Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:00, реферат
В последнее время Республика Беларусь находится на позиции выбора возможного долгосрочного и перспективного сотрудничества с различными группами государств и международными организациями. Тем не менее, имея большие просторы для регионального выхода, Беларусь, обладая выгодным с геополитической точки зрения географическим положением, все реже и реже реально участвует в координационных процессах глобального и локального сотрудничества, хотя имеет для этого все черты, присущие молодому, инициативному и развивающемуся государству.
Введение
В последнее время Республика Беларусь находится на позиции выбора возможного долгосрочного и перспективного сотрудничества с различными группами государств и международными организациями. Тем не менее, имея большие просторы для регионального выхода, Беларусь, обладая выгодным с геополитической точки зрения географическим положением, все реже и реже реально участвует в координационных процессах глобального и локального сотрудничества, хотя имеет для этого все черты, присущие молодому, инициативному и развивающемуся государству.
Все чаще наша страна находит
приоритетным развитие партнерских
и политико-экономических
В настоящий момент Республика Беларусь стремится развивать отношения с организацией Совет государств Балтийского моря. Данная структура была создана на конференции министров иностранных дел в Копенгагене 5-6 марта 1992г. Непосредственными участниками процесса явились Литва, Латвия, Эстония, Польша, Германия, Норвегия, Дания, Финляндия, Россия, Швеция и Комиссия европейских сообществ. Первоначально организацией ставились цели регионального сотрудничества в сфере энергетической безопасности, культурного обмена, гуманитарного сотрудничества, обеспечения действия совместных экологических программ, гражданской безопасности и программ человеческого измерения. Данная международная структура является актуальной для Республики Беларусь, поскольку с 1июля 2009 г., наряду с Румынией и Испанией, наша страна получила статус наблюдателя при данной организации, тем самым обеспечив себе очередной вход в общеевропейское пространство, помимо уже имеющегося участия в инициативе Польши и Швеции – «Восточное партнерство». Знаменательным является тот факт, что наше государство стремилось найти общую тропу сближения со странами Балтийского региона, и получение этого статуса облегчило уже имеющееся положение вещей. Особенно стоит учесть тот момент, что ближайший сосед Беларуси – Литва – как раз 1 июля 2009 г. получила статус председателя в СГБМ.
Кроме уже перечисленных сфер сотрудничества, СГБМ нацелен на проведение активной молодежной политики в странах-участницах, решение проблемы ядерной безопасности и радиационного загрязнения. Можно подчеркнуть, что из всех организаций Северного Измерения, Совет государств Балтийского моря носит основополагающий характер для Республики Беларусь в сфере соседских отношений со странами этого региона.
Беларусь и СГБМ
В последние годы в региональном балтийском сотрудничестве наметились качественные перемены. Сформировалась кооперационная и проектная инфраструктура, более выразительными стали приоритеты сотрудничества в регионе, сложились финансовые механизмы его поддержки, укрепилась региональная политическая консолидация.
Кроме того, сегодня стал более очевидным новый масштаб регионального партнерства. Открылось новое видение региона. Известно, что к участию Беларуси в региональных проектах долгое время относились по так называемому остаточному принципу. Стране отводилась роль своеобразной балтийской полупериферии. Обычно такой подход обосновывался расхожим, но все же недостаточно точным представлением о том, что сама Беларусь не имеет своего сформулированного, концептуального подхода к сотрудничеству со странами и межгосударственными институтами.
Такой вывод был справедлив лишь отчасти. Если рассмотреть ситуацию глубже, то нельзя не увидеть, что в последние годы в Беларуси достаточно детально и обоснованно формировалась балтийская региональная внешнеполитическая линия как в содержательном, так и в концептуальном, стратегическом плане.
В белорусских дипломатических кругах ее принято называть «Концепцией ответственного соседства». По мнению экспертов, ее разработка и последующая реализация обусловлена целым рядом важных обстоятельств:
Стержневой смысл
этого подхода можно
В официальных документах белорусского МИДа эта концепция упоминается в виде совокупности пяти основных элементов:
1. В политической области и области международной безопасности это:
- развитие полноценного политического диалога;
- создание регионального пространства, свободного от ядерного оружия.
2. В экономическом плане – максимальное подключение к проектам Совета государств Балтийского моря, «Северного измерения» Европейского Союза и др.
3. В области экологии – использование возможностей и технической помощи Европейского Союза и других межгосударственных структур для реализации совместных региональных экологических проектов.
4. В правовой сфере – взаимодействие в вопросах борьбы с нелегальной миграцией, торговлей людьми.
5. В гуманитарной – развитие сотрудничества соседних регионов (трансграничное сотрудничество), университетов, общественных объединений.
Что касается первого
элемента, то стоит заметить, что
на протяжении более десяти лет Беларусь
пыталась инициировать в разных форматах
межгосударственного
В итоге Генеральная Ассамблея приняла резолюцию № 53/77 «Региональное разоружение», которая включала часть белорусских предложений. Однако актуальность этого вопроса очевидна и сегодня.
В области торгово-экономического сотрудничества были также разработаны соответствующие программы, которые, однако, не принесли ожидаемых результатов. Прежде всего, в силу политических причин, а также порой и открытой демонстративной незаинтересованности соседних стран в сотрудничестве с Беларусью. Отметим, что в последние годы ситуация стала меняться.
Идея развития тесной региональной кооперации базируется на основе того, что, несмотря на различные модели экономического развития, страны – соседи Беларуси имеют экономические интересы, частично или полностью соответствующие и белорусским приоритетам.
В принятой программе
экономического сотрудничества предусматривалось
сделать следующее:
•
мероприятия по либерализации торговли
и развитию инвестиционного сотрудничества;
•
меры по гармонизации нормативно-правовой
базы, регулирующей вопросы финансовой
и внешнеэкономической деятельности;
•
разработка совместных проектов по развитию
приграничной инфраструктуры и взаимосвязанной
транспортной и телекоммуникационной
систем;
• организация
ежегодных национальных белорусских выставок
в странах-соседях;
• определение
приоритетных совместных проектов в области
промышленной кооперации и обеспечение
их государственной поддержки.
Формирование этой модели экономической
кооперации в качестве конечной цели предполагало
и активизацию прямого взаимодействия
Беларуси с ЕС, перевод этого взаимодействия
на новый качественный уровень.
Предусматривалась поддержка такой формы
трансграничного сотрудничества, как
еврорегионы, в которые вошли административные
единицы и территории нескольких приграничных
государств.
К примеру, в действующий еврорегион «Неман»
входят: Гродненская область (Республика
Беларусь), Подлясское воеводство (Республика
Польша), Алитусский, Мариампольский, Вильнюсский
уезды (Литовская Республика), Черняховский,
Нестеровский, Гусевский, Краснознаменский,
Озерский районы Калининградской области
(Российская Федерация).
В состав еврорегиона, который получил
название «Озерный край», вошли: Браславский,
Верхнедвинский, Миорский, Поставский
и Глубокский районы (Беларусь); Даугавпилсский,
Краславский, Прейльский и Резекненский
районы, включая города Даугавпилс и Резекне
(Латвия); Зарасайский, Игналинский, Утенский
и Швенченский районы, включая город Висагинас
(Литва).
Дополнительная опция – полноценное участие Беларуси в межгосударственных форматах регионального сотрудничества.
К примеру, с 1 июля 2009 г. Беларусь имеет статус наблюдателя при Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и активно участвует в ряде проектов и механизмов СГБМ, в том числе в Балтийском энергетическом кольце и Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (Гродненская и Витебская области с 2001 г. имеют статус наблюдателя).
Через СГБМ положено
начало взаимодействию Беларуси с Партнерством
«Северного измерения» Европейского Союза
в области общественного
С ноября 2008 г. Беларусь участвует в природоохранном проекте СГБМ «Балтик-21».
В плане развития так называемого пояса экологического равновесия и безопасности предполагается сконцентрировать деятельность на следующих основных направлениях:
В области гуманитарного
сотрудничества также были осуществлены
заметные шаги:
• открытие
информационно-культурных центров в странах
региона;
• обмен
телевизионными программами;
• проведение
дней культуры стран-соседей;
• организация
гастрольных поездок театральных и музыкальных
коллективов, совместное проведение конференций
и форумов и др.
Временные рамки реализации
вышеназванной концепции
Выработан системный, концептуальный и долгосрочный курс, построенный на национальных интересах, объективной оценке глубокого сопряжения стран-соседей.
На самом деле, выработанный механизм сотрудничества Беларуси с СГБМ не носил слишком плотного характера из-за не до конца доработанного технического регламента взаимодействия в силу уже имеющихся политических и экономических проблем, но это дает подспорье для формирования вектора локального двустороннего партнерства между странами.
Среди причин, сдерживавших развитие, можно назвать две основные.
Первая причина заключается в том, что общая позиция Европейского Союза по этой теме долгое время вообще сводилась к политике так называемого «минимализма», т.е. сведения сотрудничества во всех сферах к минимуму. В 2008 г. в Европе многие признали это ошибочным подходом, и Беларусь была приглашена в программу «Восточное партнерство». Однако после декабря 2010 г. европейская схема сотрудничества и партнерства приняла противоположный вариант лоббирования интересов, противоречащих участию Республики Беларусь в масштабных интеграционных процессах.
Другая причина заключается в отсутствии долгое время своеобразной кооперативной модальности у стран-соседей. После распада СССР бывшие балтийские советские республики инерционно отторгали всякие варианты сотрудничества с Востоком, отождествляя Республику Беларусь исключительно с Россией. Как мы видим, и эта политика сегодня показала свою иррациональность и недальновидность.
Оживление сотрудничества через принимаемые в рамках проектов программы дали свой толчок для оживления развития на протяжении 2008-2010 гг. Это было обусловлено определенными предпосылками.
Глобальный финансово-
Развитие так
называемых товаропроводящих сетей
белоруской продукции требует
Большие перспективы имеет сотрудничество в области транспорта. К примеру, балтийский порт Вентспилс – один из самых крупных терминалов в мире по перевалу калийных удобрений, и 60% белорусского экспорта калийных удобрений идет именно через него.
Дополнительная опция – программа ЕС «Восточное партнерство». В 2009 году была наработана активная совместная позиция Беларуси и Литвы, предложивших более 30 совместных региональных проектов. В центре этих проектов – энергетическая тематика, столь чувствительная для всего региона.