Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа
Несмотря на создание ряда других инновационных кластеров в США и других странах, Силиконовая долина остаётся ведущим центром такого рода — в частности получая треть всех венчурных капиталовложений, которые делаются в США.
Международные кластеры
Кластер (в экономике) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Кластер, обладает свойствами взаимной
конкуренции его участников, кооперации
его участников, формирования уникальных компетенций региона
Кластеры являются одной из форм
взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценности. Кластеры
надо отличать от холдингов, профессиональных
ассоциаций, технопарков, индустриальных
парков и округов, региональных инновационных
систем, территориально-
Кластерной инициативой называется управляемый процесс создания и развития кластера. Кластерной политикой называется процесс стимуляции роста кластеров и кластерных инициатив государственными и общественными организациями.
Примеры
Несмотря на создание ряда других инновационных кластеров в США и других странах, Силиконовая долина остаётся ведущим центром такого рода — в частности получая треть всех венчурных капиталовложений, которые делаются в США.
Существует три основные причины географической концентрации фирм.
Географическая близость
в некоторой степени
Аналогично, важное значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в её районе потребителями продукции.
Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания.
Многочисленные примеры из мировой практики подтверждают, что кластерная форма организации производства является наиболее подготовленной для инновационного процесса.
Происходящее на протяжении
долгого времени снижение транспортных
и коммуникационных издержек оказывает
неоднозначное влияние на географическую
концентрацию. С одной стороны, отчасти
снижается значимость географического
соседства для успешного
Известный экономист Майкл Портер дал иное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина — в конкуренции. Если на местном рынке появилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жёстким — либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти фирмы легко уничтожают местных конкурентов, не прошедших столь жёсткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории.
Две цели использования понятия кластер
Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.
В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.
Во втором случае кластер
является объектом поддержки в рамках
стратегий регионального
Характерными признаками кластера являются:
Кластерная политика
Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя:
Обычно кластерная политика
рассматривается как
Критики кластерной политики указывают на то, что:
На данный момент в РФ понятие кластер не закреплено законодательно.