Нормативная база ООН в конфликтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

В свете недавних событий в Ираке, а также различных военных столкновений, которыми изобиловало прошедшее десятилетие, вызвавших сильные разногласия на международной арене, кажется целесообразным рассмотреть роль Организации Объединенных Наций как главного нормотворческого института в международной среде. Подходы к этому вопросу также разнятся до противоположностей. Так, одни считают, что ООН уже давно не справляется со своими функциями в области предотвращения вооруженных конфликтов и обеспечения реальной нормативно-правовой базы для эффективного мирного разрешения международных споров и разногласий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ООН: задачи и принципы функционирования……………………………….4
Нормативная база ООН в конфликтах………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………….18
Литература ……………

Работа содержит 1 файл

ООН.doc

— 100.50 Кб (Скачать)


 

Введение………………………………………………………………………..3

ООН: задачи и принципы функционирования……………………………….4

Нормативная база ООН в конфликтах………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………….18

Литература ……………………………………………………………………..19 
Введение

 

В свете недавних событий в Ираке, а также различных военных столкновений, которыми изобиловало прошедшее десятилетие, вызвавших сильные разногласия на международной арене, кажется целесообразным рассмотреть роль Организации Объединенных Наций как главного нормотворческого института в международной среде. Подходы к этому вопросу также разнятся до противоположностей. Так, одни считают, что ООН уже давно не справляется со своими функциями в области предотвращения вооруженных конфликтов и обеспечения реальной нормативно-правовой базы для эффективного мирного разрешения международных споров и разногласий. Другие придерживаются мнения, что никакой альтернативы ООН пока не существует, в том смысле, что региональные организации представляют интересы отдельных регионов, зачастую прямо противоположные, поэтому и выработка общих норм без всемирной организации не представляется возможной. При этом следует отметить, что нормы, вырабатываемые такой организацией, как ОБСЕ, принимаются в полном соответствии с Уставом ООН и ее различными декларациями. В это же время, НАТО уже не раз доказывало на практике, что ООН не является для него непогрешимой инстанцией, и принимало решения в обход Совета Безопасности ООН, вполне логично объясняя это своей интерпретацией статей Устава. Действительно, нельзя не согласиться, что существование таких «лазеек» значительно ослабляет эффективность самой Организации, но  ликвидация ООН неминуемо привела бы к хаосу, остановить который было бы практически невозможно.

 

 

 

 

  

 

 

  ООН: задачи и принципы функционирования 

 

Идея создания всемирного органа для обеспечения коллективной безопасности возникла задолго до появления  ООН. После окончания I Мировой войны, в 1919г. такой орган был создан по проекту американского президента-демократа Вудро Вильсона, правда сами США так и не вступили в Лигу Наций, так как Сенат США отказался ратифицировать ее Устав. СССР пригласили вступить в Лигу только в 1934г. (а в 1939г. уже исключили за войну с Финляндией). Но самое удивительное – это то, что уже в сентябре 1926г. в связи с решением Локарнской конференции Лига Наций приняла Германию в свои члены с предоставлением ей постоянного места в совете. Таким образом, бывший агрессор получил возможность противодействия любым возможным заявлениям Лиги, направленным против него. Но таких заявлений и не поступало, поскольку главным врагом продолжал оставаться Советский Союз. Но когда в 1933г. Германия вышла из Лиги наций для открытой подготовки к будущей войне, забеспокоившиеся союзники пригласили СССР. И несмотря на то что им следовало уже беспокоиться по-настоящему в связи с Итальянской агрессией в Эфиопии, нарушением Германией Версальского и Локарнского договоров, итало-германской интервенцией в Испании, аннексией Австрии Германией и другими тревожными событиями, дальше обсуждения этих вопросов Лига не продвинулась. Это происходило из-за того, что западные державы  стремились направить фашистскую агрессию против СССР, что и предопределило беспомощность Лиги Наций.

Организация, формально  существующая для обеспечения коллективной безопасности и поддержания мира, не достигла никаких существенных результатов и бессильно наблюдала за ходом II Мировой войны.

Но способствование  международной безопасности было далеко не единственной функцией Лиги Наций. Это было первая организация, созданная  для того, чтобы регламентировать отношения между государствами. Ее главным нормотворческим достижением было активное содействие принятию пакта Бриана-Келлога в 1928г. Стороны, подписавшие этот пакт (сначала Франция и США, а потом еще 48 государств), брали на себя обязательство урегулировать любые международные споры мирными средствами и отказаться от войны как от средства достижения национальных интересов. Это был первый международный документ в своем роде, где страны добровольно взяли на себя определенные обязательства с целью избежания дальнейших вооруженных конфликтов. Лига Наций пострадала от того, что не имела достаточных средств воздействия на государства, нарушившие принятые международные нормы (ООН исправила ошибку своей предшественницы с помощью организации Совета Безопасности).

Фактически Лига Наций  развалилась за своей бесполезностью еще в 1939г., на бумаге же ее деятельность была прекращена в апреле 1946г. решением специально созванной Ассамблеи.

Но мировые державы  продолжали искать пути для воплощения идей коллективной безопасности, поскольку ужасы II Мировой войны еще более убедили их в необходимости создания новой международной организации, которая бы смогла ответить на те вызовы, которым не смогла противостоять Лига Наций. Проект создания и Устава этой организации были предложены на Конференции 4-х держав (США, СССР, Великобритания и Китай) в Думбартон-Оксе, а с апреля по июнь 1945г. была специально созвана Конференция в Сан-Франциско, получившая название Конференции Объединенный Наций, где 50 государств-учредителей подписали Устав ООН.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными  средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого государства.

Устав обязывал членов ООН принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права. Впервые в качестве основного начала международных отношений в Уставе был закреплен принцип равноправия и самоопределения народов. Устав также установил необходимость принудительного военного вмешательства со стороны сил ООН в случае существования угрозы миру и безопасности и если все другие средства оказались неэффективными, но эти действия не касаются ситуаций полностью относящихся к внутренним делам государства и не угрожающих ни международной безопасности, ни жизни и правам мирного населения этого государства. 

Членами ООН могут стать все  миролюбивые государства, которые  принимают на себя содержащиеся в  Уставе обязательства и могут, по мнению Организации, их выполнять. Эти  обязательства касаются правил поведения  государств в определенных ситуациях, как в мирное время, так и в условиях конфликта, касательно любых проявлений взаимодействия государств на международной арене.

Хотя Устав ООН, ставший результатом  соглашения многих государств, призван  служить поддержанию мира, безопасности народов и развитию мирных, дружественных отношений, взаимоуважения между государствами, сама ООН и ее Устав не гарантируют мира. Для его обеспечения необходимы единство и согласованные действия всех членов организации.

Организация Объединенных Наций имеет шесть главных органов – Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.

Все начиналось, как всегда, идеалистически. ООН честно пыталась в последующие  годы предпринимать какие-то меры для  хотя бы частичного достижения поставленных целей. Но в послевоенном мире, разделенном  «холодной войной» на два лагеря, каждый из которых был представлен постоянным членом Совета Безопасности, обладающим правом вето и ядерным оружием, Организация Объединенных Наций оказалась парализована. Даже после окончания «холодной войны» в СБ ООН достигалось единогласие только по поводу операций, которые должны были проводиться ООН в основном на периферии области интересов великих держав. Когда же дело доходило до действий в непосредственной близости от одного из пяти привилегированных государств или в зоне его стратегических интересов, происходили взаимоблокировки решений постоянными членами, что вынуждало страны действовать агрессивно, часто не получив на это никакого специального мандата.

       С момента окончания II Мировой войны, надо полагать, международная обстановка несколько поменялась. Из пяти стран, претендующих на привилегированность, этого заслуживает, вероятно, только одна из них, и это США. Ни Франция, ни Великобритания, по мнению специалистов того же издания, не могут претендовать на роль великих держав, которые могут решать судьбу всего остального мира, скорее, говорят эксперты, на эту роль больше бы подошла Германия, обладающая в настоящее время гораздо большими ресурсами. Амбиции России, так и не осознавшей себя рядовым государством, также простираются необоснованно высоко. Военные потенциалы Российской Федерации далеко не так современны и велики, как хотелось бы, не говоря уже о плачевном состоянии российской экономики, которое также препятствует усилению и модернизации средств обороны. Это факты общепризнанные, тем не менее, когда дело касается внешней политики, страна вновь считает себя великой державой (это касается и общественного мнения) и пытается диктовать свои условия странам, объективно более могущественным. Конечно, из сверхдержавы стать просто обычной страной очень больно, особенно на фоне все растущего процветания США, но все-таки, наверное, не целесообразно жить своими прошлыми достижениями, необходимо искать новые пути, которые могли бы со временем восстановить статус России.

Говоря о «Большой пятерке» следует отметить, что Китай, в силу своего сплава из огромного населения и достаточно неплохо развивающейся экономики, должен иметь весомое положение на мировой арене, тем более что по некоторым данным КНР стремительно наращивает свои ядерные возможности. 

В любом случае, почему бы просто не отменить это вето, из-за которого столько  проблем? На это никто не хочет  идти. Пока все 5 «ветоимущих» не согласятся добровольно отказаться от него, любые  попытки лишения права вето неизбежно  зайдут в тупик.

Однако деятельность ООН касается не только предотвращения военных конфликтов, гораздо большее число документов, принятых ООН и ее членами, касается мирных аспектов человеческой жизнедеятельности. Одно из главных мест среди нормотворческих  достижений ООН является принятие в 1948г. Всеобщей декларации прав человека, которая подчеркивала неотъемлемость прав человека и необходимость их защищать. Это была попытка указать государствам желательное направление их поведения в этой сфере и общие задачи, к достижению которых они должны были стремиться. Позже на основе Декларации были разработаны Пакты о правах человека, которые уже принимали форму не рекомендаций государствам, а политические обязательства, подлежащие выполнению. ООН за время своего существования приняла огромное количество подобных документов в самых различных областях  и международных отношений, и внутренних дел государств. Эти документы, составляющие огромную нормативную базу ООН, позволили значительно обезопасить права каждого отдельного индивида в случаях, где это требовалось, хотя бы частично упорядочить сами международные отношения, лишив государства возможности действовать в любой ситуации исключительно по своему желанию, и сделать разрешение международных конфликтов, если они возникают, более эффективным. Разумеется, большинство стран сознают выгоды этих достижений, так как даже самое распространенное в прошлом средство улаживания любых споров – война – в настоящее время является крайне дорогим удовольствием, и чтобы обезопасить себя от притязаний более богатого врага, лучше согласиться на определенные обязательства, но жить спокойно. В этом и заключается преимущество нормативной системы перед силовой, что она учитывает интересы всех участников, а не только сильных мира сего.

Если же выгоды нормативной системы не очевидны той или иной стране, то для нее скорее всего очевидна неизбежность возмездия за нарушение норм со стороны мирового сообщества. В наше время это действительно так. Только самые могущественные могут позволить себе нарушить определенные правила, но и они стараются всячески оправдать свои действия, апеллируя к каким-либо другим нормам. Отсюда очевидна общепризнанность нормативной системы как наилучшей формы взаимодействия в рамках международных отношений. В следующей главе хотелось бы остановиться на конкретных примерах реализации норм поведения государств в конфликтных ситуациях с помощью ООН, ее успехах и неудачах на данном пути.

     

  ООН в конфликтах

 

 Организация Объединенных Наций,  являясь многофункциональной, все  же рассматривается в первую очередь как объединение государств, призванное обеспечивать международную безопасность и мир во всем мире. В арсенале средств ООН находятся как мирные средства, как уговоры, рекомендации, просьбы и т.д., так и различные санкции, которые применяются государствами-членами ООН по отношению к нарушителю международного права, и главное – зафиксированное в главе VII Устава – право на военное вмешательство, правда, при ряде ограничений. И именно VII глава всегда вызывала наибольшее количество споров и распрей, поскольку именно по поводу необходимости военного вмешательства у постоянных членов СБ ООН возникали и возникают разногласия.

Первым таким конфликтом стала  война на Корейском полуострове, где фактически сводили счеты  две сверхдержавы в разгаре своего противостояния. 25 июня 1950г. войска КНДР под руководством советских военных специалистов перешли 38-ю параллель и через три дня заняли Сеул. США обратились к ООН за помощью и, получив согласие, начали выступать под ооновским флагом. СССР в то время бойкотировал заседания СБ ООН, поскольку не признавал представительства Китая в ООН правительством Чан Кайши, и отсутствие на заседании было рассмотрено тогда не как протест, а как просто отсутствие, что в дальнейшем стало нормой. В связи с этим, Советский союз оказался в оппозиции ООН. Организация предоставила под командование США войска, представленные шестнадцатью государствами, в результате чего захваченная в течение двух месяцев Южная Корея была освобождена, а войска Северной Кореи были на грани разгрома. Их спасло внезапное вмешательство со стороны КНР, чьи войска вытеснили силы ООН с территории КНДР, что затянуло войну до 1953г. В войне, где погибло 1 млн. чел., не может быть победителей.    

Корейская кампания была первой военной  миссией ООН, где Организация не смогла противостоять неожиданным вызовам и не смогла установить мир в короткие сроки. При этом необходимо отметить, что только благодаря ООН не происходило дальнейших крупных столкновений и в настоящее время происходит потепление отношений между Северной и Южной Кореей и многие уже вслух говорят о вероятном воссоединении. Таким образом, роль ООН в поддержании мира на Корейском полуострове достаточно велика. Если же говорить о, устранении конфликта, то здесь плоды приносят в основном экономические перспективы общего развития Северной и Южной Кореи, что рано или поздно заставит враждующие стороны отказаться от взаимных претензий и приведет к интеграции в рамках полуострова. Но нельзя забывать, что именно ООН является главным инициатором и катализатором процессов сближения. Для обеих сторон существуют определенный набор соглашений, привнесенных Организацией и обязующих их придерживаться мирной политики под ее покровительством. Это касается и военных обязательств, и правил экономического и политического поведения. В качестве примера можно привести подписание Северной Кореей соглашения о нераспространении ядерного оружия, недавно достигнутой взаимной договоренности Севера и Юга о порядке пересечения демилитаризованной зоны гражданскими лицами, что позволит дать ход межкорейским экономическим проектам. Если говорить исключительно о Южной Корее, то это государство вообще часто было представлено в различных международных органах и комиссиях в качестве равноправного члена, а в 1992г. Корея была избрана в состав Экономического и Социального Совета ООН, что говорит о достаточно тесном сотрудничестве между страной и международным сообществом. Обе страны встали на путь признания международных норм, хотя и не в равной степени, что обусловлено различными методами воздействия на них ООН. Так, Южная Корея, соблюдая международные нормы, пользуется всем комплексом льгот и содействием со стороны ООН и ее организаций. Северная Корея, наоборот, вынуждена соглашаться с решениями и постановлениями мирового сообщества, так как справедливо боится возмездия в виде санкций или даже военных операций со стороны ООН.

Информация о работе Нормативная база ООН в конфликтах