Международный валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:07, доклад

Описание работы

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Работа содержит 1 файл

Международный валютный фонд.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

            . Определение паритетов и курсов  валют; не допускать

              конкурентного обеспечения валют;

            . Оказание содействия в создании  многосторонней системы

              платежей по текущим операциям  между странами-членами и в

              устранении валютных ограничений;

            . Оказание помощи странам-членам  путем предоставления займов и

              кредитов в иностранной валюте  для урегулирования платежных

              балансов и стабилизации валютных  курсов;

            . Сокращение длительности и уменшение  степени

              неуровновешенности международных  платежных балансов стран-

              членов;

            . Предоставление консультационной  помощи по финансовым и

              валютным вопросам странам-членам;

            . Осуществление контроля за соблюдением  странами-членами

              кодекса поведения в международных валютных отношениях.

 

 

      По мере эволюции мировой валютной  системы, а также трансформации

деятельности  МВФ Статьи соглашения трижды пересматривались.

     Первая  серия поправок была осуществлена  в 1968 -1969 гг., в связи с

   образованием механизма специальных прав заимствования (СДР), во второй,

     произведенной  в 1976 - 1978 гг., были определены основные  принципы

 нового, Ямайского  международного валютного устройства, сменившего Бреттон-

         Вудскую валютную систему, третья поправка (1990 - 1992 гг.)

  предусматривала  введение санкций в виде приостановки  права участвовать в

    голосовании  в отношении стран-членов, не выполнивших  свои финансовые

   обязательства  перед Фондом. Кроме того, в стадии  ратификации странами-

      членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу,

  касающаяся  специального, разового выпуска  СДР. Готовятся также поправки,

        накладывающие на страны-члены  обязательства по либерализации

                     международного движения капиталов.

                  II. Структура управления МВФ.

 

      Высший руководящий орган МВФ  - Совет управляющих (Board of Governors),

в котором каждая страна-член представлена управляющим  и его заместителем.

Обычно это  министры финансов или руководители центральных банков. В ведение

Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как

внесение изменений  в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов,

определение и  пересмотр величины их долей в  капитале, выборы исполнительных

директоров. Управляющие  собираются на сессии обычно один раз в год, но

могут проводить  свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.

      В МВФ действует принцип "взвешенного"  количества голосов, который

предполагает, что возможность стран-членов оказывать  воздействие на

деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале

МВФ. Каждое государство  имеет -250 "базовых" голосов, независимо от

величины его  взноса в капитал, и дополнительно  по одному голосу за каждые

100 тыс. СДР  суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее

большинство голосов  наиболее крупным государствам.

      Самым большим количеством голосов  в МВФ обладают (на 30 апреля 1998

г.): США - 17,78%;

      Германия - 5,53%; Япония - 5,53%; Великобритания - 4,98%; Франция -

4,98%; Саудовская Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля 15

стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны -

члены Организации  экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в

совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих

свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов. Решения в

Совете управляющих  обычно принимаются простым большинством (не менее

половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим  оперативный либо

стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70%

или 85% голосов  стран-членов). В интересах ведущих  стран Запада в нынешнем

уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). Несмотря

на некоторое  сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС,

они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения  Фонда, принятие

которых требует  максимального большинства (85%).  Все это означает, что США

вместе с  ведущими западными государствами  практически располагают

возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и

направлять  его деятельность исходя из своих  интересов. Что касается

развивающихся стран, то при наличии скоординированных  действий теоретически

они также в  состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений.

Однако достичь  необходимой согласованности столь  большому числу разнородных

стран чрезвычайно  сложно.

 

 

 

 

Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию  экономической деятельности, что  достигается через выполнение организацией следующих основных функций:

Надзор - функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.

Финансовая помощь - использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.

Техническая помощь - содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.

Выпуск специальных  прав заимствования - международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции 1) международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой 2) расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями,


Информация о работе Международный валютный фонд