Причины, цели и основные формы международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

Цели реферата.
Дать основные понятия международной экономической интеграции.
Выявить преимущества и недостатки международной экономической интеграции.
Рассмотреть основные формы экономической интеграции.
Рассмотреть основные организации международной экономической интеграции на макро уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
Цели реферата……………………………………………….3
Глава I .Причины и цели международной экономической интеграции……………………………………………………4
Глава II. Основные формы международной экономической интеграции……………………………………………………6
Глава III. Главные организации стимулирующие и контролирующие интеграцию в мировом масштабе………………………………………………………9
Вывод………………………………………………………….16
Используемая литература…………………………………….17

Работа содержит 1 файл

вэд.docx

— 40.91 Кб (Скачать)

Министерство Транспората  Российской федерации

Федеральное агенство Воздушного транспорта

ФБГОУ ВПО «Санкт-Петербургский

 Университет Гражданской  Авиации» 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

 « Внешняя экономическая  деятельность»

на тему «Причины, цели и  основные формы

 международной экономической  интеграции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 391 группы

        ФААП:Хамитова  О.М.

Проверил: Сливинский Д.В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г.

                    Содержание: 

Введение…………………………………………………….3

Цели реферата……………………………………………….3

Глава I .Причины и цели международной экономической интеграции……………………………………………………4

Глава II. Основные формы международной экономической интеграции……………………………………………………6

Глава III. Главные организации стимулирующие и контролирующие интеграцию в мировом масштабе………………………………………………………9

Вывод………………………………………………………….16

Используемая литература…………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

                                    Введение.

      Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

 

 

Цели  реферата.

  1. Дать основные понятия международной экономической интеграции.
  2. Выявить преимущества и недостатки международной экономической интеграции.
  3. Рассмотреть основные формы экономической интеграции.
  4. Рассмотреть основные организации международной экономической интеграции на макро уровне.

 

 

 

 

 

Глава I .Причины и цели международной экономической интеграции.

   Основные понятия. Предпосылки международной экономической интеграции.

       Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микро уровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Международное разделение труда (МРТ):

  1. Специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.
  2. Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.

    

     Международная производственная кооперация  -  представляет собой форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном производственном процессе.

        Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими «задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

    Факторы, определяющие интеграционные процессы 
 
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают: 
 
• глобализация хозяйственной жизни; 
 
• углубление международного разделения труда; 
 
• общемировая по своему характеру научно-техническая революция; 
 
• повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены. 

 

 

 

 

 

 

  

 

  Глава II. Основные формы международной экономической интеграции.

     Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

    В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

     Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

        Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - Политического союза. Он совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической валютно-финансовой политики. Главная особенность данной формы интеграции состоит в создании наднациональных структур управления и проведения единой социально-экономической политики.

     Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежно облекается в определенные политические формы. Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".               

   Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, при котором правительство ориентируются на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками. Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс мало управляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и, по существу, не стимулирует развитие интеграции. Органы содружества в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников.

      Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для сообществ характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.

      Союз как форма организации предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство; преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование надгосударственных функций исполнительной, представительной и судебной властей союза.

      Таким образом, высшая ступень региональной интеграции - политический союз. Он предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование.

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между  странами и особенно между их фирмами  на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации  хозяйственной жизни на такой  уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом  хозяйстве с активным участием в  нем основной массы фирм большинства  стран мира.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава III. Главные организации стимулирующие и контролирующие интеграцию в мировом масштабе.

   Евросоюз.

       Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

На рубеже ХХI в. предусматривается  значительное расширение Евросоюза. Число  его членов должно увеличиться с 15 до 26 за счет, главным образом, стран  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Балтии. Стремление стран ЦВЕ присоединиться к ЕС обозначилось уже в начале 90-х  гг., когда были подписаны соглашения об их ассоциации с ЕС. Данные соглашения предусматривали сближение законодательств  ассоциируемых стран с законодательством  ЕС, расширение внешнеэкономических  связей, создание между сторонами  в течение 10 лет зоны свободной  торговли промышленными товарами путем  постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. По большинству  промышленных товаров ЕС с 1995 г. отменила пошлины для стран Центральной  и Восточной Европы; по черным металлам и текстильным товарам свободный  доступ введен с 1996—1997 гг. Со второй половины 90-х гг. промышленные товары ЕС свободно поступают на внутренние рынки ассоциируемых  стран.

    Но для того, чтобы иметь право претендовать на членство в ЕС, страны Центральной и Восточной Европы должны обеспечить выполнение целого ряда условий: стабильность институтов, гарантирующих демократию; правовой порядок; соблюдение прав человека и защита национальных меньшинств; наличие функционирующей рыночной экономики; способность справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе; возможность принять на себя обязательства члена, в том числе задачи политического, экономического и валютного союза. Пока страны Центральной и Восточной Европы не обладают всеми необходимыми экономическими и социальными предпосылками для того, чтобы стать полноправными членами ЕС.

     На присоединение к Евросоюзу претендуют Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Однако степень готовности этих стран вступить в Союз различна. И дело не только в значительном отставании в экономическом развитии от стран — членов ЕС. Разительна и внутренняя дифференциация претендентов по показателю ВВП на душу населения, структуре хозяйства, зрелости рыночных отношений, уровню заработной платы, инфляции.

Информация о работе Причины, цели и основные формы международной экономической интеграции