Новое положение палаты лордов. Реформа 1911 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:29, реферат

Описание работы

К 40-м гг. XIX в. значительная степень политического влияния в Великобритании переходит в руки промышленной буржуазии (это доказывает, например, принятие так называемых «хлебных законов»), значительно меняется состав палаты лордов: туда приходят так называемые «маргариновые лорды», а также социалисты (лейбористы, социал-демократы). Палата лордов в XIX-XX вв. играла роль сдерживающей силы для палаты общин, хотя лорды, в отличие от депутатов нижней палаты парламента, никого, кроме себя лично, не представляют.

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

К 40-м гг. XIX в. значительная степень политического  влияния в Великобритании переходит  в руки промышленной буржуазии (это  доказывает, например, принятие так  называемых «хлебных законов»), значительно  меняется состав палаты лордов: туда приходят так называемые «маргариновые лорды», а также социалисты (лейбористы, социал-демократы). Палата лордов в XIX-XX вв. играла роль сдерживающей силы для палаты общин, хотя лорды, в отличие от депутатов нижней палаты парламента, никого, кроме себя лично, не представляют. Со временем лорды перестали саботировать предложения палаты общин, как они это часто делали в XVIII – начале XIX вв. Лорды обычно склонялись перед мнением устойчивого большинства членов палаты общин (коммонеров). Бюджетные притязания палаты лордов были пресечены путем принятия консолидированного бюджета (это стало делаться с конца XIX в.). Тем не менее палата лордов активно препятствовала развитию социального законодательства. В 1911 г. был проведен Закон о парламентской реформе, значительно ограничивший права палаты лордов. В его преамбуле было отмечено, что в будущем палата лордов должна стать выборной (что и было сделано в 2000 г.). Финансовые билли (наиболее важные среди всех биллей) стали теперь приниматься палатой общин самостоятельно, без последующего одобрения палатой лордов. Для нефинансовых биллей формально сохранялся режим бикамерализма (двухпалатное британского парламента. Палата лордов может отклонить нефинансовый билль, но это лишь отлагательное вето (на год), его можно применить дважды (с 1949 г. – лишь один раз). Таким образом, с 1911 г. палата общин заняла господствующее место в британском процессе законотворчества, равноправие палат парламента ушло в прошлое. Надо отметить, что палата лордов никогда не была полностью наследственной по составу. Так, в ее состав входили высокопоставленные духовные лица (так называемые «духовные лорды» во главе с архиепископом Кентерберийским), регулярно избираемые лорды от Шотландии (лерды) и избираемые пожизненно лорды от Ирландии. В палату лордов также по должности входили 12 судебных лордов, наследственные титулованные лорды и назначаемые пожизненно монархом пэры без титула. Со времен Билля о правах 1689 г. было установлено, что только парламент может издавать общеобязательные акты (законы). Со временем буржуазия попыталась отнять часть законодательных полномочий у парламента. Эта задача была решена с помощью института делегированного законодательства, т.е. определенные акты разрабатывались соответствующими ведомствами и лишь утверждались (регистрировались) парламентом. В период первой и второй мировых войн развивается практика чрезвычайного законодательствования. Широкие права предоставляются кабинету, упорядочивается делегированное законотворчество.

    Новое положение палаты лордов. Реформа 1911 г. По своему социальному составу палата лордов была оплотом аристократии и являлась, по сути дела, продолжением консервативной партии в парламенте. Когда консерваторы оказывались в парламенте в меньшинстве и терпели поражение по какому-либо важному вопросу, палата лордов, используя свою сдерживающую функцию, обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался истинный смысл двухпалатной системы.

    Это не могло не беспокоить либералов, стремившихся преобразовать палату лордов либо добиться ее роспуска. В результате борьбы либералов с палатой лордов появился Акт о парламенте 1911 г. Согласно этому Акту, нефинансовый билль, прошедший палату общин в трех последовательных сессиях и всякий  раз отвергавшийся палатой лордов, после третьего раза направлялся на королевское утверждение, минуя палату лордов, при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет. Проведение финансовых биллей вовсе не требовало согласия палаты лордов. Характер билля определял спикер палаты общин. Этим же Актом устанавливалась продолжительность парламентской легислатуры в пять лет. Реформу 1911 г. нельзя объяснять лишь борьбой партий. Ее проведению способствовало и усиление кабинета министров, и изменение социального состава палаты лордов. К началу XX в. произошло слияние родовой аристократии и буржуазии при явном преобладании последней. Буржуазия, не отказываясь полностью от верхней палаты, делала ставку на сильный кабинет министров, который при слабой нижней палате имел возможность достаточно полно обеспечить ее интересы.

    В 1911 г. было также введено вознаграждение членам палаты общин. 

Акт о парламенте 1911 г.

Акт о парламенте для определения отношений между  полномочиями Палаты лордов и Палаты общин и для ограничения срока  полномочий парламента 

Так как необходимо принять меры для урегулирования отношений между двумя палатами парламента; 

Так как, далее, имеется намерение заменить Палату лордов, какая существует в настоящее  время, иной Палатой, основанной на начале народного представительства и не наследственной более, но такая замена не может быть осуществлена немедленно; 

Итак как, если парламент должен будет впоследствии в законодательной мере, осуществляющей подобную замену, установить правила  касательно ограничения и определения прав новой второй Палаты, то и теперь представляется важным предписать, как это делается настоящим актом, ограничения существующих полномочий Палаты лордов, 

То в соответствии с сим Превосходнейшим Величеством  Короля с совета и согласия духовных и светских лордов и общин, собранных в настоящем парламенте, и властью их же утверждается нижеследующее: 

Статья 1. Полномочия Палаты лордов в отношении финансовых биллей (1) Если финансовый закон, принятый Палатой общин и отосланный в Палату лордов по меньшей мере за месяц до окончания сессии, не будет принят без поправок Палатой лордов в течение месяца после указанной отсылки, то этот закон, если не последует иного решения Палаты общин, будет представлен Его Величеству и с изъявлением королевского одобрения станет Актом парламента, хотя Палата лордов его и не приняла. 

(2) Финансовым  законом называется всякий закон,  который по мнению спикера Палаты общин, содержит только постанов ления, касающиеся всех или какого-либо из следующих пред метов, а именно: установления, отмены, сбавки, изменения или регулирования обложений; назначения платежей из консолидированногофонда, государственного ссудного фонда или сумм, отпущенных парламентом на оплату публичного долга или на какуюлибо другую финансовую цель; изменения или отмены подобных назначений; открытия кредитов, образования запасного фонда; предназначения, получения, хранения, выдачи или проверки счетов, относящихся к публичным финансам; заключения, гарантии, погашения займа; второстепенных вопросов, связанных с вышеперечисленными или с одним из них. 

В этом параграфе  термины обложение , публичные финансы  и заем не означают соответственно обложения публичных финансов и займов, устанавливаемых местными властями и учреждениями для местных целей. 

(3) К каждому  финансовому закону при отсылке  его в Палату лордов и при  представлении его на одобрение  Его Величества будет прилагаться  свидетельство за подписью спикера Палаты общин, удостоверяющее, что это именно финансовый закон. Прежде чем выдать это свидетельство, спикер, если возможно, советуется с двумя членами палаты, которых комитет по избраниям указывает в начале каждой сессии в списке председателей комитетов (Палаты). 

Статья 2. Ограничения  полномочий Палаты лордов в отношении  биллей нефинансового характера. (1) Если публичный закон (не являющийся финансовым законом и не увеличивающий  срока полномочий парламента за пределы  пяти лет) будет вотирован Палатой общин в трех последовательных сессиях (безразлично, той же легислатуры или иной) и, отосланный в Палату лордов каждый раз по меньшей мере за месяц до окончания сессии, будет этой Палатой отвергнут в каждой из этих трех сессий, то этот закон, как только он будет отвергнут в третий раз Палатой лордов и если не последует иного решения Палаты общин, будет представлен Его Величеству и, раз будет изъявлено королевское одобрение, станет Актом парламента, несмотря на отсутствие согласия Палаты лордов. Однако для применения этого постановления должно пройти два года между датой второго чтения упомянутого закона в первой из сказанных сессий Палаты общин и датой его принятия той же Палатой в третьей из этих сессий. 

(2) Ко всякому  закону, представляемому во исполнение предписаний настоящей статьи на одобрение Его Величества, должно быть приложено свидетельство, выданное и подписанное спикером Палаты общин, удостоверяющее, что предписания упомянутой статьи были надлежащим образом соблюдены. 

(3) Будет считаться отвергнутым Палатой лордов закон, который не будет принят ею без поправок или же только с теми поправками, которые принимают обе палаты. 

(4) Будет считаться  тем же законом, что и предшествующий, посланный в Палату лордов  в предыдущую сессию, такой закон, который в момент отправления в Палату лордов тождествен с упомянутым предшествующим законом или содержит только изменения, необходимость которых ввиду истекшего времени со дня отправления закона удостоверена спикером Палаты общин, либо поправки, которые, по свидетельству того же спикера, внесены в предшествующий закон Палатой. лордов в предыдущую сессию. Все поправки, которые, по свидетельству спикера, были сделаны Палатой лордов в третьей сессии и приняты Палатой общин, будут включены в закон при его представлении на королевское одобрение согласно настоящей статье. 

Тем не менее  Палата общин может, если найдет нужным в момент прохождения такого закона во второй и третьей сессиях, предложить дополнительные поправки, не включая  их в закон. Предложенные, таким образом, поправки должны быть рассмотрены Палатой лордов, и если будут ею приняты, то будут считатъся поправками, вотированными Палатой лордов и принятыми Палатой общин. Но использование этого правила Палатой общин ни в чем не ограничивает действия настоящей статьи, если бы закон был отвергнут Палатой лордов. 

Статья 3. Свидетельство  спикера. Всякое свидетельство, выданное спикером Палаты общин в силу настоящего Акта, окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом. 

Статья 4. Формула  обнародования. (1) Во всяком законе, представленном Его Величеству, в силу предыдущих постановлений настоящего акта формула  обнародования будет следующей: 

Превосходнейшим Величеством Королем с совета и согласия общин, собранных в настоящем парламенте в соответствии с постановлениями Акта о парламенте 1911 г. и в силу этого Акта, утверждается и обнародуется нижеследующее: 

(2) Всякое изменение  какого-либо закона, необходимое  для применения этой статьи, не  составляет поправки к указанному закону. 

Статья 5. Исключение биллей подтверждающих временные постановления. В настоящем Акте выражение публичный  закон не относится к законам, содержащим подтверждение временного постановления. 

Статья 6. Подтверждение  существующих прав и привилегий Палаты общин. Настоящий Акт ни в чем не сокращает и не ограничивает существующих прав и привилегий Палаты общин. 

Статья 7. Срок полномочий. Максимальный срок полномочий парламента будет пять лет, а не семь, как  это определено Законом о семилетней легислатуре 1715 г.

Информация о работе Новое положение палаты лордов. Реформа 1911 г