Понятие и сущность международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

Цель – раскрыть сущность и понятие современных международных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………….…………….………………………… 2
1. Понятие, формы и типология международных отношений.………............. 3
2. Механизмы формирования и тенденции развития международных отношений.…………….……………….……………….……………….……………….… 8
3. Субъекты международных отношений.…………….…………….…………….… 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………….…………….…………….…………………… 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность международных отношений.docx

— 41.70 Кб (Скачать)

     2. Механизмы формирования и тенденции  развития международных отношений. 

     История  международных  отношений  представляет  собой   науку, которая изучает  совокупность экономических, политических,  культурных взаимоотношений  стран  и  народов  мира  в  исторической   динамике.

     Международные отношения прошли длительный исторический путь. Они возникли несколько тысячелетий  назад, одновременно с появлением государств и развивались на всех континентах. Однако в связи с относительно быстрым ростом экономической и  военной мощи европейских стран, и особенно после великих открытий кон. IV - нач. XVI вв., началась колонизация европейскими дельцами и правительствами стран и регионов в Африке, Латинской Америке, в Азии, а также Австралии, которые лишились самостоятельной роли в международных отношениях, перестали быть субъектами международных отношений и превратились в объекты политики ряда стран Европы. Важнейшим элементом международных отношений на протяжении столетий были противоречия между капиталистическими странами, а с кон. XIX в. - нач. XX в. - противоречия между империалистическими странами. Начиная с времен Американской революции кон. XVIII в. и до наших дней происходила борьба народов колонизированных стран за свое освобождение. В итоге к кон. XX в. в мире сложилась система более или менее самостоятельных государств, которые вступают между собой в международные отношения. Если на протяжении веков характер и содержание международных отношений определялись интересами господствующих классов различных государств, то в последние десятилетия, с ростом взаимозависимости и взаимовлияния стран, развитием мирового рынка и международного разделения труда. Международные отношения начали все больше определяться общечеловеческими интересами. Такой поворот в международных отношениях был связан с развитием научно-технической и научно-технологической революцией, следствием которых были интенсификация обмена информацией, создание инфраструктур, охватывающих обширные регионы [3, С. 231]. 

     Насколько разнообразны, сложны и  неоднозначны  в  оценках  ученых  и политиков  международные  отношения,  настолько  сложна,  интересна  и познавательна  эта наука.  Равно  как  политика,  экономика,  культура взаимозависимы в рамках  отдельного  государства,  так  и  на  уровне международных  связей  эти  составляющие  неразделимы.   Разнообразие отношений между  народами  на  протяжении  XX  столетия,  чрезвычайно насыщенного судьбоносными события, невозможно изложить, не  используя принцип структурирования исторического материала.

     В  истории  международных  отношений  XX  века  условно   можно выделить пять основных периодов. Первый из них охватывает  время от начала века по  первую  мировую войну включительно.  Второй  период характеризуется становлением   и   развитием   нового   европейского равновесия в рамках Версальской системы международных отношений и завершается развалом  Версальского   миропорядка   и   установлением германской гегемонии в Европе. Третий период включает в себя  историю международных отношений в годы второй  мировой войны и завершается оформлением биполярной структуры мира.  Четвертый период  вбирает в себя время «холодной войны» Восток — Запад и раскол  Европы.  Пятый период охватывает время глобальных  изменений в мире,  связанных с кризисом  и разложением социализма,  распадом   Советского   Союза, становлением нового миропорядка.

     XX век стал  веком глобализации  мировых процессов,  усиления взаимозависимости государств  и народов,  мира.  Внешняя   политика ведущих государств  все отчетливее сопрягалась с интересами не только сопредельных, но и  географически  удаленных  стран.  Одновременно  с глобальными системами международных отношений в Европе  формировались и функционировали их периферийные подсистемы на Востоке,  в  Азии,  в Южной Америке. При всем спектре национальных интересов разных стран наиболее существенным нам представляется освещение места и роли России в мировой цивилизации XX века. Именно с Россией были связаны в этот  период  важнейшие события,  такие как первая и вторая мировая войны, мощные социальные  потрясения  в виде буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг., социалистической — 1917 г., либерально-демократической революции 1991-1993 гг., которые оказали непреходящее воздействие на международные отношения. А распад Советского Союза, вне сомнения, стал глобальным событием  XX  века  и предопределил становление однополярного мира.

     Трудно  соблюсти  принцип  объективности,  когда  речь  идет  о национальных интересах  Отечества  на  мировой  арене.  Россия  в  XX столетии  пережила  периоды взлетов и падений,  а на  его исходе потерпела крупнейшее поражение в области международных отношений.  К началу нового тысячелетия она оказалась настолько ослабевшей,  что даже на постсоветском пространстве в рамках  Содружества Независимых Государств почти утратила роль  интеграционного центра. Тем важнее трезвый анализ международных причинно-следственных связей,  приведших страну к ослаблению  ее авторитета на мировой арене. Правильно понять и оценить происходящие глобальные перемены очень трудно. Естественно, что отдельные оценки исторических  процессов,  данные  в работе,  со временем могут корректироваться. Такова логика исторического знания —«большое видится на расстоянии». 

     3. Субъекты международных отношений 

     Одновременно  с развитием и усложнением  международных отношений расширился состав субъектов этих отношений. Если государства были по сути единственными  акторами международного общения на протяжении XVII - XVII вв., то уже в XIX столетии появляются первые межправительственные (МПО) и неправительственные организации (НПО).

     Межправительственные  организации создаются государствами  на основе международных договоров  для реализации общих целей и  действуют согласно уставным документам. МПО предполагают институциализацию и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят на добровольной основе. Межправительственные организации представляют собой важнейший фактор современной мировой политики. Они могут быть универсальными. И членом их в принципе может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы (ООН). Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них достаточно жестко ограничено тем или иным параметром, часто географическим положением (ОАЕ). МПО, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, т.е. имеют специальные цели, иногда называют функциональными межправительственными организациями (МОТ, ВОЗ). Первоначально при зарождении межправительственных организаций предполагалось, что МПО станут своеобразными «проводниками» политики государств, которые их создавали. Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации начинают играть вполне самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние как на международные отношения в целом, так и на своих создателей. О влиянии МПО на современные политические процессы в мире говорит факт, что межправительственные организации занимаются разработкой и осуществление международно-правовых норм. Ими потом в своей деятельности руководствуются государства. В целом же, согласно американским исследователям Р. Кохэну и С. Хоффманну, выделяются 6 основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные МПО:

     Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы;

     МПО служат местом согласования интересов  различных государств путем переговоров;

     Одни  международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними;

     МПО используются государствами для  информирования других о своих намерениях и целях;

     Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами  для государств, которые входят в  них, для выработки собственной  политики [8, с. 79-84]. 

     Можно выделить следующие наиболее влиятельные  МПО: 

  • ООН (Организация  Объединенных Наций). Цели ООН, согласно ее уставу: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. В рамках ООН сложился целый ряд организаций: ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); МОТ (Международная Ассоциация Труда; МВФ (Международный Валютный Фонд); ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и наука); МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); ЮНКТАД (Конференция ООн по торговле и развитию); Международный суд.
  • НАТО (Организация Североатлантического договора). Самый мощный и агрессивный военно-политический союз в мире. Созданный в 1949 г., провозглашенный якобы для защиты государств Северной Атлантики от «коммунистической агрессии» и в целях «массированного возмездия», блок расширился за счет стран Южной и Восточной Европы и даже Турции.
  • ЕС (Европейский союз). Первоначально возник в целях экономического сотрудничества ряда европейских стран, однако впоследствии цели данной организации стали расширяться и включать, в том числе координацию внешнеполитических действий.
  • ЗЕС (Западноевропейский Союз). Создан в 1955 г. в Европе, Целью его создания было постановлено сотрудничество семи стран в военной, политической и экономической областях, а также наблюдение за выполнением ФРГ норм ограничения послевоенных вооружений. Фактически же ЗЕС способствовал снятию всех ограничений и запретов на обычные вооружения.
  • ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Создана в 1948 г., ее цель - объединить усилия наиболее промышленно развитых капиталистических стран перед лицом тогда явного роста силы и влияния социалистических государств, а также развития национально-освободительного движения в Африке, Азии и Латинской Америке.
  • ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). На их долю приходится более 40% мировой добычи нефти и примерно 60% ее экспорта. ОПЕК устанавливают текущие цены на нефть на мировом рынке.
  • АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Создано в 1989 г., занимается широким кругом вопросов: развитие торговли, науки, промышленных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, сохранения морских ресурсов, рационального использования людских ресурсов.
  • АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Основана в 1961 г. с целью взаимного содействия развитию Юго-Восточных стран Азии и обеспечение безопасности от вмешательства извне.
  • ОАЕ (Организация африканского единства). Создана в 1963 г., цель - укрепление единства государств континента, развитие политического и экономического сотрудничества, защита суверенитета и территориальной целостности.
 

     Также к МПО можно отнести Лигу арабских государств, Совет Европы и Содружество  Независимых Государств [4, с. 3-13].

     Что касается неправительственных акторов, то среди них обычно выделяют:

     · международные неправительственные  организации;

     · транснациональные корпорации;

     · внутригосударственные регионы. 

     НПО весьма активны и влиятельны в  современном мире. К ним относят  организации, которые не учреждены  на основании межправительственных соглашений и действуют не только в рамках одного государства. Это могут быть профессиональные организации (Международная организация журналистов); спортивные (Международный Олимпийский комитет); религиозные (Всемирный совет церквей); экологические (Гринпис); гуманитарные (Международный Красный Крест). Для международных неправительственных организаций конца XX - начала XXI в. характерно: резкое увеличение их количества и числа людей, вовлеченных в эту деятельность; расширение географии деятельности; усиление политического влияния; расширение спектра вопросов, которыми они занимаются. Следующий значимый участник международного взаимодействия - транснациональные корпорации. ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличии от международных организаций ТНК работают с целью извлечения прибыли. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков - ТНБ, которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития транснациональных корпораций. Финансовые рычаги, которыми располагают ТНК, позволяют им порой действовать весьма эффективно на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Также ТНК создают рабочие места в развивающихся странах, развивают демократизацию за счет совершенствования рыночных отношений. Одна деятельность ТНК имеет и оборотную сторону. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать расслоение мира по линии «богатый Север - бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга». Также ТНК способствуют размыванию национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции. Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы. С правовой точки зрения, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя сохраняют внешние связи в области культуры, торговли, науки. Тем самым эти территориальные образования занимаются международной деятельностью. Обычно регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой [5, с. 86-91]. 

Информация о работе Понятие и сущность международных отношений