Основные этапы развития международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.
Задачи данной курсовой работы - раскрыть содержание феномена интеграции и рассмотреть существующие воззрения на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРА-ЦИИ……………………………………………….……………….......5
2. ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕ-НИЯ……………….….7
3. ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВ-ЛИ…………………………………….……..8
4. ТАМОЖЕННЫЙ СО-ЮЗ………………………………………..…………..13
5. ОБЩИЙ РЫ-НОК………………………………….…………..……………..15
6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СО-ЮЗ………………………………….…………….19
7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СО-ЮЗ………………………………….…………....….21
8. ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………..…………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………….……..…24
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Табл.1. Этапы интеграционных процес-сов…………....….25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Мировая экономика.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Ведущую роль в развитии интеграции на Североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей.

     В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставило перед ними такую задачу.

     Речь  идёт о попытках и намерениях Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика,  канализировать  средства  на укрепление экономической мощи, о сравнимости суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными  показателями  США,  об  усиленной  интеграции  в  этих регионах.

     Помимо  аргументов политического характера, каждая страна-участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведёт к росту числа рабочих мест. Большие надежды связываются  с  процессом  перенесения на  мексиканскую территорию трудоёмких, материалоёмких и других дорогостоящих производств, что должно существенно  повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнёром, а не «эксплуататора».

     Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно скрупулёзно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоёмкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнёров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США с НАФТА,  так как американские фирмы в Канаде слишком агрессивны и существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны ещё и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.

     Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10-15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объём иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

     В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее  время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо  создать определённые организационные структуры и отработать механизм сотрудничества;

  • Европейская ассоциация свободной торговли – в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;
  • Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;
  • Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;
  • Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;
  • Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;
  • Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.
 

 

  1. ТАМОЖЕННЫЙ  СОЮЗ
 
 

     Следующей  ступенью  международной  экономической  интеграции является таможенный союз – соглашение двух и более государств об упразднении  таможенных  пошлин  в  торговле,  форма  коллективного протекционизма. Для таможенного союза уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

     Во-первых,  переход  к единым  таможенным  пошлинам  и совместному  осуществлению  координационных  мер  требует существенного  пересмотра  подходов  к  развитию  многих  отраслей национальной экономики в каждой стране. 

     Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведёт к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности.

     В-третьих, возникает потребность в переговорах  по согласованию не только  таможенно-тарифной  политики,  но  и  координации  или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встаёт вопрос о создании наднациональных органов, которые будут  разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.

     Функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной  политики  для  всего  спектра  производимых  и потребляемых товаров.  В сферу интеграционной  деятельности на этом этапе  постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.  Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, оно скорее играет роль обслуживающего фактора.

     Как правило,  в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

     Как показывает практика, вне сферы таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

     Примеры таможенных союзов:

  • Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.;
  • Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.;
  • Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;
  • Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.
 

 

  1. ЕДИНЫЙ  РЫНОК
 
 

     Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок. Этот этап интеграционного развития уже давно реализован в Европейском Союзе, который, собственно, в 60-х и 70-х годах официально назывался Общий Рынок.

     Перерастание  таможенного союза  в единый  рынок обусловливается как чисто экономическими  факторами,  так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не, только, для ЕС.)

     Несмотря  на исчезновение в определённой мере тарифных препятствий по обмену,  существуют  и  нетарифные:  различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т. д. 

     Опыт  показывает,  что  согласование  широкого  круга  вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удаётся не всегда.

     Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы управления, значительное усиление наднациональных интересов.

     Для  создания  единого рынка  необходимо  решить  несколько крупных  задач.

     Именно  таможенный союз создаёт предпосылки для перехода  к единому рынку, решая две такие задачи: во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами  и,  во-вторых,  разрабатывая  единую  торговую  политику  по отношению к третьим странам. 

     Третья  задача, уже не реализуемая в рамках таможенного союза, – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен  осуществляться  исходя  из  того,  насколько  это  важно  для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после  принятия  соответствующих  мер,  как  это  отразится  на  нуждах  и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к единому рынку  в качестве  избранных сфер  были определены сельское хозяйство и транспорт. 

     Четвёртая  задача  –  создание  условий  для  свободного  движения капитала,  рабочей  силы,  услуг  и  информации,  дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. 

     Пятая задача, решаемая при  создании единого рынка – формирование общих фондов  содействия  социальному  и  региональному  развитию,  что подразумевает «поворот»  непосредственно  к  интересам  потребителя, ориентацию на удовлетворение «потребностей на местах», позволяющую реально ощутить преимущества  интеграционных  процессов.  Эти экономические  шаги  обусловливают  согласование  серьезных  мер  по гармонизации  и  унификации  национальных  законов.  При  этом  особое место  отводится введению системы  мер, предотвращающих  нарушение норм,  регулирующих  конкуренцию.  Естественно,  тем  самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных,  органов  управления  и  контроля.  В  ЕС  это – Европарламент, Совет Министров, Суд и др.

     Другие  интеграционные группировки, вероятно, будут иметь другие органы управления и контроля. Задачи, которые, как  свидетельствует опыт ЕС,  предстоит  решать  интеграционным  группировкам,  потребуют создания и использования соответствующего инструментария. 

     Примеры группировок стран, создавших единый рынок:

  • Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;
  • Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;
  • Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор;
  • Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли;

Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) (Mercado Comun del Sur) – общий рынок стран южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок, превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР – это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. человек), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объёма товарооборота и 33% объёма внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривались отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок происхождения товаров.

Значительные  успехи интеграции не означают отсутствия в объединении  множества серьёзных проблем. К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопрос валютного регулирования, унификацию налогообложения и трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с «разной мощностью» национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и особо уязвимыми отраслями, такими как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу «болезненных» отраслей при разделе рынков относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРСОСУР в социальной сфере. Если предприниматели  уже почувствовали позитивные стороны интеграции, то население стран-членов – не вполне.  

Информация о работе Основные этапы развития международной экономической интеграции