза. // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 5. - С. 95-101.

2)Европейское право : право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека : учебник для вузов / рук. авт. кол., отв. ред. Л.М. Энтин ; МГИМО(У) МИД РФ, Ин-т европейского права. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М. : Норма, 2005.

3)Бобылева Е.А. Принцип субсидиарности в праве Европейского Союза // Актуальные проблемы российского права. - М.: Изд-во МГЮА, 2008, № 2 (7). - С. 316-329

4)www.wikipedia.org

Информация о работе Принцип субсидиарности в праве ЕС