Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:41, доклад
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). В сентябре 1988 году после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части — Северной Америки.
Североамериканская зона
свободной торговли (НАФТА) — соглашение
о свободной торговле между Канадой,
США и Мексикой, основывающаяся на
модели Европейского Сообщества (Европейского
Союза).
В сентябре 1988 году после нелегких трехлетних
переговоров было подписано американско-канадское
соглашение о свободной торговле (CUSFTA),
согласно которому в течение десяти лет
между США и Канадой должна была сформироваться
зона свободной торговли.
В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных
процессов в Европе и Азии, вопрос о создании
НАФТА стал острее, так как стало понятно,
что ответом на объединение Европы должно
стать объединение Америки, и, как его
части — Северной Америки.
Соглашение о создании Североамериканской
ассоциации свободной торговли (НАФТА)
вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив
и подтвердив Соглашение о свободной торговле
между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Цели НАФТА
В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
Основной целью НАФТА
явилось снятие барьеров на торговлю
товарами между странами-участницами.
Половина барьерных ограничений
была снята сразу же, остальные
снимались постепенно в течение
14 лет. Такое соглашение стало расширенным
вариантом торгового соглашения
1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА
не ставила целью создание межгосударственных
административных органов, как не ставила
и создание законов, которые бы управляли
такой системой. НАФТА является лишь международным
торговым соглашением в рамках международного
права. На сегодняшний день цели НАФТА
включают:
НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА.
Экономическая характеристика НАФТА
О масштабах экономической
взаимосвязи США, Канады и Мексики
на основе взаимной торговли и движения
капитала можно судить по следующим
данным. В США реализовывается
около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП
Канады). Доля США в иностранных
прямых инвестициях в Канаде –
свыше 75% и Канады в США – 9%. В
США направляется около 70% мексиканского
экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского
импорта. Доля США в общем притоке
прямых иностранных инвестиций в
Мексику превышает 60%. ВВП США
в 14,5 раз превосходит ВВП Канады
и в 19 раз – Мексики.
По численности населения, по объему совокупного
валового продукта и ряду базовых экономических
показателей североамериканская интеграционная
группировка сопоставима с Европейским
союзом. НАФТА обладает мощным (особенно
благодаря США) экономическим потенциалом,
например, ежегодный объем производства
товаров и услуг США, Канады и Мексики
равняется 5 триллионам долларов, а их
доля в мировой торговле составляет почти
20%.
Главное отличие – асимметричность
экономической зависимости США,
Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных
структур Мексики и Канады далеко
уступает по глубине и масштабам
канадо-американской и мексикано-американской
интегрированности. Канада и Мексика скорее
являются конкурентами на американском
рынке товаров и рабочей силы, соперниками
по привлечению капитала и технологий
американских корпораций, чем партнерами
по интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской
экономической группировки заключается
в том, что ее участники находятся в разных
стартовых условиях. Если Канаде за последнее
десятилетие удалось приблизиться по
главным экономическим макропоказателям
(объему ВВП на душу населения, производительности
труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся
на положении экономически отсталого
государства с большой внешней задолженностью,
пока еще заметно отстает от этих стран
по основным базовым показателям.
Разница в размерах ВВП на душу населения
между Мексикой и США достигает 6,6 раза,
а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный
разрыв в уровнях экономического развития
стран-членов затрудняет создание единого
хозяйственного комплекса.
Также стоит отметить, что внутри НАФТА,
в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один
центр экономической силы – США, чья экономика
в несколько раз превосходит Канаду и
Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность
облегчает управление (страна-лидер легко
может навязать свои решения более слабым
партнерам), но одновременно создает среду
потенциальных конфликтов (партнеры США
могут оказаться недовольными своим подчиненным
положением). Кроме того, интеграция оказывается
однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы
с США, но не друг с другом.
Однако, Соединенные Штаты в результате
заключения этого соглашения получили
значительные выгоды:
Участие США в региональном
интеграционном процессе превратилось
в мощный фактор долгосрочного положительного
воздействия на внутриэкономическое
развитие.
Общий товарооборот с Мексикой только
за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд.
долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2
раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны
приходится треть внешней торговли США.
В начале 2000-х средний ежегодный прирост
товарооборота с Мексикой составил более
20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных
товаров распространился уже на две трети
всего американского экспорта в регионе,
и эти возможности продолжают расширяться.
США нуждаются в такой региональной экономической
интеграции для повышения своей конкурентоспособности
по отношению к основным экономическим
соперникам – ЕС и Японии.
В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.