Международные кластеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на создание ряда других инновационных кластеров в США и других странах, Силиконовая долина остаётся ведущим центром такого рода — в частности получая треть всех венчурных капиталовложений, которые делаются в США.

Работа содержит 1 файл

Международные кластеры.docx

— 22.36 Кб (Скачать)

Международные кластеры

Кластер (в экономике) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластер, обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций региона, формированием концентрации предприятий и организаций на определённой территории.

Кластеры являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценности. Кластеры надо отличать от холдингов, профессиональных ассоциаций, технопарков, индустриальных парков и округов, региональных инновационных систем, территориально-производственных комплексов, промышленных агломераций.

Кластерной инициативой называется управляемый процесс создания и развития кластера. Кластерной политикой называется процесс стимуляции роста кластеров и кластерных инициатив государственными и общественными организациями.

Примеры


  • Силиконовая долина в США
  • Европейский союз
  • формируемый Евразийский экономический союз (текущее состояние кластера — Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России)
  • Энергомашиностроительный кластер в Республике Башкортостан[1]
  • Fujitsu Siemens Computers
  • Airbus
  • Силико́новая доли́на (— южная часть консолидированного метрополитенского статистического ареала (агломерации-конурбации) Сан-Франциско в штате Калифорния (США), отличающаяся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п. Возникновение и развитие этого технологического центра связано с сосредоточением ведущих университетов, крупных городов на расстоянии менее часа езды, источников финансирования новых компаний, а также климатом средиземноморского типа.

Несмотря на создание ряда других инновационных кластеров в США и других странах, Силиконовая долина остаётся ведущим центром такого рода — в частности получая треть всех венчурных капиталовложений, которые делаются в США.

Существует три основные причины географической концентрации фирм.

  • Первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов.
  • Вторая причина сводится к самой по себе географической близости, обеспечивающей дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.
  • Третья причина состоит в том, что концентрация фирм в пределах одной местности способствует распространению неявного знания, то есть тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, и тесно привязаны к носящим их людям. Так, по мнению Макдональда, «Работа индивидов на фирмы и большая часть их ценности для работодателей связана с их членством в сетях {network}, однако членство в сетях является принципиально личным делом, выходящим за пределы фирм и даже лояльности к фирмам». (Macdonald, S. (1992) «Formal Collaboration and Informal Information Flow.» International Journal of Technology Management, 7(1/2/3): 49-60).

Географическая близость в некоторой степени способствует обмену этими неявными знаниями, а  также позволяет создать рынок  квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации  передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими  обстоятельствами объясняется, что  отдельные виды ремесла или подходы  к ремеслу обычно развиты и  практикуются в строго ограниченных территориальных пределах.

Аналогично, важное значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в её районе потребителями продукции.

Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания.

Многочисленные примеры  из мировой практики подтверждают, что кластерная форма организации  производства является наиболее подготовленной для инновационного процесса.

Происходящее на протяжении долгого времени снижение транспортных и коммуникационных издержек оказывает  неоднозначное влияние на географическую концентрацию. С одной стороны, отчасти  снижается значимость географического  соседства для успешного взаимодействия фирм. С другой стороны, передача неявных  знаний продолжает основываться, прежде всего, на личном контакте, а низкие транспортные и информационные издержки способствуют дальнейшему разделению труда в мировом масштабе и  специализации регионов.

Известный экономист Майкл Портер дал иное объяснение географической концентрации компаний. По его мнению, первопричина — в конкуренции. Если на местном рынке появилась высококонкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жёстким — либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Постепенно возникает сообщество фирм с очень высокой конкурентоспособностью. Выходя на другие регионы и иностранные рынки, эти фирмы легко уничтожают местных конкурентов, не прошедших столь жёсткий отбор. В результате на отраслевом рынке доминирует кластер фирм, сосредоточенных на одной территории.

Две цели использования понятия кластер


Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.

В первом случае кластер  представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли  объект изучения и, в частности, прогнозирования.

Во втором случае кластер  является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают  меры по формированию кластеров, рассчитывая  на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.

Характерными признаками кластера являются:

  • максимальная географическая близость;
  • родство технологий;
  • общность сырьевой базы;
  • наличие инновационной составляющей.

 

 

 Кластерная  политика

Деятельность по поддержке  кластеров называется «кластерной  политикой» и обычно включает в себя:

  • ликвидацию барьеров для инноваций;
  • инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру;
  • поддержка географической концентрации связанных фирм.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер  традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий  или отраслей.

Критики кластерной политики указывают на то, что:

  • концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая её диверсифицированность;
  • преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление, воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;
  • стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.

На данный момент в РФ понятие кластер не закреплено законодательно.


Информация о работе Международные кластеры