Микроэкономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Микроэкономическая политика - формирование государством целей и правил экономической деятельности для отдельных сфер, рынков, отраслей и использование инструментов их регулирования.
1. Аллокативная функция государства.
В основе модели конкурентных рынков лежит понятие частной собственности. Частная собственности предоставляет индивиду возможность владеть некоторым благом и, таким образом, позволяет ему не допускать других людей к тем выгодам, которые это благо обеспечивает

Работа содержит 1 файл

микроэкономическая политика.docx

— 29.16 Кб (Скачать)

Микроэкономическая политика - формирование государством целей  и правил экономической деятельности для отдельных сфер, рынков, отраслей и использование инструментов их регулирования.

            1. Аллокативная функция государства.

В основе модели конкурентных рынков лежит понятие частной  собственности. Частная собственности  предоставляет индивиду возможность  владеть некоторым благом и, таким  образом, позволяет ему не допускать  других людей к тем выгодам, которые  это благо обеспечивает

 Для определения границ  частной собственности, присмотра  за её соблюдением, обмена частной  собственностью необходимы денежные  расходы. Сфера действия прав  собственности ограничена законом, 

В случае общественных ресурсов нерегулируемый рынок потерпит фиаско, пытаясь создать эффективное, по Парето, распределение благ. Однако рыночные результаты могли бы быть улучшены, если бы все индивиды сотрудничали.

Государство принуждает людей  совершать определённые действия. Ему  необходимо быть таким; но это принуждение  имеет доброжелательный вид, так  как распределение ресурсов, производимое государством - это усовершенствование нерегулируемых результатов.

В настоящее время существует много способов, с помощью которых  государство преследует аллокативные цели. Взять, например, ресурсы типа: запасы воды, рыбные резервы, популяции диких животных, не тронутые человеком экосистемы, нефтяные запасы. В каждом случае право владения большей частью ресурсов находится скорее в общественной собственности, нежели в частной. Государство распределяет право использования ресурса так, чтобы он (ресурс) мог служить общим интересам членов группы.

              2.Дистрибутивная функция государства.

Результат распределения  доходов, богатства и благосостояния может не соответствовать тому, что  общество ожидает и считает справедливым. Рынок представляет собой бесчувственную машину. Возникающее на его основе распределение доходов и благосостояния может привести к появлению большего неравенства, чем это желательно обществу. Более крупные доходы получают те лица, которые владеют значительным капиталом и земельными площадями, либо те, чей труд высоко оплачивается, благодаря природным способностям (таланту) и высокой квалификации.

Проблема, которая стоит  перед обществом, заключается в  том, чтобы решить, что оно (общество) больше всего предпочитает в распределении  доходов и благосостояния, и затем рассматривать альтернативные меры, которые смогут превратить существующее распределение в наиболее предпочитаемое.

 

Государство находится в  лучшем положении, чтобы заниматься политикой координации и перераспределения. А, так как государство обладает возможностями обязательного налогообложения, то оно лучше перераспределяет доходы в больших масштабах. Кроме того, государство может решать проблемы (связанные с распределением доходов), которые являются результатом несовершенства на рынках факторов, например, оценка факторов производства монополией. 

Государство взяло на себя задачу по уменьшению неравенства доходов  в обществе. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия безработным, остронуждающимся и инвалидам. Программы  социального обеспечения оказывают  финансовую помощь больным пенсионерам  и престарелым. Государство передаёт доходы тем домохозяйствам, которые  в противном случае получали бы незначительный доход или вообще его не имели. Во-вторых, государство изменяет распределение  доходов и путём рыночного  вмешательства (модификация цен, установленных  рыночным механизмом). Гарантирование цен и законодательство о минимальных  заработных платах являются примерами  того, как государство  фиксирует  цены с целью повысить доходы определённых групп населения.

3. Регулирующая функция  государства.

государство может регулировать решения производителей и потребителей, вследствие этого уменьшая монопольные элементы, например, через ярмарки, торговлю и комиссию по монополиям. Но имеются и другие образцы, которые, как считается, соответствуют государственной функции по регулированию поведения производителей и, в связи с этим, защиты потребителей

Государственное регулирование   призвано   координировать экономические процессы и связывать между собой частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

 Государственное регулирование  ограничивает как дискредитацию,  так и излишнюю свободу потребителя  законодательным путём. Общественное  регулирование ведёт к внедрению свода правил административным агентством, которое функционирует в соответствии с законодательством. Это контрастирует с системой саморегулирования (например, Совет Фондовой биржи), в которой существуют внегласные законы, которые добровольно исполняются и контролируются.

Типы микроэкономической политики:

  1. Обеспечение страны «общественными благами». Общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Оно характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключительностью в потреблении. Первое свойство означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Неисключительность в потреблении означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.
  2. Антимонопольное регулирование. Всякое отклонение от совершенной конкуренции вызывает снижение эффективности в экономике, поскольку отрасль с монопольным типом рыночной структуры недополучает производственные ресурсы, а цены на продукцию такой отрасли являются относительно завышенными. Государство, регулируя монопольные рынки, содействует росту эффективности размещения производственных ресурсов.
  3. Регулирование «внешних эффектов». Рынок работает эффективно в случае, когда все выгоды от какого-либо действия несут те же субъекты, которые понесли затраты на это действие, и, наоборот, издержки от рыночных сделок не перекладываются на лиц, в них не участвующих. Из-за положительных и отрицательных внешних эффектов возникают расхождения между частными и общественными издержками и доходами, что приводит к неэффективному размещению производственных ресурсов.
  4. Регулирование трансакционных издержек. Трансакционные издержки – это затраты на заключение контрактов, или издержки функционирования экономики. Стимулирование перехода денежной системы страны на безналичные (электронные) расчеты должно снизить трансакционные издержки денежного обращения и т.д.

В результате эволюции  МЭО  сложился обширный инструментарий ВЭД. Формирование инструментов регулирующих ВЭД происходила как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Обычно они применяются как ориентир, при реформировании национальной экономики, её законов и норм. Множество инструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулирования  ВЭД можно подразделить на следующие  группы:

1. тарифные ограничения

2. нетарифные ограничения 

Тарифные  методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт).

1. Таможенный  тариф на импорт.

Имеется два основных вида таможенных пошлин:

1) специфические

2) адвалорные

3) комбинированные

С точки зрения целевой  направленности можно выделить:

1) протекционистский характер тарифов

2) фискальный характер  тарифов

Таможенные тарифы объединяют в себя обычно три вида пошлин:

1) максимальные 

2) минимальные 

3) преференциальные (льготные)

2. Тариф на экспорт

3. Таможенный союз

Нетарифное  регулирование - совокупность методов государственного регулирования внешней торговли товарами, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, путем введения количественных ограничений и иных запретов экономического характера, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Нетарифных методы можно подразделить на:

1. Таможенные и административные  формальности

2. Меры прямого ограничения

3. Прочие нетарифные методы

1.Таможенные и административные формальности


- Импортные налоги

- Импортные депозиты

2. К мерам прямого ограничения относятся лицензирование, квотирование и специальные защитные меры.

3. Прочие нетарифные методы

• Валютные ограничения и валютный контроль

• Регулирование курса национальной валюты

1.Тарифные методы регулирования.

Тарифные  методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт)

1. Таможенный тариф на импорт.

Самым распространенным видом  регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина на импорт. Она представляет собой государственный  денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем  таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой  цены.

Имеется два основных вида таможенных пошлин:

1) специфические (определяются  в виде фиксированной суммы  с единицы измерения);

2) адвалорные (устанавливаются  в виде процента от таможенной  стоимости товара).

3) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Таможенный тариф в  ограниченном смысле представляет собой  перечень товаров, облагаемых таможенными  пошлинами, употребляемыми данной страной  к импортируемым товарам, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности. Употребление таможенных пошлин, как  и всех торговых инструментов, требует  учета их многостороннего воздействия  на экономическую ситуацию.

С точки зрения целевой  направленности можно выделить:

1)протекционистский характер тарифов

2)фискальный характер  тарифов

Протекционистский характер тарифов применяется тогда, когда  государство, поднимая таможенную пошлину, повышает тем самым национальные цены на импортируемый товар, уменьшает  его конкурентоспособность и  охраняет внутренний рынок.

Целью фискальных пошлин является преимущественное обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями.

Таможенные тарифы объединяют в себя обычно три вида пошлин:

1) максимальные (используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений);

2) минимальные (используются, когда существуют торговые договоры  при соглашении о введении  режима наибольшего благоприятствования);

3) преференциальные (льготные) — разновидность торговых пошлин — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.

 

2. Тариф на экспорт

Введение таможенного  тарифа на экспорт может быть рациональным в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, а также  путем выплаты соответствующих  субсидий производителям. Ограничение  экспорта рассматривается государством как нужная мера для поддержания  достаточного предложения на внутреннем рынке и предупреждения избыточного  экспорта субсидируемого продукта. Государство  может быть заинтересовано в определении  экспортного тарифа и с точки  зрения роста доходной части бюджета. В основном экспортные тарифы используются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Промышленно развитые страны экспортные тарифы не используют, а в США налогообложение экспорта запрещено конституцией.

 

3. Таможенный союз

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования  внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между  странами с помощью создания зон  свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной  торговли участвующие в ней страны устраняют таможенные пошлины в  торговле между собой. Однако каждая страна сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим  странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между  странами-участницами союза, но и  установление единого внешнего таможенного  тарифа.

На сегодняшний день в  мире насчитывается около 30 различных  интеграционных объединений во всех частях света, безусловное большинство  которых использует в той или  иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Информация о работе Микроэкономическая политика государства