Мировой рынок технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение мирового рынка технологий, выявление современных тенденций и перспектив его развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 5
1.1 Сущность мирового рынка технологий, особенности и предпосылки его формирования 5
1.2 Механизм функционирования мирового рынка технологий 7
1.3 Формы международной передачи технологий 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ 21
2.1 Структура и особенности современного мирового рынка технологий 21
2.2 Динамика и объёмы современного мирового рынка технологий 25
2.3. Тенденции мирового рынка технологий 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Вакулич 1.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Собственниками созданных технологий  выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность. При этом значительные затраты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров. Поэтому проявляются тенденции монополизации или олигополизации новых технологий на определенный период.

     Однако, это не означает, что создание новых технологий и их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Именно в создании новых технологий  и объектов интеллектуальной собственности и их производственном освоении весьма существенная роль принадлежит малым и средним фирмам, которые нередко называются венчурными. Их преимущество заключается в конкурентоспособности именно на узкоспециализированных рынках.

     Также действующими лицами на рынке МРТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица - специалисты. Мировой рынок сведений и технологий развивается весьма динамично. Уже в середине 90-х гг. сектор сведений и технологий давал до 75% ВВП США, обеспечивая вместе с услугами 80% рабочих мест в стране. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.

     Процесс творчества в целом, и научно-технического в особенности, превращается в развитых экономиках из спутника развития в его основное условие, оказывающее мощное стимулирующее воздействие на производственную сферу. Усиливается дифференциация темпов хозяйственного роста отдельных государств и, как результат, углубление разрыва между уровнями научно-технологической зрелости национальных экономик. Так, пятерка ведущих западных стран - США, Япония, Германия, Франция и Великобритания - расходуют на НИОКР больше средств, чем все остальные государства мира вместе взятые, причем доля Америки в указанной группе превышает 50%5.

       В то же время развивающиеся экономики, и особенно НИС, проявляют повышенную заинтересованность в использовании новейших технологий и информации для преодоления отсталости, создания современной инфраструктуры, выхода со своими товарами на внешние рынки

     Важным  фактором расширения рамок международного обмена на МРТ следует назвать деятельность ТНК, крупнейшие из которых создают собственные научно-исследовательские центры для достижения технологического прорыва в процессе создания конкурентоспособных товаров. Что касается средних и мелких фирм, то они, чтобы не потерпеть убытки, вынуждены приобретать технологии и информацию у крупных. Существенно влияет на развитие МРИТ и конверсия военного производства. Она позволяет переводить государственные научно-технические разработки в сектор массового гражданского производства, а значит, растет их предложение на открытом рынке.

     Мировой рынок технологий имеет специфическую  нормативно-правовую базу своего функционирования (Международный кодекс поведения  в области передачи технологий), а также международные органы регулирования (Соглашение всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности технологии (СТЕМ)).

1.3 Формы международной передачи технологий

     Выделяют  следующие сегменты мирового рынка  технологий:

    • рынок патентов и лицензий;
    • рынок наукоемкой технологической продукции;
    • рынок высокотехнологичного капитала;
    • рынок научно-технических специалистов.

     Основная  форма международного обмена научно-техническими достижениями – лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.

     Лицензионная  торговля, охватывающая сделки с ноу-хау  и патентами на изобретения, является основной формой коммерческого трансферта технологий. В современных условиях подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией на проведении дополнительных НИОКР и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

     Ведущие отрасли лицензионной торговли –  электротехника и электроника, общее  машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная  и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

     Лицензия – это разрешение продавца (лицензиара) на использование другим лицом – покупателем (лицензиатом) – изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока (в среднем 5-7 лет) за обусловленное вознаграждение.

     Различают патентные лицензии, т.е. предоставление права использования запатентованного изобретения, и беспатентные (ноу-хау) лицензии, дающие право на использование научно–технических достижений.

     В мировой практике чаще всего используются лицензионные соглашения, предусматривающие  комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау.

     Патент  – документ, выданный государственным  органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретённые лицензии 1-10% стоимости реализованной продукции, выпущенной на основе лицензионных соглашений. Патентование способствует защите от «пиратства» и недобросовестной конкуренции. Особенно пиратство распространенно на рынке программного обеспечения, а также в области использования фирменных наименований и товарных знаков. В Бразилии «компании-призраки» специализируются на регистрации общеизвестных товарных знаков с целью вступления в переговоры с их законными владельцами и извлечение из этого прибыли. Всего так было зарегистрировано 6000 знаков (Suzuki, Renault и др.)6.

     По  объему прав, передаваемых лицензиату, различают:

  • простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);
  • исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет право самостоятельного использования лицензии (характерно для несерийных товаров);
  • полную лицензию: лицензиар уступает все права на использование научно–технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использования лицензии (применяется редко).

     За  предоставление права на использование  предмета лицензионного соглашения лицензиат выплачивает лицензиару лицензионное вознаграждение.

     Среди форм выплат лицензионного вознаграждения выделяют следующие:

  • роялти – оговоренное участие в прибыли, т.е. периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей;
  • паушальный платеж – единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);
  • комбинированные платежи – включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (обычно 10-15% от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

     По  категории предмета сделки различают  лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.

     Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

     Промышленный  образец – художественное или  художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана.

     Товарный  знак – это обозначение, позволяющее  отличить товары и услуги одних лиц  и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс.

     Разновидностью  международной торговли лицензиями является франчайзинг. Франчайзинг  – система передачи или продажи  лицензий на технологию и товарный знак. Продавец (франчайзер) не только передает покупателю (франчайзи) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании технических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, управлении предприятием за определенную плату и т.д.

     По  существу, продавец и покупатель в  этом случае действуют как вертикально  интегрированная фирма, филиалы  которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров  и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

     История франчайзинга восходит к XIX веку и связана с США, где около трети оборота розничной торговли представляет собой франчайзинг. Число таких фирм в США растет довольно быстро, и наряду с американскими фирмами франчайзингом занимаются иностранные фирмы. Сфера их деятельности —ресторанный бизнес, продукты питания, продажа автомобилей, бензоколонки, разлив безалкогольных напитков и т. д.

     Франчайзинг быстро распространяется по всему миру. Широкое применение находит следующий  способ проникновения франчайзера в другую страну: в качестве главной франшизы выбирается местная фирма, которой передаются права по использованию торговой марки.

     В ряде случаев за рубежом открывается несколько торговых точек, которые выполняют рекламные функции, привлекая местных потенциальных покупателей. Примером может служить компания «Макдоналдс». работающая в 109 странах мира и только в 1997 г. открывшая 2110 новых ресторанов. Чистый доход этой компании в 1997 г. вырос на 8% и достиг 1642.,5 млн дол., а объем международных продаж — 33 638,3 млн дол.

     Преимущества  франчайзинга:

  • сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании; возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);
  • использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;
  • гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;
  • бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции7.

    Быстрое распространение франчайзинга по всему миру не означает, что этот вид бизнеса не создает никаких проблем и трудностей. Замечено, в частности, что за рубежом фирмы-франшизеры сталкиваются со следующей дилеммой: с одной стороны, высокая стандартизация продукции уменьшает ее привлекательность для иностранцев, с другой же стороны, чем выше уровень учета местных условий, тем меньше потребность во франшизах.

Информация о работе Мировой рынок технологий