Направления сотрудничества Республики Беларусь и Совета государств Балтийского моря

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

В последнее время Республика Беларусь находится на позиции выбора возможного долгосрочного и перспективного сотрудничества с различными группами государств и международными организациями. Тем не менее, имея большие просторы для регионального выхода, Беларусь, обладая выгодным с геополитической точки зрения географическим положением, все реже и реже реально участвует в координационных процессах глобального и локального сотрудничества, хотя имеет для этого все черты, присущие молодому, инициативному и развивающемуся государству.

Работа содержит 1 файл

Совет гос-в Балт. моря и РБ - направления сотрудничества.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

Введение

В последнее время Республика Беларусь находится на позиции выбора возможного долгосрочного и перспективного сотрудничества с различными группами государств и международными организациями. Тем не менее, имея большие просторы для регионального выхода, Беларусь, обладая выгодным с геополитической  точки зрения географическим положением, все реже и реже реально участвует  в координационных процессах  глобального и локального сотрудничества, хотя имеет для этого все черты, присущие молодому, инициативному и  развивающемуся государству.

Все чаще наша страна находит  приоритетным развитие партнерских  и политико-экономических связей с государствами, входившими в состав советского блока, т.к. историческая динамика внутриполитических и культурных процессов  в этих странах не вызывает диссонанса у политического истеблишмента  нашей республики. Россия, Казахстан, Украина, Туркменистан, Азербайджан  и Армения очень долгое время  являлись для нас потенциальными партнерами в долгосрочной перспективе, но стоит помнить о том, что  Республика Беларусь развивает и  западный вектор своей политики, несмотря на постоянные препятствия со стороны  Еврокомиссии и европейских чиновников. Введение санкций экономического и  политического характера, создание барьеров для развития экспортно-импортного потенциала регионов, проведение политики квотно-тарифного регулирования создают помехи в общей схеме сотрудничества, но Беларусь, как и раньше, стремится оставаться в русле общеевропейских дел, налаживая потенциал и объем торговли с европейскими странами.

В настоящий момент Республика Беларусь стремится развивать отношения  с организацией Совет государств Балтийского моря. Данная структура  была создана на конференции министров  иностранных дел в Копенгагене 5-6 марта 1992г. Непосредственными участниками процесса явились Литва, Латвия, Эстония, Польша, Германия, Норвегия, Дания, Финляндия, Россия, Швеция и Комиссия европейских сообществ. Первоначально организацией ставились цели регионального сотрудничества в сфере энергетической безопасности, культурного обмена, гуманитарного сотрудничества, обеспечения действия совместных экологических программ, гражданской безопасности и программ человеческого измерения. Данная международная структура является актуальной для Республики Беларусь, поскольку с 1июля 2009 г., наряду с Румынией и Испанией, наша страна получила статус наблюдателя при данной организации, тем самым обеспечив себе очередной вход в общеевропейское пространство, помимо уже имеющегося участия в инициативе Польши и Швеции – «Восточное партнерство». Знаменательным является тот факт, что наше государство стремилось найти общую тропу сближения со странами Балтийского региона, и получение этого статуса облегчило уже имеющееся положение вещей. Особенно стоит учесть тот момент, что ближайший сосед Беларуси – Литва – как раз 1 июля 2009 г. получила статус председателя в СГБМ.

 Кроме уже перечисленных сфер сотрудничества, СГБМ нацелен на проведение активной молодежной политики в странах-участницах, решение проблемы ядерной безопасности и радиационного загрязнения. Можно подчеркнуть, что из всех организаций Северного Измерения, Совет государств Балтийского моря носит основополагающий характер для Республики Беларусь в сфере соседских отношений со странами этого региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беларусь и СГБМ

В последние годы в региональном балтийском сотрудничестве наметились качественные перемены. Сформировалась кооперационная и проектная инфраструктура, более выразительными стали приоритеты сотрудничества в регионе, сложились  финансовые механизмы его поддержки, укрепилась региональная политическая консолидация.

Кроме того, сегодня  стал более очевидным новый масштаб  регионального партнерства. Открылось  новое видение региона. Известно, что к участию Беларуси в региональных проектах долгое время относились по так называемому остаточному  принципу. Стране отводилась роль своеобразной балтийской полупериферии. Обычно такой подход обосновывался расхожим, но все же недостаточно точным представлением о том, что сама Беларусь не имеет своего сформулированного, концептуального подхода к сотрудничеству со странами и межгосударственными институтами.

Такой вывод был  справедлив лишь отчасти. Если рассмотреть  ситуацию глубже, то нельзя не увидеть, что в последние годы в Беларуси достаточно детально и обоснованно формировалась балтийская региональная внешнеполитическая линия как в содержательном, так и в концептуальном, стратегическом плане.

В белорусских  дипломатических кругах ее принято  называть «Концепцией ответственного соседства». По мнению экспертов, ее разработка и последующая реализация обусловлена  целым рядом важных обстоятельств:

  • необходимостью обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны;
  • потребностью восстановления и развития экономической и научно-технической кооперации стран-соседей, интенсификации торговых отношений;
  • важностью расширения рынков сбыта белорусской продукции и создания совместных производств;
  • масштабностью глобальных экологических и гуманитарных проблем в регионе, разрешение которых возможно лишь общими усилиями;
  • необходимостью создания условий культурного взаимообогащения народов;
  • целесообразностью привлечения потенциала белорусской диаспоры к содействию эффективному проведению внешнеполитического и экономического курса Беларуси.

Стержневой смысл  этого подхода можно представить  как формулу «Регионализм плюс комбинация разнообразных проектов».

В официальных  документах белорусского МИДа эта концепция  упоминается в виде совокупности пяти основных элементов:

1.     В политической области и области международной безопасности это:

           - развитие полноценного политического диалога;

           - создание регионального пространства, свободного от ядерного оружия.

2.     В экономическом плане – максимальное подключение к проектам Совета государств Балтийского моря, «Северного измерения» Европейского Союза и др.

3.     В области экологии – использование возможностей и технической помощи Европейского Союза и других межгосударственных структур для реализации совместных региональных экологических проектов.

4.     В правовой сфере – взаимодействие в вопросах борьбы с нелегальной миграцией, торговлей людьми.

5.     В гуманитарной – развитие сотрудничества соседних регионов (трансграничное сотрудничество), университетов, общественных объединений.

Что касается первого  элемента, то стоит заметить, что  на протяжении более десяти лет Беларусь пыталась инициировать в разных форматах межгосударственного сотрудничества создание в Центральной и Восточной  Европе пространства, свободного от ядерного оружия. К сожалению, поддержки в  этом деле она не получила ни от своих  балтийских соседей, ни от скандинавских  государств. Выяснилось, что практически  все западные страны заявили о  неготовности поддержать белорусскую  резолюцию, в свое время внесенную  на рассмотрение в ООН.

В итоге Генеральная  Ассамблея приняла резолюцию  № 53/77 «Региональное разоружение», которая включала часть белорусских предложений. Однако актуальность этого вопроса очевидна и сегодня.

В области торгово-экономического сотрудничества были также разработаны  соответствующие программы, которые, однако, не принесли ожидаемых результатов.    Прежде всего, в силу политических причин, а также порой и открытой демонстративной незаинтересованности соседних стран в сотрудничестве с Беларусью. Отметим, что в последние годы ситуация стала меняться.

Идея развития тесной региональной кооперации базируется на основе того, что, несмотря на различные  модели экономического развития, страны – соседи Беларуси имеют экономические  интересы, частично или полностью  соответствующие и белорусским  приоритетам.

В принятой программе  экономического сотрудничества предусматривалось  сделать следующее: 
•             мероприятия по либерализации торговли и развитию инвестиционного сотрудничества;  
•              меры по гармонизации нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы финансовой и внешнеэкономической деятельности;  
•            разработка совместных проектов по развитию приграничной инфраструктуры и взаимосвязанной транспортной и телекоммуникационной систем;  
•            организация ежегодных национальных белорусских выставок в странах-соседях;  
•            определение приоритетных совместных проектов в области промышленной кооперации и обеспечение их государственной поддержки.  
             Формирование этой модели экономической кооперации в качестве конечной цели предполагало и активизацию прямого взаимодействия Беларуси с ЕС, перевод этого взаимодействия на новый качественный уровень.  
             Предусматривалась поддержка такой формы трансграничного сотрудничества, как еврорегионы, в которые вошли административные единицы и территории нескольких приграничных государств.  
             К примеру, в действующий еврорегион «Неман» входят: Гродненская область (Республика Беларусь), Подлясское воеводство (Республика Польша), Алитусский, Мариампольский, Вильнюсский уезды (Литовская Республика), Черняховский, Нестеровский, Гусевский, Краснознаменский, Озерский районы Калининградской области (Российская Федерация).  
             В состав еврорегиона, который получил название «Озерный край», вошли: Браславский, Верхнедвинский, Миорский, Поставский и Глубокский районы (Беларусь); Даугавпилсский, Краславский, Прейльский и Резекненский районы, включая города Даугавпилс и Резекне (Латвия); Зарасайский, Игналинский, Утенский и Швенченский районы, включая город Висагинас (Литва). 

Дополнительная  опция – полноценное участие  Беларуси в межгосударственных форматах регионального сотрудничества.

К примеру, с 1 июля 2009 г. Беларусь имеет статус наблюдателя  при Совете государств Балтийского  моря (СГБМ) и активно участвует  в ряде проектов и механизмов СГБМ, в том числе в Балтийском энергетическом кольце и Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского  моря (Гродненская и Витебская  области с 2001 г. имеют статус наблюдателя).

Через СГБМ положено начало взаимодействию Беларуси с Партнерством «Северного измерения» Европейского Союза  в области общественного здравоохранения  и социального благополучия. Представители  МВД и Минздрава Беларуси в  последние годы принимают участие в заседаниях Партнерства на экспертном уровне по тематике пенитенциарного здравоохранения, здравоохранения подростков, безопасности труда и борьбы с распространением наркотиков и т.д.

С ноября 2008 г. Беларусь   участвует   в   природоохранном     проекте    СГБМ «Балтик-21».

В плане развития так называемого пояса экологического равновесия и безопасности предполагается сконцентрировать деятельность на следующих основных направлениях:

  • развитие долгосрочного сотрудничества государственных и неправительственных организаций стран-соседей в экологическом мониторинге, природоохранных мероприятиях и преодолении последствий стихийных бедствий;
  • взаимодействие с международными специализированными организациями в целях продвижения интересов региона и получения технической помощи для решения экологических проблем;
  • разработка и реализация с заинтересованными странами совместных проектов экологического восстановления лесов, рек и морей;
  • систематический мониторинг деятельности атомных электростанций и других технологических производств, взаимное информирование об их результатах.

В области гуманитарного  сотрудничества также были осуществлены заметные шаги:  
             •         открытие информационно-культурных центров в странах региона;  
           •        обмен телевизионными программами;  
           •         проведение дней культуры стран-соседей;  
             •         организация гастрольных поездок театральных и музыкальных коллективов, совместное проведение конференций и форумов и др. 

Временные рамки реализации вышеназванной концепции включали ближайшую, средне- и долгосрочную перспективы, а все шаги и мероприятия планировалось  проводить одновременно с поэтапным повышением их уровня. 

Выработан системный, концептуальный и долгосрочный курс, построенный  на национальных интересах, объективной  оценке глубокого сопряжения стран-соседей.

На самом деле, выработанный механизм сотрудничества Беларуси с  СГБМ не носил слишком плотного характера  из-за не до конца доработанного технического регламента взаимодействия в силу уже имеющихся политических  и экономических проблем, но это дает подспорье для формирования вектора локального двустороннего партнерства между странами.

Среди причин, сдерживавших развитие, можно назвать две основные.

Первая причина  заключается в том, что общая  позиция Европейского Союза по этой теме долгое время вообще сводилась  к политике так называемого «минимализма», т.е. сведения сотрудничества во всех сферах к минимуму. В 2008 г. в Европе многие признали это ошибочным подходом, и Беларусь была приглашена в программу  «Восточное партнерство». Однако после  декабря 2010 г. европейская схема сотрудничества и партнерства приняла противоположный вариант лоббирования интересов, противоречащих участию Республики Беларусь в масштабных интеграционных процессах.

Другая причина  заключается в отсутствии долгое время своеобразной кооперативной  модальности у стран-соседей. После  распада СССР бывшие балтийские советские республики инерционно отторгали всякие варианты сотрудничества с Востоком, отождествляя Республику Беларусь исключительно с Россией. Как мы видим, и эта политика сегодня показала свою иррациональность и недальновидность.

Оживление сотрудничества через принимаемые в рамках проектов программы дали свой толчок для оживления  развития на протяжении 2008-2010 гг. Это  было обусловлено определенными  предпосылками.

Глобальный финансово-экономический  кризис заставил более бережно оценивать  любые возможности торгово-экономического сотрудничества. Беларусь смогла сохранить  индустриальный характер своей экономики, и это дает возможности промышленной кооперации. В качестве примера можно  упомянуть ныне работающее в Латвии предприятие «Алкомтранс» (филиал Минского автомобильного завода).

Развитие так  называемых товаропроводящих сетей  белоруской продукции требует соответствующего сервиса, т.е. коммерческого и технического обеспечения в каждой цепочке  и в каждой стране. И это тоже дополнительные возможности развития долгосрочного сотрудничества.

Большие перспективы  имеет сотрудничество в области  транспорта. К примеру, балтийский порт Вентспилс – один из самых крупных  терминалов в мире по перевалу калийных удобрений, и 60% белорусского экспорта калийных удобрений идет именно через  него.

Дополнительная  опция – программа ЕС «Восточное партнерство». В 2009 году была наработана активная совместная позиция Беларуси и Литвы, предложивших более 30 совместных региональных проектов. В центре этих проектов – энергетическая тематика, столь чувствительная для всего региона.

Информация о работе Направления сотрудничества Республики Беларусь и Совета государств Балтийского моря