Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:43, курсовая работа
Целью работы - дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.
Задачи данной курсовой работы - раскрыть содержание феномена интеграции и рассмотреть существующие воззрения на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке.
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРА-ЦИИ……………………………………………….……………….......5
2. ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕ-НИЯ……………….….7
3. ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВ-ЛИ…………………………………….……..8
4. ТАМОЖЕННЫЙ СО-ЮЗ………………………………………..…………..13
5. ОБЩИЙ РЫ-НОК………………………………….…………..……………..15
6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СО-ЮЗ………………………………….…………….19
7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СО-ЮЗ………………………………….…………....….21
8. ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………..…………………….…22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………….……..…24
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Табл.1. Этапы интеграционных процес-сов…………....….25
Ведущую роль в развитии интеграции на Североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей.
В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставило перед ними такую задачу.
Речь идёт о попытках и намерениях Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической мощи, о сравнимости суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными показателями США, об усиленной интеграции в этих регионах.
Помимо аргументов политического характера, каждая страна-участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведёт к росту числа рабочих мест. Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоёмких, материалоёмких и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнёром, а не «эксплуататора».
Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно скрупулёзно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоёмкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнёров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком агрессивны и существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны ещё и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.
Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10-15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объём иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.
В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определённые организационные структуры и отработать механизм сотрудничества;
Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз – соглашение двух и более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. Для таможенного союза уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране.
Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведёт к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности.
В-третьих,
возникает потребность в
Функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, оно скорее играет роль обслуживающего фактора.
Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.
Как показывает практика, вне сферы таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.
Примеры таможенных союзов:
Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок. Этот этап интеграционного развития уже давно реализован в Европейском Союзе, который, собственно, в 60-х и 70-х годах официально назывался Общий Рынок.
Перерастание таможенного союза в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не, только, для ЕС.)
Несмотря на исчезновение в определённой мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т. д.
Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удаётся не всегда.
Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы управления, значительное усиление наднациональных интересов.
Для создания единого рынка необходимо решить несколько крупных задач.
Именно таможенный союз создаёт предпосылки для перехода к единому рынку, решая две такие задачи: во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам.
Третья задача, уже не реализуемая в рамках таможенного союза, – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к единому рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.
Четвёртая задача – создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.
Пятая задача, решаемая при создании единого рынка – формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает «поворот» непосредственно к интересам потребителя, ориентацию на удовлетворение «потребностей на местах», позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это – Европарламент, Совет Министров, Суд и др.
Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь другие органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария.
Примеры группировок стран, создавших единый рынок:
Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) (Mercado Comun del Sur) – общий рынок стран южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок, превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР – это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. человек), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объёма товарооборота и 33% объёма внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривались отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок происхождения товаров.
Значительные
успехи интеграции не означают отсутствия
в объединении множества серьёзных
проблем. К ним следует отнести проблемы
недостаточного развития транспортной
инфраструктуры, вопрос валютного регулирования,
унификацию налогообложения и трудового
законодательства. Большие трудности
возникают в связи с так называемым распределением
преимуществ интеграции, т.е. членством
стран с «разной мощностью» национальных
экономик. Появляются противоречия между
развитием интеграционных процессов и
особо уязвимыми отраслями, такими как
строительная, мукомольная, сахарная,
винодельческая. К числу «болезненных»
отраслей при разделе рынков относится
также автомобильная отрасль. Сложные
задачи стоят перед МЕРСОСУР в социальной
сфере. Если предприниматели уже почувствовали
позитивные стороны интеграции, то население
стран-членов – не вполне.
Информация о работе Основные этапы развития международной экономической интеграции