Особенности ценообразования в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Содержание

Введение 3
Основы и особенности ценообразования на мировом рынке 3
Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков 7
2.1. Исследования ценообразования 11
Ценообразующие факторы - важнейший элемент ценообразования 12
Спрос и предложение, как основной ценообразующий фактор 12
Виды цен в мировой торговле 15
Влияние государства на ценообразование в мировой торговле 18
Россия в системе мирового ценообразования 20
Заключение

Работа содержит 1 файл

кур.раб.МЭО-Ценообразование.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

скидки за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.

Дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

     Размеры скидок определяются отдельно для каждого  конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Возможно достижение и более  существенные скидки.

     В заключении отметим, что государство  активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности, в том числе и в ценообразовании, с помощью комплекса специальных  методов, которые можно разделить  на две основные группы: экономические  и административные.

     К мерам, регулирующим торговлю, прямо  воздействующим на количество и опосредованно  – на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена.

     К мерам, регулирующим торговлю, прямо  воздействующим на цены и опосредованно  – на количество товаров, относятся  таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы.

     3.3. Влияние государства на ценообразование в мировой торговле

     Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности с помощью комплекса специальных  методов, которые можно разделить  на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно – на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно – на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы.

     Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

     Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень  продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства.

     Например, в США государство предоставляет  субсидии из федерального бюджета в  случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная  правительственная организация  по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

     Эффективен  механизм ценообразования в ЕС, разработанный  по каждому виду сельхозпродукции и  для каждого региона. Устанавливаются  несколько категорий цен –  индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

     Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга – завоевание определенным товаром или группой товаров  внешнего рынка путем продажи  товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

     Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых, в конечном счете, оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

    4.Россия в системе мирового ценообразования

   Во  времена существования СССР, в  нашей стране уделялось небольшое  внимание мировому ценообразованию, т.к. большинство производимой продукции  реализовывалось на внутреннем рынке. Все же внешнеторговые операции производились  специализированными учреждениями: внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком. В 1991 г. сразу после появления соответствующих законодательных актов о выходе предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков (нефтяные и газовые компании), так и маломощных, но многочисленных фирм.

   Приблизительно  до 1992-93 гг. внутренние цены на производимую в России продукцию были ниже мировых  в расчетах на конвертируемую валюту. Другие составляющие цены товара: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие – в общей структуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности приводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам, гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно против России со стороны ЕС было предпринято множество антидемпинговых мер.

   В настоящее  время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причины – глубокий кризис в российской экономике, приведший к падению объемов производства, что незамедлительно сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствию новых технологий. Крайне негативное влияние оказывает наличие в России нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в условиях нашей страны зависят все.

   В настоящее  время крупные фирмы и предприятия  России, экспортирующие и импортирующие  продукцию, как правило, имеют в  своем составе специализированные компании, работающие преимущественно  в сфере внешней торговли. Они достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых рынках, стараются не допускать грубых ошибок.

   Что касается системы ценообразования, то российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других ценных бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.

   Отдельным важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары и услуги. Здесь внедряется международный опыт, оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как отмечалось выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемых в декларации таможенной стоимости ввозимого товара, или рассчитываемых определенными способами, предусмотренными в таможенном законодательстве.

   Безусловно, с восстановлением потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом управляемости и контроля за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике. Этому также может послужить вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Поскольку для России особенно актуален нынче нефтяной рынок, остановимся на нем подробнее.

   Исходя  из доминирующих на мировом рынке  нефти механизмов ценообразования, начиная со второй половины 20 века, можно выделить четыре основных характерных этапа его развития, что, нашло закономерное отражение и в общей динамике мировых цен. до 1973 г. – этап главенства группы нефтяных компаний.с 1983 по 1996 гг. – этап резкого роста влияния ОПЕК на мировом рынке нефти. с 1996 до 2006 гг. – некоторое ослабление влияния ОПЕК в условиях появления других крупных независимых экспортеров и роста масштабов биржевой торговли и сделок с «бумажной нефтью». С 2006 до настоящего времени – современный этап ускорения либерализации мирового рынка нефти, начала диверсификации поставок нефти основными импортерами с целью увеличения стабильности поставок, резкое преобладание фьючерсных и прочих срочных сделок в торговле нефтью в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

   Первые  два этапа характеризуются картельным принципом ценообразования, хотя и  имели место существенные различия. На первом этапе ценообразующий картель  состоял из семи вертикально-интегрированных  крупнейших международных нефтяных компаний, которые в интересах потребителей нефти удерживали цены на устойчиво низком уровне около 1,5-3 долл. за баррель. Доминировали трансфертные (внутримонопольные) цены, использовавшиеся вертикально интегрированными международными нефтяными компаниями для минимизации своих налоговых отчислений по месту добычи нефти. Также имели место справочные цены, применявшиеся для расчета налоговых отчислений в бюджеты тех развивающихся стран, где международные нефтяные компании являлись концессионерами, и рыночные цены, которые применялись на том сегменте рынка, где работали действительно независимые субъекты. При этом доминировали долгосрочные сделки с реальным товаром, которые определяли как объемы торговли, так и уровень цен.

   Начало  второго этапа сопровождалось установлением принципиально нового, более высокого уровня мировых цен на нефть. Продолжающийся высокий спрос на нефть позволил ряду стран ( в том числе и России) с более высокой себестоимостью нефти существенно увеличить добычу и начать свой экспорт нефти, вследствие чего доля стран ОПЕК в поставках нефти на мировые рынки начала постепенно падать. Тем не менее доминирующая роль в ценообразовании перешла к 13 развивающимся нефтедобывающим государствам – членам ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор, Индонезия). Картина основных принципов ценообразования несколько изменилась. Набор доминирующих цен остался тот же, что и на первом этапе, но поменялась их иерархия. На первое место вышли рыночные цены разовых сделок. Институт справочных цен сохранялся по той причине, что наряду с существованием официальных отпускных цен ОПЕК (в основном до 1977 г. – до волны национализаций в этих странах) продолжала существовать и практика установления справочных цен для исчисления налогов концессионеров. Также остались трансфертные цены.

   До 1986 г. активно развивался рынок разовых  сделок, который постепенно стал играть самостоятельную роль – как доминирующий субъект в определении цены. Таким  образом, именно рынок разовых сделок стал определяющим с точки зрения объемов мировой нефтяной торговли.

   Только  начиная с 1986 г. (третий этап) картельное ценообразование – назначение цен  ограниченной группой участников, постепенно уступило место рыночному биржевому принципу ценообразования. Цены на нефть преимущественно стали устанавливаться в результате конкурентной борьбы большого числа игроков по регламентированной и прозрачной процедуре и отражали в каждый момент времени текущий баланс спроса и предложения на мировом рынке с учетом комплекса конъюнктурообразующих факторов экономического и политического характера.

   На  этом этапе рынок разовых сделок продолжал доминировать в определении  объемов торговли, тогда как рынок  долгосрочных сделок переместился на второе место. В итоге эволюции характера и структуры сделок на нефтяном рынке, именно к бирже перешла ценоустановительная и ценообразовательная функция на этом рынке.

   При этом механизм справочных цен практически  перестал действовать. Сохранились  лишь рыночные и трансфертные цены, причем последние – в очень ограниченном применении.

   В 2001 г. стала наблюдаться все большая  либерализация нефтяной торговли, что  можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка  нефти.

Информация о работе Особенности ценообразования в мировой торговле