Основные современные интеграционные группировки развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Содержание

Введение

1.Необходимость и сущность интеграции………………………………………2

2. Этапы развития интеграционных группировок………………………………3

3. Основные современные интеграционные группировки развитых стран…...7
3.1 Интеграционные группировки развивающихся стран…………………….20
3.2Интеграционные группировки социалистических
и переходных стран……………………………………………………………..22
4.Заключение……………………………………………………………………..27

Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Необходимость  и сущность интеграции………………………………………2

2. Этапы развития  интеграционных группировок………………………………3

3. Основные современные  интеграционные группировки развитых  стран…...7

3.1 Интеграционные  группировки развивающихся стран…………………….20

3.2Интеграционные  группировки социалистических

 и переходных  стран……………………………………………………………..22

4.Заключение……………………………………………………………………..27

Список  литературы………………………………………………………………28

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Международная  экономическая  интеграция  —   характерная   особенность современного этапа развития мировой экономики.  В  конце  XX  в.  она  стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик  и  повышения конкурентоспособности  на  мировом  рынке  стран  —  членов   интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio –  восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция  –  это  процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на  основе устойчивых экономических связей между их компаниями.  Получившая  наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно,  в  будущем станет начальной стадией глобальной интеграции,  т.е.  слияния  региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея  создания  зоны  свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

    Для сегодняшних международных   экономических  отношений   присущи  новые количественные    и    качественные    характеристики.    Основные     формы мирохозяйственных  связей,  международная  торговля,   движение   капиталов, миграция населения  и  трудовых  ресурсов,  транснациональная  деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в  мире  — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль  в  развитии современного общества.  
 
 
 
 
 
 
 

1. Необходимость и сущность интеграции

    В настоящее время в мире  полным ходом идут интеграционные  процессы,  то есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых  и институциональных  систем,  и  количество  экономических  союзов  и   единых таможенных  зон  непрерывно  растёт.  Поэтому  особенно  важно  знать,   как подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и  на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической  интеграции  и о путях  их  преодоления  с  учётом   изучения  мирового  опыта.  Необходимо изучить  мировой  опыт  интеграционных  процессов,  предпосылки  интеграции, внутреннюю   логику,   нормативно-правовую   базу   интегрирующихся   стран, положительные  и  отрицательные   моменты   для   конкретного   государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит  избежать многих  ошибок  в   будущем,  и  будет   способствовать   более   уверенному продвижению по пути  экономической  интеграции.

    Реальное  интегрирование  возможно  лишь  при  наличии  трёх   основных

условий:

   Во-первых, нужен  достаточно  высокий  уровень  развития промышленности, делающий   национальные    хозяйства взаимодополняющими,    все     более заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно  и необходимо   лишь   между   странами,   имеющими   развитую   обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли.  Что   же  касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно  базовые товары,  то   они   выступают   по   отношению   друг   к   другу   не   как взаимодополняющие, а  как  конкурирующие  хозяйственные  системы.  Им  почти нечего  предложить  друг  другу:  в сырье они почти не  нуждаются из-за отсутствия   собственной   обрабатывающей   промышленности,    а    немногие производимые ими готовые  изделия  по  качеству  значительно  уступают  тем, какие  можно  ввезти  из  развитых  стран.  К  тому   же  из-за   постоянных финансовых  трудностей  они  ограничены  в  предоставлении  друг  другу  как правительственных,  так  и  коммерческих   экспортных   кредитов.   Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и  как  импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым  странам,  чем  друг  к другу.

   Во-вторых, даже  достаточно  развитые  в  промышленном  отношении   страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что  их  экономика является  не  командно-распределительной  и  жестко  централизованной,   где действуют   искусственные   цены,   плановые   издержки    производства    и государственная    монополия    внешней    торговли,    а     рыночной     и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не  чиновники, а частные предприниматели.

   В-третьих, интегрирование может  стать устойчивым и необратимым   процессом лишь  при  наличии  в   государствах-партнерах   высокоразвитой   и   прочно укоренившейся политической демократии, способной  учитывать  и  обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных  групп  населения. В противном случае  и  внутренняя  ситуация,  и  внешняя  политика  остаются спонтанными, трудно предсказуемыми  и  не  внушающими   доверие  со  стороны других  стран-партнеров.  А  в  таких  условиях   невозможно   ни   открытие таможенных границ, ни формирование  и  проведение  совместной  экономической политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования  мероприятий такой политики.

    Рассматривая причины интеграции, нельзя  не  заметить,  что  каждая  из

участвующих  в  интеграционном  процессе  сторон  имеет   свои   собственные интересы  и  пытается  решить  свои  собственные  проблемы.   Таких   причин существует великое  множество,  в  частности желание,  получить  доступ  на зарубежный рынок сбыта, а также  доступ  к  более  дешёвым  производственным ресурсам,  улучшить  условия  торговли,  сократить  издержки   на   масштабе производства, добиться устойчивого  экономического  роста,  привлечь  прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее  идут  на  большие  рынки.  Не  менее важны   и   неэкономические   цели:    налаживание    более    дружественных взаимоотношений   со   странами-соседями,   укрепление   сотрудничества    в культурной, научной, социальной  и политической областях, увеличение  своего влияния на мировой политической и экономической  арене,  так  как  к  мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к  отдельным  странам. Кроме  того,  многие  менее  развитые  страны  видят  в  интеграции   способ приобщения  к  экономическому  и  технологическому  опыту   более    богатых соседей, а  также  гарантию  политической  и  экономической  стабильности  в процессе рыночных реформ. Помимо  всего  вышеперечисленного,  интеграция   стран   создаёт   несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.

   Первый эффект называется демонстрационным  и заключается  в  том,  что  в государствах-участниках   интеграционного   процесса   обычно    наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как  увеличение  темпов  роста  и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому,  что окружающие данное объединение  страны  тоже  хотят  воспользоваться  плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить

разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва  за право вступления в  ЕС, заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских  стран  с Мексикой после её вступления в НАФТА.

   Второй эффект заключается   в  том,  что  часть   торговли   стран-участниц

интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира  друг  на  друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает  их  присоединяться  к интеграционному процессу.

    Но для участия в интеграционном  процессе мало одних добрых  намерений  и желания сотрудничать. Важно иметь много  общих черт  во всех  областях,  так называемое  ядро   интеграции,   которое   предполагает   близость   уровней экономического развития и общность экономического и политического строя.  Не менее  важна  культурная и  религиозная  близость  объединяющихся  народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг  друга  любое объединение  невозможно.  И  конечно,  свою   роль   играет   географическая близость стран-участников  объединения,  поскольку  она  способствует  более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Этапы развития интеграционных группировок

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, валютный союз и политический союз.

Таблица 1

Тип интеграции Признаки
1. Зона свободной торговли Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам – у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, ЕЭС.
2. Таможенный союз Единая таможенная политика по отношению к третьим  странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС.
3. Общий рынок Полное устранение препятствий для перемещений  всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся  такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей.
4. Экономический союз Возникает на этапе  высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая  политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.
5. Валютный союз Форма экономического союза и одновременно крупная  составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1) согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2) установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3) создание единой региональной валюты; 4) формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения.
6.Полная  экономическая интеграция Единая экономическая  политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: 1) общая налоговая система; 2) наличие единых стандартов; 3) единое трудовое законодательство и т.д.
 

     На  каждой из этих ступеней устраняются  определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

     Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

После завершения создания зоны свободной  торговли участники интеграционного  блока переходят к таможенному союзу. Теперь уже унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Информация о работе Основные современные интеграционные группировки развитых стран