Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа
Сектора и элементы мирового рынка ссудных капиталов, тенденции дальнейшего развития. Российский кризис и положение крупнейших международных банков, проблемы задолженности других стран.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Мировой рынок ссудных капиталов 5
1.1. Понятие МРСК 5
1.2. Структура и участники МРСК 7
1.3. Особенности МРСК………………………………………………………10
Глава II. Место России в Мировом рынке ссудных капиталов 16
2.1. Россия и международные клубы кредиторов 16
2.2. Российский кризис и проблемы задолженности других стран 21
2.3. Российский кризис и положение крупнейших международных банков…………………………………………………………………………….23
Глава III. Тенденции и проблемы развития МРСК 27
3.1. Проблемы контролируемости МРСК 27
3.2. Проблемы и перспективы в МРСК 30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………38
Россия в списке должников клуба, который, кстати, кредитовал в основном развивающиеся и коммунистические страны, занимает четвертое место - после Бразилии, Мексики и Аргентины. Вообще, основные методы решения долговых проблем у клуба следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. В последние годы Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Бразилии, Габона и др. Польше и Болгарии, например, клуб просто списал значительную часть долгов, поскольку объем задолженности этих стран превышал уровень в 600% годового экспорта (критической считается отметка в 300%). Россия реструктурировала свой долг одной из последних. К настоящему моменту проблемы долга коммерческим банкам в глобальном международном понимании как таковой не существует - около 30 стран реструктурировали долги на общую сумму почти 250 млрд. долл. После долгих колебаний было решено, что для России более перспективно все же не списание задолженности (оно возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а ее реструктуризация. На количество реструктуризации вообще никаких ограничений нет - их можно проводить бесконечно, так и не приступая к выплате основной части долга.
Коммерческая задолженность. Наиболее сложной с точки зрения урегулирования до последнего время оставалась третья группа долгов - коммерческая торговая задолженность (4 млрд. долл.). Российское правительство признало эту группу задолженности позже всех - в октябре 1999 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 2001 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно реальности погашения им задолженности. Поскольку требования западной системы бухгалтерского учета не допускали "провисания" в течение такого длительного периода на балансе фирм просроченных обязательств, это вынуждало фирмы продавать задолженность по бросовым ценам (15-20% от номинала) или искать пути решения своих проблем в российском правительстве.
Россия полностью погасила долг бывшего СССР летом 2006 года перед Парижским клубом кредиторов. Общая сумма выплат составила 23,737 миллиарда долларов. Платежи были сделаны в 9 валютах в рамках соглашения, подписанного в июне. Внешний государственный долг России на 1 сентября 2009 года составил 38,99 миллиарда долларов, или 27,17 миллиарда евро. Об этом сообщается в пресс-релизе российского Минфина. На начало года задолженность государства перед внешними кредиторами находилась на отметке 40,57 миллиарда долларов (28,8 миллиарда евро). За восемь месяцев госдолг сократился в долларах на 4 процента, а в евро - на 5,6 процента. В ходе 2009 года сократились долги России практически перед всеми группами кредиторов. В частности, за январь-август задолженность перед Парижским клубом снизилась на 418 миллионов долларов до 1,162 миллиарда. Долги по еврооблигациям сократились с 27,7 до 26,99 миллиарда долларов.
С 18 по 21 августа по поручению Минфина были осуществлены плановые платежи в 1,269 миллиарда долларов. В то же время Внешэкономбанк заплатил еще 22,468 миллиарда долларов в счет досрочного погашения долга. К общей сумме долга Россия дополнительно выплатила 1 миллиард долларов премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 миллионов долларов получила Германия. Экономия от досрочного погашения составит 7,7 миллиарда долларов в течение ближайших 15 лет. Эти средства пойдут на инвестиционную деятельность.
С
1956 по 2009 гг в рамках Парижского клуба
было достигнуто 408 соглашений с 86 различными
странами-должниками. Общая сумма
урегулированного внешнего государственного
долга различных стран составила 513 млрд.долл
США. График урегулирования задолженностей
за период 1963-2009 гг представлен на рисунке:
2.2. Российский кризис и проблема задолженности других стран
Всего полгода назад на рынках развитых стран Европы и Америки бытовало мнение, что разразившийся на развивающихся рынках кризис будет носить локальный характер. Сейчас постепенно приходит осознание того, что это глобальная проблема и недавние события в России повлияют на весь мировой финансовый рынок.
Статус
одной из великой держав, на который
претендует Россия, обязывает, по крайней
мере, прощать долги. Пока это касается
долгов, накопленных нашими "друзьями"
и партнерами во времена Советского
Союза. Щедрой рукой руководство
нашей страны "отпустило грехи"
десяти крупнейшим должникам на 68,7 млрд
долл. при общем долге в 109,5 млрд. Россияне
из года в год слышат о том, что наша страна
простила или списала часть долга советских
времен то одной, то другой стране. Ответы
на вопросы ради чего это нужно, когда
у самих полно бедных, голодных и бездомных,
как правило, не отличаются разнообразием.
Здесь или политическая целесообразность,
в купе с экономической, или прощается
то, что и так никогда не вернут. В последний
раз Россия прощала долги Ливии. В апреле
в ходе визита президента РФ в эту страну
Ливии был прощен долг советской поры
в размере 4,6 млрд долл. Это не самая большая
сумма, если судить по рейтингу "Коммерсант",
рушившего подсчитать, сколько руководство
России списало 10 странам, крупнейшим
нашим должникам. Восьми странам из этого
своеобразного рейтинга Россия долги
простила - целиком или почти целиком.
Самый большой "советский" должок
висит на Кубе - 26 млрд долл. Однако вряд
ли удастся получить с Острова свободы
хоть что-нибудь. По мнению ушедшего на
покой кубинского лидера Фиделя Кастро,
Россия должна Кубе еще большую сумму
- 30 млрд долл. - за резкий разрыв экономических
отношений между СССР и Кубой. К тому же,
на попытки России утрясти долговые вопрос
кубинская сторона выдвигает требование
заплатить арендную плату за использование
разведывательного радиолокационного
центра в Лурдесе (пригород Гаваны) в размере
200 млн долл. в год. На этом все и закончилось,
а Куба продолжила получать новые российские
кредиты хоть и сильно урезанные. Вопросы
о доле плавно перешли в ведение нового
руководства Кубы с той же революционной
фамилией, но более прогрессивными взглядами.
Второе место в рейтинге занимает страна,
которой Россия простила самый крупный
долг - Ирак. В 2003 году иракский долг России
оценивался в 8 млрд долл., но в момент принятия
решения о его списании (февраль 2008 года)
речь шла уже о 12,9 млрд долл., из которых
было списано 12 млрд, а остаток Ираку было
предложено выплатить в течение 17 лет.
Решить вопрос о прощении долгов Ираку
в обмен на доступ к его нефтяным месторождениям
не удалось. Но все разрешилось к удовольствую
обеих сторон. В итоге простив долг, Россия
получила возможность для крупных инвестиций
в иракскую экономику, которые оцениваются
в 4 млрд долл. Третье и четвертое места
в рейтинге издания занимают Афганистан
и Монголия. Афганский долг был прощен
в 2007 году в рамках международной инициативы
по облегчению долгового бремени беднейших
стран с высоким уровнем задолженности
(HIPC). 11,1 млрд долл. было списано, оставшиеся
700 млн реструктуризированы на длительный
срок. В декабре 2003 года была прощена большая
часть долга Монголии. Из 11,4 млрд долл.
одолженных у СССР, страна смогла вернуть
только 300 млн долл., остальное было списано.
Серьезных инвестиционных выгод для России
списание долга Монголии за собой не повлекло.
О каких-то масштабных инвестиционных
проектах в Афганистане тоже не сообщалось.
На пятом месте рейтинга - Сирия, чей долг
советских времен был списан в 2005 году
на 73 проц. Кроме усиления политического
влияния в ближневосточном регионе Россия
также получила взамен выгодные контракты
в рамках российско-сирийской программы
военно-технических связей, а также участие
в привлекательных проектах в нефтегазовом
секторе. Вьетнаму (шестое место в рейтинге
и 11 млрд долл. долга) в 2000 году было списано
86 проц. долга, а проблему погашения остальной
части задолженности было предложено
решать за счет реинвестиций в совместные
проекты. В 8 млрд долл. оценивает российская
сторона долг Северной Кореи. КНДР, подобно
Кубе, не хочет признавать долг. Эфиопия
- единственная страна в рейтинге, которую
Россия в XXI веке прощала дважды. Первоначально
Россия списала в 2001 году 80 проц. (4,8 млрд
долл.) эфиопского долга советской поры,
а четыре года спустя - почти всю оставшуюся
часть с набежавшими процентами - 1,1 млрд
долл. Здесь опять жест доброй воли. Очень
бедная эта африканская страна. Нас отблагодарили
и позвали осваивать недра. Что там в эти
недрах не очень понятно. Нефть пока не
нашли. Рейтинг замыкают две страны Северной
Африки Алжир и Ливия. В 2006 году полностью
был прощен долг Алжира в размере 4,7 млрд
долл. Про Ливию уже было сказано. В обмен
на списание долгов российский бизнес
получает возможность инвестиций в экономику
должников. Вообще же за 9 лет (начиная
с 1996 года) Россия долги 18 странам, в том
числе и обладающей огромными залежами
алмазов Анголе (из 5 млрд долл. было списано
3,5 млрд). В массовом порядке в 2000-2003 годах
в рамках Парижского клуба кредиторов
были списаны 60-90 проц. долгов целому ряду
стран: Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау,
Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика,
Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. На оставшиеся
долги страны получили рассрочку до 30
лет. Редакция ИА "Финмаркет"
2.3.Российский
кризис и положение
крупнейших международных
банков
Значительные убытки от российского кризиса могут понести двадцать пять ведущих американских, европейских и японских банков и финансовых организаций. Среди них такие гранды, как Банк оф Америка, Ситибанк, Дойчебанк, Барклайз, Креди Свисс Ферст Бостон, Номура, Чейз Манхэттен, Мерилл Линч, Джи Пи Морган, Рипаблик Нэшнл Бэнк оф Нью-Йорк и др. Первые шесть составили инициативную группу в целях получения своих денег (именно они больше всех "повисли" с ГКО и ОФЗ). Несмотря на вполне понятный их гнев, задаешься вопросом: неужели они не могли не знать, сколь рискованную игру вели на российском рынке. Вкладывая средства в бумаги (и не делая при этом прямых инвестиций), чья доходность нередко доходила до 200-300%, многоопытные банкиры должны были быть готовыми к тому, что когда-нибудь эта финансовая пирамида рухнет.
Сильнее прочих акций на мировом рынке дешевеют сейчас именно банковские акции, особенно после снижения международных рейтингов банковского сектора ряда стран. В частности, рейтинг Дойчебанка снижен до АА (Стандард энд Пурс), на одну ступень снижены рейтинги еще ряда крупнейших банков другими международными агентствами - Мудис, Фитч ИБКА, Томсон и БНП.
Общие потери нерезидентов от ГКО-ОФЗ могут составить около 15 млрд. долл. Незастрахованная часть кредитов Дойчебанка, например, равняется около 750 млн. долл. (1,4 млрд. марок), более половины которых проходит через Лондонский клуб. Значительную часть составляют вложения в краткосрочные бумаги (в первую очередь ГКО) - почти 300 млн. долл. Возможные потери Объединенного банка Швейцарии от аналогичных вложений могут составить 135 млн. долл. (200 млн. швейцарских франков). Громадные убытки ждут Креди Свисс Ферст Бостон: по предварительным оценкам от 500 млн. до 1,5 млрд. долл. Вложения большей части французских банков в российскую экономику - в форме торгового финансирования, поэтому российский кризис их затрагивает в меньшей степени, причем практически все потери банки смогут восполнить из своих промышленных портфелей. Французский банковский сектор вообще один из наиболее благополучных в Западной Европе, и его подъем будет продолжаться по меньшей мере до 20005г. Сосьете Женераль, например, считает 15-процентную планку дохода от инвестиций для себя унизительно низкой, и в случае, если она не будет достигнута, банк обещал вернуть все деньги акционерам.
Попытки арестовать средства российских банков на корреспондентских счетах (как, например, это сделал Лиман Бразерз через Лондонский суд в отношении Инкомбанка, ОНЕКСИМ банка и СБС-АГРО) особых результатов не принесут. Не говоря уже об угрозах арестовывать самолеты Аэрофлота или недвижимость банков за рубежом. Хотя, конечно, понятно стремление западных банков преподать урок другим странам, которые могут попробовать реструктурировать свои долги подобным образом.
Дело в том, что система международных займов пока не имеет четкой процедуры урегулирования проблемы неплатежей. Было много прецедентов, когда займы выплачивались не полностью (достаточно вспомнить финансовые кризисы 1893, 1907, 1929 или 1987 годов). Обычно невыплата отдельных займов приводила к тотальному неплатежу, и ситуация нормализовывалась лишь спустя несколько десятилетий, когда заимодавцы были счастливы, если им удавалось уладить вопрос, получив лишь несколько центов за каждый доллар. Наиболее масштабными попытками реорганизовать задолженности, не вызывая тотального неплатежа, были планы Доуса и Янга, предложенные для Германии соответственно в 1924 и 1929 гг., но и они не принесли сколь-либо ощутимых позитивных результатов. Латиноамериканский кризис 80-х гг. привел к идее обмена долгов на так называемые долгосрочные государственные бумаги - brady bonds стран-должников (с условием создания этими странами страховых фондов в американских казначейских векселях). Но и это не помогло кардинально решить проблему.
Большинство западных банков выступают за расчеты в твердой валюте, а не в рублях, а также за предоставление зарубежным владельцам ГКО-ОФЗ равных условий с российскими банками. В числе предложений российской стороны - погашение части задолженности (и увеличение процента выплат) наличными, возобновление торговли ГКО на вторичном рынке и разрешение использовать их при расчетах по форвардным контрактам и в качестве инвестиционных средств. Случай с российскими банками - это проявление глобальной проблемы несовершенства всей международной финансовой системы, поэтому и в решении данных вопросов должны принимать участие не только попавшие впросак крупнейшие иностранные банки, но и большая семерка, и МВФ. Иначе им придется вычеркнуть из своих бухгалтерских книг предоставленные займы и кредиты.
Оценки
финансовых потерь из-за кризиса в России
западными агентствами даются разные,
хотя прежде, чем подавать в суд, следовало
досконально согласовать все взаимные
расчеты. Согласно исследованию Международного
финансового института (Вашингтон) риск
всех финансовых потерь международных
инвесторов в России превышает 200 млрд.
долл. Возможные потери складываются,
в частности, из 194 млрд. долл. обязательств
по внешнему долгу и около 11 млрд. долл.
иностранных инвестиций в экономику России.
В исследовании, правда, подчеркивается,
что риск еще не означает обязательных
потерь в указанном объеме. По данным голландского
банка АйЭнДжи Барингз, с начала 1998 г. в
России пропало 118 млрд. долл., включая
средства, "потерянные" гражданами
РФ, а также 57 млрд. потерь на фондовом
рынке, 31 млрд. - на рынке внешнего долга
и 30 млрд. на рынке ГКО. Международное рейтинговое
агентство Фитч ИБКА оценило размер внешнего
долга России в 141 млрд. долл., из которых
90 млрд. приходится на долги СССР. Внешний
долг СССР, выплаты по которому взяла на
себя Россия, имеет следующую структуру:
28,4 млрд. - долги Лондонскому клубу, 37,6
млрд. - Парижскому клубу и около 4 млрд.
- оставшиеся долги, формально не реструктурированные
(выплаты по реструктурированным долгам
начинаются в 2002 г.). Большая часть основного
необеспеченного внешнего долга России
оформлена в виде еврооблигаций, номинальная
стоимость которых составляет 15,9 млрд.
долл. (рейтинг В - с негативным прогнозом).
Оставшаяся часть внешнего долга приходится
на международные финансовые институты,
в основном на МВФ и Всемирный банк (около
25 млрд. долл.).
Глава III. Тенденции и проблемы развития МРСК
Мировой кредитный и финансовый рынок, в том числе еврорынок, играют двоякую роль – позитивную и негативную. С одной стороны, аккумуляция и перераспределение денежных средств в мировом масштабе стимулирует развитие производительных сил, мирохозяйственных связей, концентрации, централизации капитала, интернационализации внешнеэкономической деятельности стран. С другой стороны, деятельность еврорынка способствует обострению противоречий воспроизводства. Особенности международных валютных, кредитных, финансовых операций (автономность, быстрота оформления, неподконтрольность национальным органам) делают их фактором нестабильности валютной и денежно-кредитной систем, экономики в целом.
Во-первых, межстрановое перемещение евровалют и капиталов, которое зависит от фазы цикла, колебаний процентных ставок, направления экономической политики страны, влияет на национальную экономику и часто противоречит денежно-кредитной политике страны. Спекулятивные потоки евровалют и капиталов усугубляют нестабильность национальной экономики, затрудняют ее выход из кризиса. Во-вторых, обмен евровалют на национальные валюты способствует расширению кредитной экспансии внутри страны. В-третьих, мировой кредитный и финансовый рынок оказывает влияние на платежный баланс. Например, отлив долларов из США на еврорынок увеличивает объем иностранных требования к американским банкам, что усиливает дефицит платежного баланса страны по текущим операциям. В-четвертых, межстрановое перемещение огромных масс краткосрочных капиталов оказывает давление на динамику валютных курсов и процентных ставок. В-пятых, международные кредитные и финансовые операции, особенно евровалютные, служат своеобразным передаточным механизмом влияния изменений денежно-кредитной и валютной политики одной страны на другую. Так, политика высоких процентных ставок в США в начале 80-х годов вынудила страны Западной Европы повысить свои процентные ставки для сдерживания отлива капиталов и затруднила проведение ими денежно-кредитной политики, стимулирующей их выход из экономического кризиса. С середины 80-х годов по решению пяти ведущих держав проводится согласованное снижение процентных ставок, однако сохраняется разница в их уровнях.
Уже с 70-х годов развитые страны предприняли различные меры для отграничения национальных рынков капиталов от еврорынка в целях контроля за его деятельностью. Большинство стран пытались контролировать выход национальных кредиторов и заемщиков на мировой рынок ссудных капиталов, а также доступ иностранных заемщиков на местный рынок, регламентировать участие национальных банков в еврорынке. После переговоров "группы десяти" весной 1979 г. достигнута договоренность о введении умеренного контроля над еврорынком в следующих формах: