Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, доклад
Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.
. Определение паритетов и
конкурентного обеспечения валют;
. Оказание содействия в
платежей по текущим операциям между странами-членами и в
устранении валютных
. Оказание помощи странам-
кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных
балансов и стабилизации
. Сокращение длительности и
неуровновешенности
членов;
. Предоставление
валютным вопросам странам-
. Осуществление контроля за
кодекса поведения в международных валютных отношениях.
По мере эволюции мировой
деятельности МВФ Статьи соглашения трижды пересматривались.
Первая
серия поправок была
образованием механизма специальных прав заимствования (СДР), во второй,
произведенной в 1976 - 1978 гг., были определены основные принципы
нового, Ямайского
международного валютного
Вудскую валютную систему,
предусматривала
введение санкций в виде
голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые
обязательства перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-
членами находится принятая Сов
касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки,
накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации
международного движения
II. Структура управления МВФ.
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors),
в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем.
Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение
Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как
внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов,
определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных
директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но
могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.
В МВФ действует принцип "
предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на
деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале
МВФ. Каждое государство имеет -250 "базовых" голосов, независимо от
величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые
100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее
большинство голосов наиболее крупным государствам.
Самым большим количеством
г.): США - 17,78%;
Германия - 5,53%; Япония - 5,53%; Великобритания - 4,98%; Франция -
4,98%; Саудовская Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля 15
стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны -
члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в
совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих
свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов. Решения в
Совете управляющих
обычно принимаются простым
половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо
стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70%
или 85% голосов стран-членов). В интересах ведущих стран Запада в нынешнем
уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). Несмотря
на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС,
они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие
которых требует максимального большинства (85%). Все это означает, что США
вместе с ведущими западными государствами практически располагают
возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и
направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается
развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически
они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений.
Однако достичь
необходимой согласованности
стран чрезвычайно сложно.
Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономической деятельности, что достигается через выполнение организацией следующих основных функций:
Надзор - функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.
Финансовая помощь - использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.
Техническая помощь - содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.
Выпуск специальных прав заимствования - международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции 1) международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой 2) расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями,