Мотивы, определяющие прямые иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:08, доклад

Описание работы

Доклад содержит описание мотивов, которыми определяются прямые иностранные инвестиции.

Работа содержит 1 файл

пии.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

    МОТИВЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 

    Самый простой способ зарабатывания денег  на инвестировании за рубеж сводится к покупке финансовых активов  в иностранной компании, таких  как акции и облигации. Следующими по простоте являются либо ведение  экспортных операций с иностранной фирмой, либо лицензирование иностранной компании. Эти варианты позволяют избежать рисков и издержек, связанных с перемещением персонала в иностранную страну; затруднений, вызываемых необходимостью ведения дела на иностранном языке и в рамках чужой культуры; организацией снабжения; развитием новых рынков; действиями в другом политическом климате и множества других проблем.

    Тем не менее многие из наиболее преуспевающих  компаний мира идут на все это в  интересах своих инвесторов, испытывая при этом риски и неся издержки, связанные с прямым иностранным инвестированием.

    Политические  мотивы

    Некоторые из наиболее очевидных мотивов, обусловливающих  прямые иностранные инвестиции, относятся  к политической сфере. Правительства  часто убеждены, что в интересах населения их стран необходимо запрещать или ограничивать доступ на национальный рынок товаров и услуг из-за рубежа. Несмотря на явные ущемления прав своих потребителей в Ограничении их доступа к иностранным товарам, которые могут быть лучше по качеству и/или дешевле отечественных, правительства часто действуют из убеждения защитить национальные рабочие места от возможных сокращений или из-за националистических убеждений, или даже из-за чувства ксенофобии.

    Иностранные бизнесмены, которым воспрепятствуют экспортировать свои товары в какую-то страну, часто выясняют, что они могут проникнуть на закрытые для них рынки, заключив соглашение о производстве или по крайней мере в частичном производстве в указанной стране. Иногда эти же самые способы срабатывают и для преодоления ограничений, выступающих в виде квот, тарифов и импортных пошлин на импорт. Производство продукции в другой стране в этом случае не так сильно тревожит власти в вопросах возможной потери рабочих мест и уязвленной национальной гордости.

    Однако  политические мотивы, стоящие за прямыми  иностранными инвестициями, не всегда связаны с преодолением ограничений  в торговле. Иногда политические факторы  используются местными властями в качестве стимулов. Родительские компании, расположенные в странах с высоким уровнем налогообложения, или там, где сильны регулирующие воздействия своих правительств, или имеются какие-то другие факторы, мешающие их работе, могут избавиться от этих проблем, переведя свои операции в страны, которые предоставляют для бизнеса более благоприятные условия. Истинно многонациональный бизнес обычно меньше страдает от неблагоприятных политических действий, поскольку местные правительства ограничены в своих решениях возможностями таких компаний перенести свои операции в другое место, что приводит к потере рабочих мест в рассматриваемой стране, поступающих от компании доходов, а часто и репутации.

    Экономические мотивы

    Экономические факторы могут также влиять на прямые иностранные инвестиции. Компании, придерживающиеся такой стратегии, могут получить значительную экономию на масштабе операций, особенно в таких сферах приложения, как научные исследования и разработки, маркетинг, распространение товаров и услуг, финансирование и производство, оперируя с объемами, которых можно достигнуть, работая только в мировом масштабе.

    Например, рынки шведских автомобилей и  авиационной техники не настолько  сами по себе велики, чтобы выделять значительные инвестиции на разработку современных моделей. И поэтому  данные отрасли шведской промышленности вынуждены участвовать в многонациональном производстве и дистрибути-ровании своих изделий. Компании в более крупных странах могут позволить себе распределить эти затраты на больший объем реализуемых товаров.

    Помимо  экономии на масштабах, предоставляемых многонациональными операциями, компании могут в этом случае более легко справляться с проблемами саботажа и нехваткой тех или иных факторов производства на каких-либо локальных рынках. Возможно, среди коренного населения страны будет недостаточно техников и инженеров необходимой квалификации, или будут отсутствовать какие-то компоненты сырья, или они слишком дороги. Производственные возможности многонациональных компаний делают все факторы производства доступными по наиболее приемлемым ценам.

    Конкурентные  мотивы

    Конкурентные  мотивы, определяющие прямые иностранные инвестиции, близко связаны с экономическими и политическими факторами и часто мало от них отличимы. Предприятие может инвестировать непосредственно за границу в случаях, когда явные экономические и/или политические преимущества не очевидны. Мотив такого решения обычно связан с тем, чтобы обезопасить себя от существующей или возможной конкуренции.

    Например, компании желают произвести раздел международного рынка или продукции, даже если это  и выглядит неприбыльно, как это  имеет место при демпинге или экспорте продукции по ценам ниже себестоимости. Целью таких действий часто является разорение действующего или возможного конкурента. Когда раздел рынков произошел, издержки на производство снижаются или цены повышаются. Во многих случаях демпинг считается незаконным приемом, за применение которого накладываются штрафные санкции и выплачиваются компенсации компаниям, понесшим от него убытки.

    Случается, что компании для ускорения развития некоторых секторов национальной промышленности, которые еще не существуют, лоббируют в пользу установления протекционистских барьеров против зарубежных конкурентов (так называемая политика поддержки «ясельной промышленности»).

    Еще одним примером прямого иностранного инвестирования, за которым стоят  конкурентные мотивы, является слияние с иностранным предприятием или его поглощение, что делается с целью получения доступа к иностранной технологии. Иногда инвестиции в иностранные компании делаются и с целями выхода на зарубежные рынки или для получения производственной экспертизы. Многие правительства, однако, установили барьеры для таких поглощений.

    МЕТОДЫ  ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

    Самым простым методом прямого иностранного инвестирования является поглощение уже  существующего иностранного предприятия  или слияние с ним. Если ценные бумаги местной компании имеют обращение на рынке, риск переплаты за ее активы снижается. Альтернативным способом указанному может служить участие в наращивании основных капиталов в другой стране.

    Предприятия могут попытаться уменьшить в  некоторой степени неопределенность или политический риск, связанные с прямыми иностранными инвестициями, если наладят сотрудничество с местными партнерами. Например, они могут учредить с ними совместные предприятия, в которые оба партнера вкладывают капитал и которыми они совместно владеют. Такое совместное предприятие может быть ранее действующей компанией или партнеры могут его построить с нуля или импортировать из-за границы.

    Иногда  компании образуют альянсы с зарубежными  партнерами. Такие альянсы служат многим целям. Они могут действовать совместно в проведении маркетинговых операций на территориях своих стран; или договориться об обмене технологиями, или участвовать в совместных научных исследованиях и разработках; иногда они лицензируют продукцию и производственные технологии друг друга. Такие альянсы образовываются как на неформальной, так и на контрактной основе. В некоторых случаях один из партнеров делает инвестиции в капитал другого, часто при этом получая специальные категории акций.

    Предположим, что у компании была прогностическая модель определения обменных курсов, которая по своим характеристикам превосходила модель международного эффекта Фишера. Тогда бы эта компания могла получать для своих владельцев неограниченные средства, используя свою более точную модель для возможностей, заложенных в арбитраже процентных ставок, как это объяснялось в главе 8. Если же компания не может полностью доверять своим прогнозам обменных курсам, чтобы использовать их для процентного арбитража (а очень мало компаний занимаются процентным арбитражем), то и она скорее всего будет опираться на рассмотренный выше простой способ финансового планирования.

Информация о работе Мотивы, определяющие прямые иностранные инвестиции