Мировая политика и международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития.
Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия, сведения международной политики и международных отношений 4
1. Понятия и сведения о мировой политике 4
1.1.1.Субъекты мировой политики 9

1.1.2.Основные признаки международных организаций 15

1.2. Понятия и сведения о международных отношениях 18

1.2.1 Типология международных отношений 20

1.2.2 Проблемы и концепции международных отношений 22

1.2.3Современные тенденции развития международных отношений 23

Глава 2. Геополитика – основное направление мировой политики и международных отношений 30

Глава 3Россия в системе международных отношений 36

Заключение 41

Библиографический список 42

Работа содержит 1 файл

антон.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    Таблица 2 – Географические показатели стран-гигантов. 

Государство
Площадь территории, млн. км2 Плотность населения, чел/км2
Россия 17,075 8,6
Китай 9,600 125,0
США 9,360 27,8
Индия 3,290 282,6
 
 

    Существуют  государства с достаточной большой  территорией и весьма малой плотностью населения, что в определенной степени  ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким  странам можно отнести Канаду и Австралию. Основная характеристика таких стран сведена в таблицу 3. 

    Таблица 3 – Площадь территории и плотность  населения Канады и Австралии. 

    Государство Площадь территории, млн. км2 Плотность населения, чел/км2
    Канада 9,97 2,95
    Австралия 7,70 2,33
 

    Важным элементом государственной территории являются воды, которые делятся на внутренние (водные пути, моря, морские порта, рейды, бухты и т.п., расположенные в пределах государственных границ) и территориальные.

    Воды, входящие в состав государственной  территории, имеют большое геополитическое значение:

  1. Внутренние водные пути (реки, каналы и т.п.) во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются города, в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние воды играют роль естественных преград при обороне государства;
  2. Территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникаций.

    Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны.

    Государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой составляют мировое геополитическое пространство. Структура геополитического пространства представлена на рисунке 1.

       

 
 

 

 

 

 
 
 
 

 
 
 

Рисунок 1 – Структура геополитического пространства. 

Геополитическое пространство подразделяется на геостратегические регионы. Геостратегический регион – образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов. Геополитический регион – это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями. Геополитический регион более органичен и компактен, чем геостратегический.

      Существенную  роль в геополитических исследованиях  играет категория «граница».

В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое  распространяется национальный суверенитет. Граница - это не просто линия, механически обозначающая размеживание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитете в международном сообществе. Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территории одного государства от другого или от открытого моря. Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений. В геополитике отдается предпочтение естественным границам над искусственными. Границы выполняют важные геополитические функции. Они разделяют зоны действия национальных суверенитетов, служат рубежами передовой обороны государств, выступают в качестве пунктов контроля за миграцией людей и т.д.

      Важным  элементом геополитического анализа  является сила (или мощь) государства. Категория сила отражает чрезвычайно  сложное и многофакторное геополитическое  явление. С одной стороны, сила государства – это способность одной державы достигать своих целей во внешней политике путем оказания существенного или определяющего воздействия на политику других стран. С другой стороны, сила связана с возможностями государства отстаивать свои интересы, самостоятельно решать жизненно важные задачи своего политического и экономического развития.

      Современная геополитическая теория в наши дни  ищет ответ на вопрос, связанный  с адекватной оценкой силовых  соотношений между государствами  современного мира. Эта проблема тесно связана с определением баланса сил в международном сообществе, который является исторической категорией и во многом определяет глобальное развитие всего человечества и отдельных регионов на нашей планете.

 

Глава 3. Россия в системе международных отношений 

    В конце XX века для россии возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.

    После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

    Обширность  географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

    В результате непродуманных реформ экономический  и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается.

    Когда-то действительно великой стране, мировой  державе сегодня приходится искать более или менее удобное место  и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.

    Стремление  вернуть геополитический статус сверхдержавы или даже перворазрядной великой державы сегодня пока несостоятельно и, может, даже губительно.

    В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.

    Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.

    Сегодня Россия имеет значительные возможности  для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

    Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной частью страна входит в Европу, восточной в Азию.

    Однако  следует подчеркнуть, что выработка  национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

    Но  уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:

    1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.

    2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

    3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.

    4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.

    Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.

    Первостепенной  важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

    В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

    Но  Россия является также крупнейшей азиатской  державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной  Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.

    Уникальное  географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.

    В российской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

Информация о работе Мировая политика и международные отношения