Основные теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое могло расти на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Международная торговля......................................................................................5

История международной торговли...................................................................5
История международной торговли..................................................................10
2 Теории международной торговли......................................................................14

2.1 Классическая теория международной торговли.............................................14

2.2 Теория сравнительных преимуществ..............................................................15

2.3 Меркантилиститская теория международной торговли................................16

2.4 Теория абсолютных преимуществ........................................................17

2.5 Тeopuя Хекшера - Олина – Самуэльсона........................................................19

2.6 Теория международной торговли Леонтьева.................................................21

2. 7 Неотехнологическая теория внешней торговли............................................22

2.8 Теория Фирмы...................................................................................................23

2.9 Теория международной конкурентоспособности нации...................24

Заключение...................................................................................................26

Глоссарий......................................................................................................28

Список использованных источников.......................................................29

Приложения..................................................................................................

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что  экспортируют, получают прибыль, а те, что импортируют новые товары. По мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.

     Модели  неотехнологического направления  более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда. Сторонники неотехнологического направления структуру международного разделения труда, его характер пытаются объяснить технологическими факторами.

     Основными переменными при неотехнологическом подходе - это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы.  Неотехнологическая школа связывает преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)-новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Динамические сравнительные преимущества, анализируемые теоретиками неотехнологического направления, создаются, возникают и исчезают с течением времени. Многие экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свёртыванию производства других, устаревших. 

     2.8 Теория Фирмы 

       Теория связана с усилением  роли отдельных фирм и корпораций  в международной торговле.  Преимущества  всегда получает не нация, а  отдельная фирма – экспортер  данного товара. Только после  расширения производства и насыщения  внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок.  Чтобы продать свои изделия, необходимо найти  страну - покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны - экспортера. Это дает возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися, на одинаковом уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно - технических задач. Данный процесс охватил наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.  
 
 

     2.9  Теория международной  конкурентоспособности нации 

     Теория  разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к  заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

     Портер  считал наличие факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных  преимуществ. Он не огpаничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постепенное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширенного воспроизводства. Этим объясняется ускоренное развитие промышленности Японии, основанной на материалосберегающей и энергocберегающей технологиях,  вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны.

     1. технологии и их продукты, рождение  которых обусловлено внутренними  условиями страны,  которые получили  широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.

     2.  наличие смежных и обслуживающих·  отраслей  является важным дополнительным  стимулом совершенствования продукции. 

     3. стратегия фирмы и наличие  конкуренции  на внутреннем  рынке заставляют фирмы постоянно  совершенствовать свое производство·  и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути  к снижению издержек производства и совершенствования продукции.

     Заключение

 

     Международная торговля это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе начала политической экономии и налогового обложения 1817г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно,  и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом:

     Развитие  и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого  процесса. В современных условиях различия в международной специализации  можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

     1. Теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиям отдельных стран в наделённости природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.

     2. Обмен сходными, близкими по своим характеристикам, но не идентичными товарами связан, прежде всего, с необходимостью более полно удовлетворять дифференцированные потребности, с учётом различий в спросе и вкусах отдельных категорий потребителей.

     3. Фирмы и корпорации, активно использующие технологические нововведения, создают новые источники специализации, а страны, в экономике которых существенные позиции занимают такие предприятия, могут подорвать сравнительные преимущества, некогда приобретённые другими развитыми странами.

     Теории  ·международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Импорт  ввоз из-за  границы товаров, технологий для  реализации на внутреннем рынке  импортера, а также возмездное  получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;
2 Международная торговля форма связи  между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость
3 Международный обмен это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует  большего количества факторов, имеющихся  в изобилии
4 Механизм  выравнивания  первоначально  цена факторов производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те, которые имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, которых недостаёт
5 Реимпорт  обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;
6 Реэкспорт вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая  товары, проданные на международных  аукционах, товарных биржах и т.п.;
7 Теория  абсолютных преимуществ стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать  товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества
8 Теория  сравнительного преимущества -если каждая  страна специализируется на тех  продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью, или относительно меньшими издержками, то торговля будет, взаимовыгодна для обеих стран от использования производительных факторов повысится, в обоих случаях
9 Торговля  международная   оплачиваемый  совокупный товарооборот между всеми странами мира
10 Экспорт вывоз товаров, изготовленных (произведенных) в данной стране;

     Список  использованных источников

 
1 А.С. Булатов, «Мировая экономика», М.,  «Экономистъ» 2005г.;
2 И.П. Николаева  «Мировая экономика», М., 2003г.;
3 Е.Ф. Авдушин  «Международные экономические отношения», «Юристъ» 1999г.;
4 О.Д. Давыдов  «Внешняя торговля-время перемен», М., 1998г.;
5 С.И. Долгова, И.И. Кретова «Предприятие на внешних  рынках», 1997г.;
6 А.С. Булатов  «Экономика внешних связей России», М., 1999г.;
7 И.И. Дюмулен  «Всемирная торговая организация», М., 1997г.;
8 М. Пебро «Международные экономические,  валютные  и финансовые отношения» М., 2001г.;
9 Д. Рикардо «Начало  политической экономии и налогового обложения». Соч. Т.1. М., 1955г.
10 П. Х . Линдерт  «Экономика мирохозяйственных связей»  М., 1992.
11 «Современные  теории внешнеэкономических отношений». Сборник статей. М., ИНИОН, 1992.

     Приложения

 
А Экспорт и импорт имеют следующие виды 

     ЭКСПОРТ

     ИМПОРТ

     1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных) в данной стране;      1) ввоз из-за границы товаров,  технологий для реализации на  внутреннем рынке импортера, а  также возмездное получение от  иностранного импортера услуг  производственного и потребительского  назначения;
     2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;      2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей  дли переработки в данной стране  и последующего вывоза за границу;
     3) реэкспорт – вывоз товаров,  ранее ввезенных из-за границы,  включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.;      3)реимпорт  – обратный ввоз из-за границы  ранее вывезенных национальных  товаров;
     4) временный вывоз за границу  национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки).      4) временный ввоз товаров на  международные выставки, ярмарки,  аукционы;
     5) вывоз продукции в порядке  прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки  в рамках ТНК.      5) ввоз продукции в рамках ТНК  (транснациональные корпорации).
 
 

Информация о работе Основные теории международной торговли