МВФ: история, цели создания и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МВФ: история, цели создания и структура 5
1.1История возникновения МВФ 5
1.2Основные цели и функциональные характеристики МВФ 6
1.3Организационная структура и основные подразделения организации 8
1.4Определение размера квот и обязательства вступающих стран 11
1.5 Формирование капитала МВФ 14
2 Деятельность Международного валютного фонда 18
2.1 Основные направления деятельности и финансовые механизмы МВФ 18
2.2 Проблемы деятельности МВФ 22
2.3 Взаимоотношения Российской Федерации и МВФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ «А» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ «Б» 52

Работа содержит 1 файл

курсовая.docг (2).doc

— 1.84 Мб (Скачать)

       С 1992г. число исполнительных директоров доведено до 24, в 1946г. их было 12. 5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т. е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - формально избраны, но представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) — Доминик Стросс-Канн (Франция),он выступает в качестве председателя Исполнительного совета. Первый заместитель — Джон Липски (США). Глава постоянного представительства МВФ в России — Невен Матес.

    1. Определение размера квот и обязательства вступающих стран
 

     Устав МВФ не предусматривает особенных  условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для  любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:

  • Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  • Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  • Придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту, как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

    При вступлении страны в члены МВФ  для нее устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что  и квоты существующих государств-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики. МВФ использует формулу расчета квот в качестве руководства для оценки относительного положения государства-члена в организации.

    Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется как составной показатель ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.

    Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице МВФ. Крупнейшим государством-членом МВФ являются США, квота которых в настоящее время составляет 37,1 млрд СДР (приблизительно 56 млрд долл. США), а наименьшим по размеру — Тувалу, с квотой 1,8 млн СДР (приблизительно 2,7 млн долл. США).

    Квота государства-члена определяет основные аспекты его финансовых и организационных  отношений с МВФ, в том числе:

    1. Взносы (доля квоты). Взнос государства-члена по квоте определяет максимальную сумму финансовых ресурсов, которую государство-член обязано предоставить МВФ. Государства-члены должны вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в Фонд: до 25 процентов должно быть внесено в СДР или широко принимаемых валютах (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов), остальное в собственной валюте государства-члена.

    2. Число голосов (доля голосов). Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Каждое государство-член МВФ имеет по 250 базовых голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100 000 СДР квоты. Соответственно, США в настоящее время имеют 371 743 голоса (16,74 процента от общего числа), а Тувалу — 268 голосов (0,01 процента). Число базовых голосов изменится с вступлением в силу реформ, утвержденных в апреле 2008 года.

    3. Доступ к финансированию. Сумма финансирования, которую государст- во-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты. Например, в рамках договоренностей о кредитах «стэнд-бай» и о расширенном кредитовании, государство-член может заимствовать до 200 процентов своей квоты ежегодно и до 600 процентов нарастающим итогом. Вместе с тем, в исключительных случаях размеры доступа могут быть увеличены. Также существует порядок пересмотра квот.

    Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот через регулярные промежутки времени (обычно раз в пять лет). Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 процентов от общего числа голосов, и квота государства-члена не может быть изменена без его согласия. При общем пересмотре квот решается два главных вопроса: общий размер увеличения и его распределение между государствами-членами. Что касается первого вопроса, общий пересмотр квот позволяет МВФ оценить адекватность квот как относительно потребности государств-членов в финансировании платежного баланса, так и с точки зрения его собственной способности удовлетворить эти потребности. По второму вопросу, общий пересмотр позволяет увеличить квоты государств-членов с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике. Четырнадцатый общий пересмотр после полного вступления в силу приведет к увеличению квот на 100 процентов. Специальные увеличения вне общих пересмотров производятся нечасто. Одним из примеров было увеличение квот, утвержденное в рамках реформы 2008 года. В частности, в результате 14-го Общего пересмотра квот:

· будет увеличен вдвое общий размер квот с приблизительно 238,4 млрд СДР до приблизительно 476,8 млрд СДР (около 755,7 млрд долл. США по текущим обменным курсам);

· будет перераспределено более 6 процентов долей квот от государств-членов с чрезмерным представительством государствам-членам с недостаточным представительством;

· будет перераспределено более 6 процентов долей квот динамично растущим странам с формирующимся рынком и развивающимся странам;

 · будут существенно реструктуризованы доли квот. Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) войдут в число 10 крупнейших акционеров Фонда;

· будут сохранены доли квоты и голосов беднейших государств-членов. Эта группа стран определяется как страны, которые отвечают критериям Tрастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) и чей доход на душу населения в 2008 году был меньше 1135 долл. США (порогового уровня, установленного Международной ассоциацией развития) или двукратного размера этой суммы в случае малых стран. Комплексный пересмотр действующей формулы расчета квот, которая служила основой для проведения 14-го Общего пересмотра, будет завершен к январю 2013 года. Срок завершения 15-ого общего пересмотра квот будет перенесен приблизительно на два года раньше, на январь 2014 года. Ожидается, что перебалансирование квот приведет к увеличению долей квот динамично растущих стран в соответствии с их относительным положением в мировой экономике.

[Приложение] 

1.5 Формирование  капитала МВФ 

     I. Собственный капитал 

     МВФ организован по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Несмотря на то, что современный капитал МВФ имеет внушительные размеры, реально для предоставления кредитов странам-членам задействуется не весь капитал МВФ, а только сравнительно ограниченный круг валют, включаемых руководством Фонда в квартальный операционный бюджет. Это - валюты государств-членов, состояние платежных балансов и международных резервов которых признается Фондом достаточно прочным. Список используемых для кредитных сделок валют постоянно пересматривается по мере изменения ситуации в странах - эмитентах этих валют. Основу ресурсов операционного бюджета составляют средства в валютах, которые МВФ относит к числу так называемых «свободно используемых валют» (в настоящее время - доллар США, японская иена, евро, английский фунт стерлингов). Поэтому для пополнения своих ресурсов МВФ использует заемные средства.

       II. Заемные средства. В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в "группу десяти", или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Франция, Шведский государственный банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ вступившие в силу с 24 октября 1962г. В 1964г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984г. участвует в полном объеме).

     ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на постоянно возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. дол). Фонд использует эти средства только в тех случаях, когда необходимо «предотвратить или устранить расстройство международной валютной системы». Т.е. кредиты, получаемые странами по линии ГСЗ, не должны служить регулярным источником для покрытия длительных дефицитов платежных балансов, вызванных дефицитом торгового баланса, правительственными расходами заграницей и другими платежами по текущим операциям.

     ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, а затем стали продлеваться каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983г. участники  ГСЗ договорились увеличить лимиты кредита до 17 млрд. СДР (около 24 млрд. дол.). С этими соглашениями связана также достигнутая в 1983г. договоренность с Саудовской Аравией о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд. СДР (2,1 млрд. дол.).

В июле 1998г. страны - участницы ГСЗ согласились  предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6,3 млрд. СДР (около 8,3 млрд. дол.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случай, когда такие средства получила страна, не являющаяся участницей ГСЗ. В 1978 г. Фонд использовал средства ГСЗ для финансирования изъятия резервной доли США. Всего ресурсы ГСЗ использовались десять раз.

     Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к источникам заемных средств, привлекаемых не только в рамках многостороннего механизма, но и на двусторонней основе. Фонд получал займы у казначейств или центральных банков Австралии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Финляндии, Саудовской Аравии, Швейцарии и Японии, а также у Банка международных расчетов (Базель). К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет ему такую возможность.

     В середине 1990-х гг. в связи с  резко возросшей потребностью в  ресурсах, для противодействия дальнейшему распространению мексиканского финансового кризиса, который к тому моменту охватил Аргентину и Бразилию, «Группа семи» промышленно развитых государств предложила в июне 1995г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный потенциал в рамках ГСЗ. В итоге последовавших за этим переговоров и обсуждений Исполнительный совет МВФ 27 января 1997г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ участниками которых стали уже 25 государств или центральных банков. Кроме стран и участников ГСЗ в НСЗ вошли: Австралия, Австрия, Валютное агентство Гонконга, Дания, Испания, Кувейт, Люксембург, Малайзия, Сингапур, Сверигс Риксбанк, Таиланд, Финляндия, Южная Корея. Такое количество участников НСЗ отражает меняющийся характер мировой экономики. 17 ноября 1998г. они вступили в силу. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. дол.) в случае «когда это будет необходимо для предупреждения или борьбы с нарушениями мировой валютной системы или урегулирования исключительной ситуации, угрожающей стабильности системы».

     Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных  Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. При возникновении необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами НСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника такого рода ресурсов.

     НСЗ продлевается каждые пять лет, средства этой кредитной линии могут использоваться как участниками НСЗ, так и другими странами членами МВФ. НСЗ предусматривает возможность присоединения других стран к данному механизму с согласия МВФ и участников. Участники НСЗ проводят свои совещания ежегодно во время сессии Совета управляющих МВФ для обсуждения вопросов функционирования механизма, макроэкономического развития, состояния денежных рынков и др. вопросов, которые влияют на стабильность мировой финансовой системы.

 

     

2 Деятельность Международного валютного фонда

2.1 Основные направления деятельности  и финансовые механизмы МВФ 

Основные направления деятельности МВФ включают:

  • консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь им предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;
  • временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помочь им в урегулировании проблем платежного баланса, то есть ситуации недостатка иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;
  • оказание странам, по их просьбе, технической помощи и содействия в подготовке кадров с целью помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.

Информация о работе МВФ: история, цели создания и структура