Организация дипломатической службы Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

По классическому определению дипломатия - это официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Слово «дипломатия» происходит от греческого – диплома (в Древней Греции – дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот о документов, подтверждающих их полномочия) .

Работа содержит 1 файл

Орг-я структуры форин-офиса.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     В распоряжении каждого английского  партийного политического руководителя оффиса – министра, главных и младших министров, представляющих в Британском Министерстве иностранных дел интересы победившей на выборах партии, имеются небольшие, но весьма влиятельные секретариаты, в которых профессионалов больше, чем политиков. Английские политики и сами дипломаты считают, что внутренняя организация Форин Оффиса чрезвычайно сложна и запутана.

     Какие бы изменения не происходили во внешнеполитических приоритетах Британии, в последние десятилетия должностные посты заместителя министра и главы дипломатической службы по-прежнему назначаются представителями консервативных кругов, связанные с партией тори и крупных капиталов. Английский внешнеполитический

     Если  профессиональное политическое руководство Форин Оффиса можно считать вершиной Британской дипломатической пирамиды, то ее мощным основанием являются отделы - департаменты. В них выполняются основной объем повседневных дипломатических работ. К числу особенностей Английского МИДа относится большое количество департаментов, которые подразделяются на территориальные, функциональные, административные.

     Сотрудники  территориальных отделов занимаются двухсторонними соглашениями с иностранными государствами. В круг их основных задач входит сбор, классификация и оценка текущей информации, разработка предложений по актуальным вопросам.

     Статус  департаментов невысок. Возглавляются они дипломатами в ранге советников, которые должны обращаться к Английскому послу не непосредственно, а через одного из замминистра. Территориальные отделы - наиболее устойчивое звено Форин Оффиса. Здесь наиболее консервативные метод, их сотрудники наиболее активно сопротивляются новшествам.

     У функциональных отделов иные задачи - они занимаются актуальными проблемами современной мировой экономики, участием в международных организациях, и т.д.

     Руководство Министерства иностранных дел считает функциональные отделы важнейшим оперативным звеном Форин Оффиса.

     Во  внешнеэкономической области дипломатическая  служба преследует три основные цели:

     - способствовать улучшению успешной  деятельности для британского  экспорта на мировом рынке;

     - обеспечить своевременное получение  для Англии экономики поставок 

     - защищать за рубежом интересы  королевства. 

     На  экономические отделы возложены  задачи по сбору, обработке и анализу сведений, полученных от дипломатических представительств и доводить до сведения английских компаний.

     Отдел оборонной политики - наиболее крупный  и влиятельный в Форин Оффисе. Отдел состоит из секторов и специально занимается вопросами участия в ООН. Через этот отдел осуществляется связь Министерства иностранных дел с министерством обороны, т.к. Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности. Его сотрудники подготавливают предложения по совершенствованию механизма работы Организации Объединенных Наций.

     Имеются так же отделы охраны окружающей среды, мирового судоходства и гражданской авиации. Большинство из этих вопросов решается совместно с дипломатами и сотрудниками « внутренних» ведомств.

     У Форинг Оффиса имеются и сильные  рычаги организационного контроля над деятельностью Британского Совета, который существует под финансовым и политическим контролем Форинг Оффиса, направляет межкультурные процессы в выгодное ей русло. Надо сказать, что среди известных инструментов дипломатического механизма, культурная дипломатия является одним из рычагов воздействия на общественное мнение.

     Дипломатическое представительство – это зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый  на основе взаимного соглашения одними государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств.

     Обмен дипломатических представительств осуществляется после установления дипломатических отношений. В соответствии с международным обычаем, получившим договорное закрепление в Венской Конвенции о дипломатических отношениях 1961 года, дипломатическое представительство может учреждаться на одном из трех уровней, которому соответствует класс его главы. Эти уровни имеют протокольное значение и не влияют на функции дипломатического представительства, его иммунитеты и привилегии, а также иммунитеты и привилегии его персонала.

     В английских дипломатических службах  работают более половины кадровых сотрудников Британской дипломатической службы, число которых превышает двести человек. Должность посла по-прежнему престижна и хорошо оплачиваема, имеются доплаты в виде подготовки, представительских расходов. Вопросы о приоритетности того или иного вида деятельности дипломатических представительств прямо связаны с оценкой его эффективности. Дипломатические представительства наиболее компетентны в предоставлении, сборе и анализе информации политического характера.

     Распределение по видам деятельности дипломатов зарубежными  представительствами основано по следующим пропорциям: политические вопросы двадцать два процента, экономические - семнадцать, административно –хозяйственные – восемнадцать процентов. Персонал посольства занимается кадровыми сотрудниками дипломатической службы, а персонал политического контингента состоит исключительно из дипломатов высшего разряда.

     В типовой структуре Британского  посольства обязательно предусмотрены  следующие подразделения:

     - руководство посольства

     - политический отдел

     - отдел по информации и культуре

  • торгово-экономический отдел

     Имеются так же административные секции, группы по вопросам безопасности и дипломатическим связям.

     Дипломаты в Англии выполняют не только традиционные для него функции, такие как ведение межправительственных политических переговоров, но и ряд функций, относящихся к сфере культурных связей, международной информации, помощи иностранным государствам, политической разведки.

     В большинстве других стран они  переданы в ведение самостоятельных  государственных ведомств. Структуры  и формы дипломатической службы определяются в первую очередь основными целями и задачами внешней политики государства. Свое влияние так же оказывает влияние связей между партнерами, а так же общая степень подготовки дипломатического корпуса в тех или иных видах работ.

     Весьма  значительным и по сей день, остается прерогатива королевской власти во внешнеполитической области. В то же время роль парламента в дипломатических делах меньше, чем в большинстве западных государств. Британская дипломатическая доктрина рассматривает дипломатию в первую очередь как сферу межгосударственного политического взаимодействия. Исходя из этого, главным содержанием деятельности является политико-представительская работа. Хотя объем торгово-экономических, культурных и информационно пропагандистских и некоторых других видов деятельности дипломатической службы несколько возрос, они имеют вспомогательное значение.

     Уменьшение  значительной роли посольств и их руководства во внешнеполитической деятельности, что характерно для современной мировой дипломатии в целом, в Англии не вышло за критические пределы и не привело к качественным изменениям в структуре загранучреждений. Осуществляя организационные перестройки дипломатических учреждений, Форинг-Оффис в целом адекватно реагирует на коррективы, вносимые Британским правительством во внешнеполитическом курсе.

     Эффективность внешней политики любого государства  в немалой степени зависит от способности и качества подготовки людей, представляющих его интересы в международных делах. Интересы Великобритании почти всецело обеспечиваются профессиональными дипломатами. По этой причине изучение вопросов набора, подготовки, продвижения имеют прямое отношение к общим результатам Британской внешней политики.

     Уже с 1855 года для поступления на Британскую дипломатическую службу были введены конкурсные экзамены. Но успехи в науках не стали решающим критерием. Главными слагаемыми успеха являются так называемые «представительность» и другие черты личности и характера, распространенные в основном в аристократической верхушке правящего класса.

     Сформулированные  стандартные требования в девятнадцатом веке к дипломатической службе остаются в силе и в нынешнем столетии. Идеальный дипломат, говорит Г. Николсон, должен хорошо знать языки, обладать изысканным вкусом, быть гостеприимным, спокойным и невозмутимым человеком. Набор на дипломатическую службу производится на основе острой конкуренции. Ценится умение грамотно, логично и лаконично излагать свои мысли, способность выбрать наиболее оптимальное решение из нескольких предложенных вариантов, а так же находить в поисках компромиссного выхода из трудной ситуации, умения защищать свою точку зрения, излагать свои суждения четко и ясно, уметь оперативно и точно решать спектр незнакомых проблем. Комиссия проводит скрупулезную проверку, по каждому показателю проставляется отдельный балл, а затем выводится общая сумма оценки. В итоге из двух тысяч претендентов отбирается после многоступенчатого отбора двадцать пять- двадцать восемь человек по числу вакансий.

     Дипломаты работают не только с бумагами, но и  с людьми, причем разных национальностей, взглядов, верований и традиций. Система экзаменов выглядит солидной и объективной. Тем не менее, из десятилетия в десятилетие на дипломатическую службу принимают людей из одного узкого круга. Причина кроется в субъективности оценки результатов собеседования. Главным критерием по-прежнему остаются не знания сами по себе, а способность овладевать ими и их применения к меняющейся обстановке. В течение двух лет так же проходит конкурсный отбор по результатам отзывов о работе.

     Британские  дипломаты уверенны, что в их профессии требуется наличие особых качеств, навыков, умения, искусства, тренировки, чего, по их мнению, недостает даже у самых квалифицированных ученых.

     Подобного рода слабость характерна в целом  и среди английских академических исследований международных отношений, в которых видна тенденция недооценки взаимодействия региональных политических событий с происходящими событиями мирового значения. Одна из причин фрагментарного исследования усматривается в нестабильности рабочих связей между научным миром и практической деятельностью. Их прямо упрекают в том, что те неохотно сотрудничают с учеными.

     У дипломатов есть и другой, весьма убедительный довод. Ученые, будучи непосредственно  вовлеченными, во внешнеэкономическую  деятельность, утрачивают независимость мышления, их искусственная теория теряет самостоятельную ценность для практиков, занятых исключительно поиском оптимальных решений и методов деятельности на основе сравнения альтернативных предложений.

     Есть  и другая сторона этой проблемы. Несмотря на известную самостоятельность академических исследований, особенно университетских, их тематика в силу специфики самого предмета неизбежно ориентируется на практические интересы дипломатии, к тому же значительная часть сотрудников университетских кафедр и исследовательских центров формируется из числа ушедших в отставку кадровых дипломатов.

     На  выбор дипломатии и предпочтительных методов работы оказывает немалое  влияние и другие факторы. Это  в первую очередь - особенности национального характера, и во-вторых - специфика организации дипломатического аппарата. Первый фактор может рассматриваться как позитивный – привычка к работе и завидная работоспособность англичан давно известны. Что касается организации дипломатической службы, то влияние ее противоположно первому. К основным чертам можно отнести привычку вести дело в атмосфере максимально возможной секретности и высоким уровнем конфиденциальности. Секретность служит и средством защиты дипломатами своих профессиональных и клановых интересов. Иерархия аппарата дипломатической службы предполагает жесткую дисциплину.

     Мнение  и авторитет начальства безусловны для подчиненного во всех звеньях  и на всех уровнях Британской дипломатической  службы. Английские делегации на международных конференциях проявляют редкую оперативность, четкость и согласованность в работе, они всегда действуют по плану. Однако такая сверхдисциплина имеет и негативные моменты. Им недостает свободы маневра, гибкости, умения перестраиваться по мере изменяющейся ситуации. Британские дипломаты, как отмечалось выше, привыкшие к переговорам с глазу на глаз, неуютно чувствовали себя на первых сессиях ассамблеи ООН и других международных организаций, где ценится умение завоевать расположение публики, журналистов, искусно общаться в кулуарах.

Информация о работе Организация дипломатической службы Великобритании