Мировая экономика

Автор: n********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 07:31, курс лекций

Описание работы

Мировая экономика – совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных экономических отношений в результате чего формируется мировая экономическая система.

Выделяют 4 основных этапа эволюции мирового хозяйства:
15-17вв. Этап зарождения мирового рынка. В этот период происходят великие географические открытия, появляются колониальные владения, возникают движения товаров между странами
18-19вв. Становление международного разделения труда и развитие мирового рынка. Промышленный переворот, буржуазные революции, осуществляется переход к машинной индустрии, расширение сфер влияния колоний, появление эффективных средств транспорта и связи, вывоз капитала, становление устойчивых международных связей.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика Лекции.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
 

Объекты МЭО:

  1. товары в материальной форме,
  2. различные услуги оказываемые на мировом уровне (туризм, инжиниринг и т.д.), технологии,
  3. рабочая сила
  4. капитал
 

Формы МЭО:

  1. Международная торговля (товарами, услугами и т.д.);
  2. Международная трудовая миграция;
  3. Международное движение капитала;
  4. Международные расчётные валютные отношения;
  5. Международная экономическая интеграция;
 

Международная торговля – это обмен товарами, работами, услугами между национальными хозяйствами. 

Основные формы  международной торговли – это  экспорт и импорт (приобретение товара у зарубежного контрагента с последующем ввозом товара в страну). 

Международное разделение труда – способ организации мировой экономики при котором предприятия разных стран специализируются на определённых видах производственной деятельности (товарах, услугах, работах реализуемых на мировом рынке; 

3 вида международного  разделения труда:

  1. Общее международное разделение труда – это специализация по отдельным сферам производства и отраслям мирового хозяйства. Например, Япония специализируется на производстве бытовой техники;
  2. Частное международное разделение труда – специализация по производству отельных видов готовой продукции или услуг (более мелкое деление). Например, Южная Корея специализируется по производству морских судов;
  3. Единичное международное разделение труда – производство отдельных услуг, комплектующих, полуфабрикатов и т.д.
 

Сущность  международного разделения труда делится на 2 процесса:

  1. Международная специализация – это специализация стран на производстве определённых видов товаров и услуг сверх внутренних потребностей, для последующей реализации их на мировых рынках; Различают 2 вида:
      • Международная межотраслевая специализация;
      • Международная внутри отраслевая специализация делится:
        1. Предметная;
        1. По детальная;
        2. Технологическая;
  1. Международное кооперирование – это совместная деятельность предприятий разных стран полностью сохраняющих свою хозяйственную самостоятельность по разработке, производству и сбыту отдельных видов товаров и услуг; 

Какие теории существуют в  международной торговле: 

  1. Теория  абсолютных преимуществ (Адам Смит) – выведена в 1776 году в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Теория основана на базе торговли сырьевыми товарами. Согласно данной теории страны должны экспортировать те товары, производство которых требует меньших издержек и импортировать те товары, производство которых в других странах требует меньших издержек;
  2. Теория сравнительных преимуществ (Давид Риккардо) 1817 год создания, работа называется: «Начало политической экономии и налогового обложения», согласно этой теории каждая страна должна специализироваться на производстве тех товаров по котором её издержки ниже чем в других странах, не зависимо имеет ли она или нет преимущество в производстве этих товаров;
  3. Теория сравнительной обеспеченности факторами производства (Э. Хекшер, Б. Олин) данная теория создана в 20-30-е годы 20 века. Согласно данной теории каждая страна должна специализироваться в производстве тех товаров создание которых требует относительно больше избыточных факторов производства и импортировать те товары которые произведены при помощи дефицитных факторов производства (труд и капитал); В1948 году американские экономисты Самуэльстон и Стопер совершенствовали данную теорию и представили, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной, конкуренции и полной мобильности товаров (при равных условиях) международный обмен выравнивает цену факторов производства; Торговля не может позволить сократить разрыв в уровне экономического развития между странами;
  4. Теорема Рыбченского – английский экономист 1955. Теорема основана на теории сравнительной обеспеченности факторами производства. Суть данной теоремы: при неизменных ценах и условиях производства расширение объёма одного их факторов производства неизбежно ведёт к увеличению выпуска товара, для производство которого данный фактор используется более эффективно и как следствие сокращение объёма выпуска другого товара;
  5. Парадокс Леонтьева (после второй мировой войны) – данный парадокс выведен через теорию №3 для США. Парадокс заключался в следующем: трудонасыщенные страны экспортировали капиталоёмкую продукцию, как капиталоёмкие трудоёмкую продукцию (т.е. наоборот);
  6. Теория жизненного цикла продукта 1960 годы. Суть данной теории – каждый новый продукт проходит 4 стадии: внедрение, расширение, зрелость и старение; Разные страны специализируются на выпуске одного и того же продукта на разных стадиях продукции;
  7. Теория конкурентных преимуществ Майкала Портера (конец 20-ого века). Разработка различных моделей – на международной арене конкурируют не страны, а фирмы. Конкурентоспособность страны определяется воздействием и взаимосвязи 4-х факторов (конкурентного ромба):
      • Факторные условия – наличие в стране основных факторов производства;
      • Условия внутреннего спроса;
      • Наличие смежных отраслей;
 

Коньюктура  мирового рынка – это временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономику в целом, либо на экономику отдельной страны, либо на какую-либо сферу производства. 

Конъюнктура бывает:

  1. Общехозяйственная – характеризует состояние всего мирового, либо все экономики страны на конкретный период времени; 
  2. Отдельных товарных рынков – изучается текущее изменения и колебания, в сфере производства и сбыта отдельных товаров, их конъюнктура изменяется в процессе развития циклов (4 стадии цикла: кризис, депрессия, оживление и подъём); Они делятся на:
    • Циклические
    • Не циклические – могут быть постоянно действующие и не постоянно действующими;
 

Методика  изучения конъюнктуры – это последовательность действий и совокупность конкретных метод и приёмов исследования, которые помогают дать анализ сложившемуся положению на ранках и выработать прогноз ближайших перспектив развития товарного рынка. 

Основные  показатели, изучающиеся для анализа:

  1. Показатели сферы материального производства (абсолютные, относительные, косвенные) – данные об объёме добычи полезных ископаемых;
  2. Показатели внутреннего товарооборота – характеризуют положение на национальных товарных рынках;
  3. Показатели внешней торговли – является объём экспорта, импорта и т.д.;
  4. Показатели финансово-кредитной сферы, например, курс акций, величина учётной ставки процента;
  5. Банкротство – последнее время оно носит скрытый характер;
  6. Данные об объёме капиталовложений, т.е. инвестиции;
  7. Данные о заказах (гос. заказ);
  8. Цены – на тот или иной товар;
 

При исследовании рынков нужно обращать внимание на 3 момента:

  1. Необходимо изучая один рынок, необходимо учитывать влияние конъектуры смежных рынков;
  2. Тенденции (особенности) выявленные на одном товарном рынке, нельзя механически переносить на другой товарный рынок;
  3. Необходимо постоянно наблюдать за конкретным товарным рынком;
 

Этапы изучения конъюнктуры:

  1. Предварительный – исследуются основные черты, особенности конкретного товарного рынка;
  2. Сбор и накопление конъюнктурной информации;
  3. Экономический прогноз конъюнктуры;
 

Последовательность  изучению данных конъюнктуры:

  1. Анализ производства – конкретное производство и конкретные данные по товарам;
  2. Анализ спроса и потребления товаров;
  3. Анализ мировой торговли;
  4. Анализ цен;
 

Особенности международной торговли услугами:

Отличия услуг  от товаров в материальной форме

  1. Услуги не осязаемы и не видимы;
  2. Услуги не поддаются (не нуждаются) в хранении;
  3. Производство и потребление услуг, как правило совпадаю по времени и месту;
 

4-и  особенности торговли  услугами:

  1. Экспорт/Импорт услуг требует непосредственной встречи продавца и покупателя;
  2. В Экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам находящимся на таможенной территории страны продавца;
  3. Ассортимент услуг предлагаемых на мировом рынке, гораздо меньше чем ассортимент на внутренних рынках и меньше номенклатуры товаров;
  4. Услуги имеют специфическую (нормативно-правовую) базу регулирования, как на национальном, так и на мировом рынке;
 

Формы международной торговли услугами:

  1. Поставку услуг через границу;
  2. Перемещение потребителя услуг в страну их производителя (международный туризм);
  3. Временное перемещение за границу физического лица, поставщик услуг (например, услуги представителей шоу-бизнеса, спортсменов, учёных;
  4. Коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (страховые, банковские услуги);
 

Лекция 5. Государственное регулирование международной торговли 

Это регулирования  торговых отношений с другими  странами. 

Государственная политика может быть экспортная и  импортная.

В общем случае все инструменты применяемые  государством делятся на:

  1. Тарифные – введение таможенных тарифов (свод ставок таможенных пошлин), таможенных пошлин (налог на экспорт, либо импорт товара, при пересечении ими таможенной границы государства);
  2. Не тарифные ограничения;
 

Функции таможенного тарифа:

  • Он помогает защитить национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • Он является источником поступления средств в бюджет государства;
  • Может служить, как средство улучшения доступа национальных товаров на за зарубежный рынок;
 

Классификации пошлин:

  1. По направлению движения товара: экспортные, импортные, транзитные пошлины;
  2. Способ установления или взимания пошлин: одволорные (взимаются в виде % от стоимости облагаемого товара), специфически пошли (взимаются в виде твёрдой ставки, в зависимости от товара с единицы веса), смешанные, т.е. применяются как первые так и вторые;
  3. Экономические цели и результаты – бывают фискальные пошлины (для увеличения притока денежных средств в казну государств), протекционизма (для защита национальных производителей от иностранных);
 

Цель  введения пошлин:

  1. Преференциальные (пониженные) пошлин – создание благоприятных условий торговли, к каким-либо товаров;
  2. Дискриминационные пошлины (повышенные) – используются в качестве ответных мер на определённые действия партнёра;
  3. Компенсационные пошлины – используются в качестве ответных мер, на субсидирование подобных товаров в других странах;
  4. Демпинговые пошлины – продажа товара по занижиным ценам за рубеж;
 

Не  тарифные ограничения (регулирование):

  1. Квотирование – количественное ограничение в стоимостном, физическом ограничении правительством. Разновидность квотирования является соглашение о добровольном ограничении экспорта, такие соглашения обычно применяются между странами по отдельным видам отраслей, находящихся в кризисном состоянии;
  2. Лицензирование – выдача хозяйствующем субъектам специальных разрешения, на проведение экспортно-импортных операций, выделяют 2 вида лицензии: автоматическая (ввоз товаров включённые в специальные списки на определённое время), индивидуальное (разовое);
  3. Эмбарго – абсолютный и полный зареет по проведению экспортных и импортных операций в отношении какой-либо страны, товару и т.д.
  4. Валютные ограничения – регламентация операций с валютой и другими валютными ценностями, является частью валютного контроля государства и регулируется валютным законодательством страны;
  5. Налоги на экспортно-импортные операции – налоги которыми облагаются товары при пересечении таможенной границы государства;
  6. Импортные депозиты – форма залога, которую импортёр должен внести в банк перед покупкой товаров зарубежом;
  7. Субсидии – это различны пособия выделяемые в денежной форме из средств государственного бюджета, либо в национальных производителях экспортной продукции в целях поставок товаров зарубеж;
  8. Административные барьеры – ограничения потребительских свойств товаров, условий производства и реализации;

Информация о работе Мировая экономика