Политико-правовое измерение международных отношений и мировой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:15, реферат

Описание работы

Мировая политика и международные отношения.
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с
другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой
политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Работа содержит 1 файл

меж отношения.docx

— 75.64 Кб (Скачать)
Реферат: Политико-правовое измерение международных отношений и мировой политики.

     Мировая политика и международные отношения.

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с

другом и выступают  субъектами политики более высокого уровня — мировой

политики. То есть государства действуют в сфере  международных отношений.

     Международные отношения — это совокупность экономических, политических,

правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей

и взаимоотношений  между субъектами, действующими на мировой  арене.

Главной особенностью международных отношений является, отсутствие в них

единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе

полицентризма и полииерархии.

Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и

субъективные  факторы. Международные отношения  выступают тем пространством, на

котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне глобальном,

региональном, многостороннем и двустороннем. Различные силы:

государственные, военные, экономические, политические, общественные и

интеллектуальные.

Все международные  отношения можно подразделить на два основных типа:

отношения соперничества и  отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром  международных отношений.

     Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации

решений, затрагивающих жизнь  мирового сообщества.

В современной  мировой политике действует огромное количество различных

участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными

субъектами  мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня  обозначилась объективная тенденция  расширения участников

международных отношений. Все более важными субъектами в международных

отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на

межгосударственные или межправительственные и неправительственные

организации.

Межгосударственные  организации являются стабильными  объединениями государств,

основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и

постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность

регулировать  международную жизнь привели  к созданию неправительственных

организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру,

чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а

могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные

структуры, и  общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных  отношений международные организации  могут вступать

в межгосударственные отношения от своего собственного имени  и в то же время

от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций

постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных

отношений. Они  создаются в экономической, политической, культурной,

национальной  областях, имеют определенные особенности и специфику. В

качестве примера различных международных организаций можно привести:

— региональные организации такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной

Азии (АСЕАН), Европейское  Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига

Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации  экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли

и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный

Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции  и Развития (МБРР);

— организации  в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например:

Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное  Агентство по

Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров  Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические  организации, например: Организация Африканского

Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ);

Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические  организации: Международная Демократическая Федерация

Женщин (МДФЖ), Всемирная  Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации  в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет

(МОК), Организация  Объединенных Наций по Вопросам  Образования, Науки и

Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО),

Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные  организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов

(МКСП), Всемирная  Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные  организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет

Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

— религиозные  организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная

Конференция (ХМК);

— Международный  Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является

помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф  и стихийных бедствий;

— экологические  организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных  отношений играет Организация

Объединенных  Наций (ООН). Она стала практически  первым в истории механизмом

широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях

поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному

прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной

структуры. Ее членами  являются 185 государств, что свидетельствует о том,

что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие

в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН  сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в

систему международных  отношений и как структуры  ООН, и как самостоятельные

организации. К  ним относятся:

— ВОЗ (Всемирная  Организация Здравоохранения);

— МОТ (Международная  Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный  Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

— МАГАТЭ (Международная  Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция   ООН по торговле и развитию);

— Международный  суд.

Международные правительственные организации  имеют больше рычагов воздействия

на международную  политику и отдельные государства, чем общественные

организации, которые  воздействуют, в основном, через  формирование

международного  общественного мнения.

Международные правительственные организации  имеют больше рычагов воздействия

на международную  политику и отдельные государства, чем общественные

организации, которые  воздействуют, в основном, через  формирование

международного  общественного мнения.

  

   Внешняя политика.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой

категорией, как  «внешняя политика». В конечном итоге международные

отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической

деятельности  государств, которые являются основными участниками международных

отношений и в качестве самостоятельных  субъектов, и как  члены каких-либо

организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими

государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на

международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов,

имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы

общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая  деятельность по достижению поставленных целей реализуется

различными средствами: политическими, экономическими, военными,

информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.

Дипломатия  — это официальная  деятельность государства в лице специальных

институтов  и при помощи специальных  мероприятий, приемов, методов, допустимых с

позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус.

Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций

и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних

соглашений, дипломатической  переписки, участия в работе международных

организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают  использование

экономического  потенциала данной страны для достижения внешних политических

целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью,

занимает и  прочное положение на международной арене. Даже небольшие по

территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут

играть видную роль на мировой арене, если у них  сильная экономика, которая

базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения

далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются

эмбарго, или  наоборот, режим наибольшего благоприятствования  в торговле,

предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или

отказ в ее предоставлении.

К военным средствам  внешней политики принято относить военную мощь

государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество

вооружения, моральное  состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков человечество жило в

мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в

которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей  на Земле согласно со

словами Дж. Бернала, что «война — всегда преступление против человечества,

сейчас же она  еще и безумие». Однако осознание  губительности войн, а тем

более ядерных, не означает отсутствия других точек зрения. Например, Гегель

считал, что война  — двигатель прогресса. А по мнению Мальтуса: «Война есть

естественнонаучный  закон борьбы против избыточного  населения». В современном

обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему

рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным  военным средствам относится  гонка вооружений, включающая

испытание новых  видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.

К военным средствам  внешней политики следует отнести  разведку и шпионаж.

Сегодня здесь  применяются новейшие достижения науки и техники, от

многотонных космических  кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в

последние десятилетия  получил промышленный шпионаж.

Пропагандистские  средства включают в себя весь арсенал современных средств

массовой  информации, пропаганды и агитации, которые используются для

укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют

обеспечению доверия  со стороны союзников и возможных  партнеров. С помощью

средств массовой информации формируется положительный  образ своего государства,

чувство симпатии к нему, а в случае необходимости  — антипатии и осуждения по

отношению к  другим государствам. Часто пропагандистские средства используются,

чтобы завуалировать  те или иные интересы и намерения.

  

    Проблемы и концепции межгосударственных отношений.

Современный этап международных отношений характеризуется  стремительностью

перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое  противостояние двух сверхдержав —  СССР и США. Разрушилась

старая система  международных отношений, которая  получила название биполярной

— двухполюсной.

В пестрой картине  ломки старых и строительства  новых международных отношений

все же можно  выделить несколько четко просматривающихся  тенденций развития.

Первая тенденция  развития современных международных  отношений — 

рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного

(многополюсного) мира. Сегодня все большую роль  в международной жизни

приобретают новые  центры. На мировую арену все активнее выходит Япония,

которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут

интеграционные  процессы в Европе. В Юго-Восточной  Азии возникли новые

постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть

основания думать, что в обозримом будущем в  мировой политике сильнее всего

заявит о себе Китай.

Среди политологов  пока нет единого мнения о будущем  системы международных

отношений. Одни склонны к мнению о том, что  в настоящее время происходит

формирование  системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии.

Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым

лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место

СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет

Китай.

Второй тенденцией развития современных международных  отношений стала их

глобализация, заключающаяся в интернационализации

экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении

функций национального государств, активизации деятельности транснациональных

негосударственных образований. На этой основе формируется все более

взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный

характер, когда серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают

отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких

процессов.

В международной  области эта тенденция стремительно реализуется в форме

взрывоопасного  роста международного сотрудничества, влияния международных

институтов —  политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по

своей сути наднациональных  органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений  стало нарастание

глобальных  проблем, а соответственно стремление государств мира к

совместному их решению.

Научно-техническая  революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в

течение нескольких десятилетий произвела такие  радикальные изменения в развитии

производительных  сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших

предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности

труда, привела  к огромному приросту необходимой  для людей продукции. Но

существует и  другая сторона этой революции: возникло множество неординарных,

так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь

рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же

время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир,

императивно, повелительно требующий не разобщения и противостояния, а

объединения усилий всех стран и народов во имя  сохранения цивилизации, ее

приумножения  и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на

четыре основные группы: политические, экономические, экологические,

социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а

затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и

совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило

ситуацию в  мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому

государству военными средствами обеспечить надежность своей  обороны. Иначе

говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными  усилиями. Она может

быть либо общей  для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими

наибольшим научным, экономическим и военно-техническим  потенциалом и

сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности  гонки вооружений,

сняли былую  напряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный

терроризм, среди  различных форм которого наиболее опасной является

государственный терроризм.

К другой, не менее  важной, но гораздо более трудно решаемой группе

экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей

среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу.

Она надвигалась  как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а

чаще всего  из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным

последствиям  своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически связана с резким

возрастанием  хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными

тенденциями общественного  развития: увеличением численности населения, его

стремлением к  прогрессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Чрезмерная, без  оглядки, эксплуатация человеком природы  привела к массовой

вырубке леса, ухудшению  качества ресурсов пресной воды, загрязнению  морей,

озер, рек, нарушению  озонового слоя, что представляет опасность для жизни

людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы

других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых

являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата  на планете, ведущее

к возникновению  так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем

загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятельность людей опасна своими

последствиями, не знающими государственных границ и не признающими никаких

преград. Это  обязывает все страны и народы объединить усилия, направленные

на защиту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с  экономическими — с проблемами

роста общественного  производства, и возрастанием в связи с этим потребностей

в энергии и  сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется

рациональный, научно обоснованный подход к их использованию, Однако решение

этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким

отставанием развивающихся  стран по уровню потребления энергии  на душу

населения от промышленно  развитых стран.

Разнообразны  и социальные проблемы. Последние  десятилетия отмечены растущей

обеспокоенностью  человечества, вызванной обрушившимся на него потоком

опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические

заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный

характер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся  различие в уровне жизни народов

развитых и  развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко посещает голод,

в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных

проблем способствует также несоответствие в соотношении  между

демографическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего  мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных

структур, в том  числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений  человека, общества и

природы. Все  они органически взаимосвязаны  между собой, и поэтому их решение

требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе  международных

отношений. Действительно  усилия, направленные на предотвращение экологической

катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть

отсталость не могут дать результатов, если будут  решаться в одиночку, на

национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют

планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных

ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление

разделения  мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и

полюса  войны, брожения и  тирании. Большинство человечества живет на полюсе

брожения, на котором  преобладает бедность, анархия и  тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства

Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них

проживает 15 % населения  земного шара, так называемый «золотой миллиард». В

этих странах  преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни

рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч

долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни  не менее 74 лет. Такого

благосостояния  страна может добиться только благодаря  наличию высокоразвитой

наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки,

республики бывшего  СССР и стран Востока. В них  более 80 млн. человек живут в

условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно

умирали от истощения. В экономике эти государства  поставляли развитому миру

энергоносители  и сырье и выступали в качестве свалки для • ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной

жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все

заметнее  теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального

регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и

внутриполитических  процессов. Она наблюдается во всех странах независимо

от господствующего  в них типа политического режима. С окончанием «холодной

войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились

возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством

личной свободы  граждан, их естественных и политических прав. Всемирное

распространение получает такое явление, как прогрессирующая  политизация масс,

повсеместно требующих  доступа к информации, участия  в принятии касающихся их

решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни.

Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное

телевидение, телефаксы  и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая

возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации

едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали

признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых

государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире.

Резко расширяется  состав и многообразие политических факторов. В результате

разработка и  реализация внешнеполитических установок  перестают быть уделом

узкой группы людей  специального государственного ведомства, становясь

достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как

правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это

оказывает глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их

непосредственных  участников.

Путь научного обоснования международных отношений  связан с созданием

общеметодологических  теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и

приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий

относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория

прагматизма и  политического реализма, модернистские теории международных

отношений и геополитическая теория.

Заметное место  среди теорий международной политики занимает концепция

революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф.

Энгельсом и  В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу

мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с внутренней,

рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в

соответствии  с закономерностями развития конкретных общественно-экономических

формаций, исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.

Международная политика понимается «реалистами»

как борьба за власть, начатая  суверенными государствами в погоне за

превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм»

мировых процессов.

Значительное  внимание «реалисты» уделяли определению  целей и задач международной

политики: что  движет деятельностью государств на международной арене, во имя

чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. Реалисты считают, что если

в политике всегда выражаются общезначимые или групповые  интересы, то в

международной политике — преимущественно национальные интересы. Поэтому в их

работах получила основательную разработку концепция национальных интересов.

Национальный  интерес представляет собой осознание  и отражение в  деятельности

его лидеров коренных потребностей национального  государства. К постоянным

интересам относятся  «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),

«экономические  интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание

экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),

«интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие

подчиненную роль или возникающие одновременно.

Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы

следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При

некоторых обстоятельствах  национальные и государственные  интересы могут не

совпадать.

Борьба за реализацию интересов позволяет державе  занять в мире положение,

соответствующее ее силе. «Международная политика, как и всякая другая, —

подчеркивает  Г. Моргентау, — есть борьба за силу. Каковы бы ни были

абсолютные цели международной политики, сила всегда является

непосредственной  целью».

«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма,

заявили о намерении  связать процессы и достижения НТР  с моделями

международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным

влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения

сконцентрировали  свои усилия на сборе фактических  данных и создании таких

моделей, которые  можно было бы анализировать с  помощью ЭВМ.

Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле этого

направления сложились  школы структурно-функционального  и системного анализа

внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику

государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы,

определяющие  свой курс на основе национальных интересов, то модернисты

рассматривают государства как  системы, подверженные влиянию извне и изнутри.

Г. аллисон.и Дж. Розенау описали социальные и политико-психологические факторы,

действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это

позволило выделить во внешней политике три области: бюрократическая сфера с ее

вниманием к  особенностям функционирования действующих в этой сфере

организаций; специфика  принятия решений по вопросам внешней  политики

государственным руководством; роль элит и групп давления в формировании

внешней политики. Все они объединялись изначально концепцией

внутриполитических  истоков внешней политики.

Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям,

транснациональным корпорациям и другим субъектам  международных отношений,

влияющим на формирование мировой политики.

Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное средство

внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или

препятствование развитию процессов взаимной зависимости.

Введение в  научный оборот самого термина «геополитика»  связывают с именем

шведского исследователя  и политического деятеля Р. Челлена (1846-1922). Он

характеризовал  геополитику как «науку, которая  рассматривает государство как

географический  организм или феномен в пространстве».

Отцами-основателями и главными адептами геополитики  считаются американский

историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, британский

географ Дж. Фейргрив, американский исследователь международных отношений Н.

Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер.

В трактовке  отцов-основателей геополитики центральное  место в детерминации

международной политики того или иного государства отводилась его

географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на

передний план пространственного, территориального начала.

По мнению Г. Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Европой, руководит

Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит

мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет мировым островом,

руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка,

Австралия, Океания, Великобритания), родина либерализма.

Идея значения географических: факторов для положения  государств, их политики

и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют

существенное  значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими

внешней политики.

Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и

многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных

компонентов уравнения  мировой политики.

Таковы основные теории внешней политики, лежащие  в основе политической науки

о международных  отношениях и внешней политике. Многие из них в той или иной

степени берутся  на вооружение политическими деятелями, оказывают влияние на

формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты.

Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает

монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с

разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир

внешней политики. Принцип мирного урегулирования международных споров

является одним  из основных принципов современного международного права. Этот

принцип логически  вытекает из другого принципа международного права –

принципа мирного  сосуществования государств, принципа неприменения силы. Если

принцип ненападения  обязывает государства воздержаться от угрозы силы или

применения силы в отношениях между собой, то принцип  мирного разрешения

международных споров обязывает государства решать споры между собой любыми

мирными способами.

Г.И. Тункин говорит о соотношении этих двух принципов: «они являются в

известном смысле двумя сторонами одной медали. Если государствам запрещается

прибегать к  силе в их отношениях с другими  государствами, следовательно, и в

разрешении споров с этими государствами, то это значит, что остаются

открытыми только мирные пути разрешения споров. С другой стороны принцип

мирного разрешения международных споров означает, что  нельзя использовать

силу для их урегулирования».

Из такого соотношения  этих двух принципов следует, что  история утверждения

принципа мирного  разрешения международных споров тесно  переплетается с

историей становления  в международном праве принципа ненападения.

Старое международное  право не знало этого принципа. Оно исходило из того, что

споры между  государствами можно решать не только мирными, но и немирными

средствами, включая  войну. В Гаагских конвенциях 1899 и 1907гг. содержались

лишь рекомендации обращаться к добрым услугам и  посредничеству, «прежде, чем

прибегнуть к  оружию», «насколько позволят обстоятельства».

Главным образом  это было связано с тем, что  прежнее международное право

предусматривало право государств на войну, которым  государства могли

пользоваться  для разрешения конфликтных ситуаций между ними.

Следует заметить, что утверждение в международном  праве принципов про

ненападение и  про мирное решение международных  споров произошло практически

одновременно. И  это не случайно, т.к. выполнение одного из них зависит от

выполнения другого.

Первое признание  принципа мирного решения международных  споров как принципа

международного  права было выражено в Парижском  договоре 1928г. (Пакт Бриана-

Келлога об отказе от войны). Позже этот принцип был выражен в резолюциях Лиги

наций.

Была принята  специальная резолюция «о мирном разрешении международных споров,

о ненападении  и о взаимной помощи» (1928г.), к ней  был приложен Генеральный

акт, состоящий  из четырёх глав: о согласительной процедуре (все споры,

которые нельзя решить дипломатическим путём, подлежать согласительной

процедуре), о  судебном разрешении споров в Постоянной палате международного

правосудия, о  третейском разрешении споров (если в  течение месяца

согласительная  комиссия не пришла к единому мнению), общие постановления.

Генеральный акт  был ратифицирован 23 государствами, поэтому говорить о его

большом значении нельзя.

10 октября 1933г.  в Рио-де-Жанейро государствами  американского континента был

подписан договор  о ненападении  и согласительной процедуре.

Все споры должны решаться путём мирных средств, предусмотренных международным правом.

Т.е. и государства американского континента признали мирные средства

урегулирования  международных споров как единственные в международных

отношениях.

Можно сказать, что ещё до второй мировой войны  в международное право вошёл

новый принцип  – принцип мирного разрешения международных споров.

Признание ООН  принципа мирного разрешения международных  споров отобразилось в

главе VI Устава. Это свидетельствует о юридическом  развитии международных

документов. Т.к. принципы, провозглашённые ООН по сравнению с положениями

Парижского договора, имели более чёткие и категоричные формулировки.

Кроме Устава ООН  этот общеобязательный принцип фиксируется  и в других

международно-правовых актах: Пакт Лиги арабских государств (ст.5), Хартия

Организации африканского единства (ст.3), Устав организации  американских

государств (ст.5), Декларация о принципах международного права (1970г.),

Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и  сотрудничества в

Европе (1975г.).

Принцип мирного  разрешения международных споров означает обязанность

государств решить все возникающие между ними споры  и конфликты исключительно

мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному

миру и безопасности или нет. Т.к. международный спор вне зависимости от его

масштабов, силы и количества государств, вовлечённых  в спор, угрозе миру и

безопасности  подлежит мирному урегулированию. При  этом государства остаются

свободными в  выборе мирных средств урегулирования спора.

В Декларации о  принципах международного права 1970г. подчеркивается, что

«международные  споры разрешаются на основе суверенного  равенства государств и

в соответствии с принципом свободного выбора средств  разрешения международных

споров». В ней  указывается также, что, если стороны  не достигнут

урегулирования  спора одним из мирных средств, они  обязаны «продолжать

стремиться к  урегулированию другими согласованными между ними мирными

средствами».

     Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров.

Юридическое содержание принципа мирного решения международных  споров

составляет совокупность прав и обязанностей государств –  участников спора.

Спорящие стороны  обязаны разрешать свои споры  исключительно мирными

средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI Устава

ООН. Согласно п.1 ст.33 Устава, «Стороны, участвующие  в любом споре,

продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и

безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров,

обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного

разбирательства, обращения к региональным органам  или соглашениям или иными

мирными средствами по своему выбору».

Государства не вправе оставлять свои международные  споры не разрешёнными. Это

означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора

и, во-вторых, необходимость  продолжения путей урегулирования, если взаимно

согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принёс позитивных

результатов. Под  скорейшим разрешением международных  споров следует понимать

строгое соблюдение взаимно согласованных сроков урегулирования. Эти сроки

налагают на спорящие стороны обязанность не ограничиваться каким-либо одним

средством или  процедурой мирного разрешения спора, а использовать и другие

средства, если спор не удалось уладить первоначальным средством

урегулирования.

На государства  возлагается обязанность воздержаться от действий, которые

могут привести к обострению спора.  Под такими действиями понимаются действия

сторон, последствия  которых могут привести к нарушению  международного мира и

безопасности, а  также могут изменить сложившееся  положение в пользу одной из

сторон, при этом нарушив интересы другой.

Государства обязаны  урегулировать свои международные  споры на основе права и

справедливости. Это предполагает применение норм и  принципов международного

права, а также  норм договорного и обычного права. Применение норм

международного  права подразумевает применение:

-     Международных конвенций, как общих, так и специальных,

устанавливающих правила, определённо признанные спорящими государствами.

-     Международных обычаев, как доказательства всеобщей практики,

признанной в  качестве правовой нормы.

-     Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями

-     Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных

специалистов  по публичному праву различных наций  в качестве вспомогательного

средства для  определения правовых норм. (ст.38 Статута Международного Суда

ООН).

Эта статья не ограничивает принятие решений Международным  Судом только

международным правом, а разрешает принимать  решения ex aequo et bono – по

справедливости  и доброй совести – если стороны  с этим согласны.

Большое значение для правильного понимания принципа мирного решения споров

имеют определение  понятия «международный спор» и  «спорная ситуация». Разница

между ними довольно существенна и должна учитываться. Постоянная палата

международного  правосудия определила, что спор есть разногласие по поводу

какой-либо нормы  права или факта между определёнными  субъектами

(государствами), когда один из них предъявляет  претензии к другому, а другой

– отвергает  эти требования или принимает  их частично. В тех случаях, когда

столкновение  интересов государств не приводить  к предъявлению претензий друг

к другу, хотя и  порождают определённые трения и  напряжённость в их

отношениях, имеет место ситуация. Например, спорная ситуация может возникнуть

вследствие пограничных  инцидентов, концентрации войск одного государства на

границах другого. Территориальные споры, споры о границах – одна из категорий

споров, существующих во взаимоотношениях между государствами. Такие споры

представляют  большую опасность для международного мира и безопасности.

Поэтому большое  значение имеет их мирное урегулирование, т.к. большинство

международных конфликтов и войн начинались именно с территориальных споров.

Каждый спор является определённой спорной ситуацией, но не каждая ситуация

перерастает в  спор. Т.о. понятие спорной ситуацией шире понятие спора ещё и

потому, ситуация может появиться ещё до возникновения  спора и существовать

после его урегулирования.

Как уже говорилось выше, международные споры и ситуации бывают двух видов:

те, которые угрожают международному миру и безопасности и те, которые такой

угрозы не несут. Только после второй мировой войны  произошло более 450 споров

и ситуаций разных видов. Наиболее опасным является первый вид, т.к. они могут

перерасти в  вооружённый конфликт, хотя и второй вид имеет такую возможность.

Поэтому важно  вовремя предупреждать возникновение  споров и ситуаций и не

допускать перерастания в международный конфликт.

Различие между  спором и ситуацией имеет и  юридическое значение в ООН. При

рассмотрении спора в Совете Безопасности государство, участвующее в споре,

должно воздержаться от голосования. Здесь действует  принцип: никто не может

быть судьёй в своём собственном деле. При  рассмотрении спорной ситуации

такого воздержания  не требуется.

Различаются споры  юридические и политические. Это  различие относительное,

часто его трудно провести. Устав ООН употребляет  термин «споры юридического

характера», которые, по общему правилу, должны передаваться спорящими

государствами в Международный суд ООН. Согласно ст.36 его Статута, к

«правовым спорам»  относятся прежде всего споры, которые касаются толкованию

международных договоров, любого другого вопроса  международного права, наличия

факта нарушения  международных обязательств, возмещения, причитающего за

нарушения таких  обязательств.

К политическим спорам относятся территориальные  споры, в отношении

государственной границ. Они обычно являются и наиболее опасными спорами, и

решаться они  должны также мирными средствами.

Наиболее правильным будет относить к категории спор самый широкий круг

неурегулированных вопросов. Это будет обязывать  государства обращаться к

исключительно мирным способам урегулирования противоречий между ними. Ст.33 и

34 Устава ООН  обязывают государства к мирному  урегулированию не только

международных споров, но и ситуаций. Речь идёт, прежде всего о тех спорах и

ситуациях, которые могут привести к нарушению международного мира и

безопасности.

Можно сделать  вывод о том, что Устав различает  споры и ситуации, которые

могут привести к нарушению международного мира и безопасности и такие,

которые такой  угрозы не составляют. ООН обязывает государства урегулировать

мирным путём  даже самые незначительные споры, которые  могут нести угрозу

миру, хотя и  без необходимости немедленного их разрешения.

     Мирные способы урегулирования международных споров.

Современное международное  право включает в себя как обычные, так и договорные

нормы, которые  определяют средства, способы и процедуру  мирного

урегулирования  международных споров.

Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В  ходе развития

международного  права они претерпевали значительных изменений,

совершенствовались  и приобретали настоящий демократический  характер.

Средства и  способы мирного урегулирования международных споров существовали

до утверждения  принципа мирного урегулирования споров между государствами. К

таким способам, прежде всего, относятся «добрые  услуги», посредничество,

переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного воздействия на

спорящие стороны, т.к. обращения к ним зависело от доброй воли государств-

участников спора, а не составляло их обязанность с  точки зрения

международного  права. Все эти способы не имело  должного значения и потому,

что существовало признание правомерности войны, как способа разрешения

международных споров. Конвенции 1899 и 1907гг. хотя и  установили процедуру

мирного урегулирования споров, но обращение к ней государств имело

факультативный  характер. Гаагские конвенции не запрещали  войну, как средство

решения международных  споров. И только после второй мировой  войны принцип

мирного урегулирования международных споров нашёл отображение  в Уставе ООН и

приобрёл официальный  статус.

И.П. Блищенко так  определяет такую категорию как  мирные средства

урегулирования  международных споров – это международно-правовые способы и

средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в

соответствии с основными принципами современного международного права, без

применения принуждения  в какой-либо форме, в целях поддержания  и упрочнения

мира, развития мирных отношений.

К мирным средствам  урегулирования международных споров п.1 ст.33 Устава ООН

относит переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж,

судебное разбирательство, обращение к региональным органам  или соглашениям.

Устав также  оставляет за сторонами-участницами  спора право выбрать любой

другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства урегулирования

международных споров, перечисленные в ст.33 Устава, не являются

исчерпывающими.

Особое значение в деле мирного урегулирования международных  споров имеют

переговоры, т.к. без них вообще нельзя обойтись при  мирном урегулировании.

Под непосредственными  переговорами понимают двустороннее обсуждение спорных

проблем, многосторонние встречи именуются конференциями  и совещаниями.

Непосредственные  переговоры – это не только средство урегулирования

международных споров. Они могут проводиться  не только по спорным вопросам, но

и для обмена мнениями по какой-либо проблеме, для  обмена информацией и т.п.

То, что непосредственные переговоры стоят на первом месте  в ст.33 Устава не

случайно. Их первоочерёдность признана во многих международно-правовых актах

(Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, Декларации о  принципах международного

права ООН 1970г., в Заключительном акте Совещания  по безопасности и

сотрудничеству  в Европе 1975г.). Переговоры являются главным  средством

решения международных  споров. Фактически, все средства мирного  урегулирования

имеют непосредственную связь с переговорами: двусторонние и многосторонние

переговоры применяются  на международных конференциях, при участие третей

стороны («добрые  услуги», посредничество). Использование  консультационных

органов (согласительных и следственных комиссий), судебное разбирательство –

Международный и третейский суд – также невозможно без непосредственных

переговоров.

Государствам  гораздо легче урегулировать  свой спор путём переговоров между

собой, чем прибегать  к другим средствам решения спора.

Переговоры –  одно из самих гибких средств урегулирования международных

разногласий. Они  могут вестись как на официальном  уровне, вплоть до глав

государств, так  и неофициально – письменно, устно, «без галстуков». Ещё одним

преимуществом непосредственных переговоров является то, что затрудняется

какое-либо давление со стороны третьих государств, международных  организаций.

Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации. Они

являются не только средством разрешения международных  споров, но и

способствуют  укреплению связей между государствами. Если проведение

консультаций  предусмотрено международными договорами, то в этом случае они

обязательны для  стран-участниц договора. Например, на общеевропейской встрече

в Париже (1990г.) было решено проводить регулярные политические консультации

на уровне Совета министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ.

Добрые услуги были предусмотрены Конвенциями 1899 и 1907гг. Их оказывает

третье, не участвующие  в споре, государство. Задача добрых услуг состоит в

том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным переговорам или

другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает

такие услуги не должно предлагать условий решения  спора.

Добрые услуги могут оказываться несколькими  государствами, а также

международными  организациями. Государства-участники  спора вправе отклонить

предложения третьих  государств о добрых услугах.

Гаагские конвенции  предусматривают и посредничество как способ мирного

урегулирования  спора. Хотя они не проводят различия между посредничеством и

добрыми услугами. В отличие от добрых услуг, посредник  принимает активное

участие в разрешении спора, предлагая пути решения конфликта, участвуя

переговорах, может предлагать изменить требования спорящих сторон, чтобы

сблизить их. Хотя советы посредника не являются обязательными  для стран-

участниц спора, т.к. он является именно примирителем, а не судьёй.

Второе существенное отличие посредничества от добрых услуг  это назначение

посредника с  согласием обоих сторон спора.

Выделяют также  испрашиваемое посредничество: осуществляется по просьбе

спорящих сторон; и предлагаемое посредничество: проводиться  по просьбе

третьей стороны. Посредничество, как и оказание добрых услуг, может быть

коллективным, а также осуществляться международными организациями. В истории

международных отношений бывали случаи, когда добрые услуги перерастали в

посредничество (участие Советского Союза сначала  как оказывающего добрые

услуги, а потом  как посредника при разрешении спора  между Индией и Пакистаном

1965-1966гг.).

Существенную  роль в мирном урегулировании спор играют следственные и

согласительные  комиссии. Ст.33 Устава ООН определяет задачу следственных

комиссий –  установить факты, относящиеся к  предмету спора, выявить

фактические данные. Задача согласительных комиссий шире – подготовка проекта

мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются  из граждан

государств-участников спора на паритетных началах, хотя в  них могут входить и

граждане государств, которые не участвуют в споре.

Создание следственной комиссии не обязанность, а право  государств. Ст.9

Гаагской конвенции  позволяет государствам уклониться от создания следственной

комиссии (используется формулировка «.создать следственную комиссию

.насколько позволят  обстоятельства.»). Следственная комиссия  создаётся в

результате соглашения спорящих сторон, в котором точно определяются

подлежащие расследованию  факты, а также порядок, срок образования  комиссии и

объём полномочий членов комиссии. В этом соглашении может определяться место

пребывания комиссии, право перемещаться, язык, сроки, которые  даются сторонам

для предоставления требуемых фактов. Если место пребывания комиссии не

указано в соглашении, то она должна находиться в Гааге.

Следствие производится в состязательном порядке. Стороны  предоставляют все

документы, списки свидетелей и экспертов, которые  могут способствовать

установлению  истины. Комиссия вправе просить у  каждой из сторон объяснений и

сведений по интересующим её вопросам. Стороны  обязаны всесторонне помогать

следственной  комиссией.

Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и  остаются секретными.

Решения принимаются  большинством голосов, результаты голосования  заносятся в

протокол. Протоколы  заседаний обнародуются при обоюдном согласии государств.

Работа следственной комиссии завершается составлением доклада, который

подписывается всеми её членами. Доклад зачитывается на открытом заседании. За

сторонами остаётся свобода использования по своему усмотрению сделанных

комиссией выводов.

Согласительная  процедура разрешения международных  споров возникла гораздо

позже следственной. Согласительные комиссии, как средство мирного разрешения

международных споров, впервые упоминаются в  международных договорах,

заключенных в  период между первой и второй мировыми войнами. Первым договором

такого рода был договор между США и  Гватемалой (1913г.), где

предусматривалось создание комиссии не только для рассмотрения спорных

фактов, но и  для создания доклада, предусматривающего проект решения спора.

Согласительная  процедура окончательно утвердилась  в международном праве после

первой мировой  войны: резолюции Ассамблеи Лиги Наций от 22 сентября 1922г.

Лига рекомендовала  спорящим государствам заключать договоры о согласительной

процедуре. Согласительная комиссия должна была формироваться  таким образом:

спорящие государства  рекомендуют по два члена комиссии, при чём один из них

должен быть гражданином этого государства, а второй – представитель третьего

государства; эти  четыре члена комиссии на совместном заседании выбирают

пятого члена  комиссии из числа граждан треьего государства, который в

дальнейшем будет главой этой комиссии.

Дела в согласительной комиссии возбуждаются путём заявления  либо обоих

государств, либо одного из них. В заявления указывается  предмет спора, а

также просьба  к комиссии предпринять все необходимые  меры для разрешения

спора.

Следующим средством  мирного разрешения международных  споров является

обращение международный  суд.

      

 

Информация о работе Политико-правовое измерение международных отношений и мировой политики