Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:24, контрольная работа
Экономические отношения между странами уже не ограничиваются просто внешней торговлей, они включают также движение капитала между странами, валютные отношения, научно-технический обмен и многое другое.
Цель работы - дать представление об основных наиболее важных формах МЭО.
Введение
Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.
Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во всяком случае, в экономическом смысле. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда дают ощутимые взаимные выгоды. B результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.
Сегодня ни одна из стран не может эффективно продвигаться по пути экономического прогресса в стороне от мирохозяйственных процессов. Состояние национальной экономики все в большей степени определяется не только внутренним потенциалом, но также масштабами и степенью участия в международном разделении труда, общемировым характером научно-технического и технологического прогресса, общим состоянием ресурсов планеты. Глобальная целостность и взаимозависимость основаны на необходимости общего использования ряда экономических ресурсов, на заинтересованности в общем решении глобальных проблем, a также на международных экономических взаимоотношениях. Именно мирохозяйственные связи являются материальной основой растущей взаимозависимости стран в рамках мировой экономики
Актуальность вопроса международных экономических отношений в современных условиях неоспорима, так как экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от внешнеэкономических отношений. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая c ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются просто внешней торговлей, они включают также движение капитала между странами, валютные отношения, научно-технический обмен и многое другое.
Цель работы - дать представление об основных наиболее важных формах МЭО.
1. Международные экономические отношения.
Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). На этой основе между странами возникают международные экономические отношения.
Международные экономические отношения (МЭО) – система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
В настоящее время формы международных экономических отношений существенно расширились. При этом, их расширение произошло в основном в период с конца 60-х до середины 80-х гг. В то же время продолжают действовать формы международных экономических отношений, которые сложились в конце XIX - начале XX вв. Прежде всего это касается внешней торговли, вывоза капитала, валютных отношений.
В современных условиях, основными формами международных экономических отношений являются следующие:
1. мировой рынок и международная торговля товарами, услугами;
2. движение капиталов и зарубежных инвестиций;
3. международная миграция рабочей силы;
4. международный обмен технологиями;
5. валютные и платежно-расчетные отношения;
6. экономическая интеграция;
7. кредитные отношения
Важнейшей базовой категорией, выражающей сущность, содержание международных экономических отношений, является международное разделение труда (МРТ). Все страны мира, так или иначе, включены в МРТ, его углубление диктуется развитием производительных сил, которые испытывают воздействие НТР.
Международное разделение труда – это специализация отдельных стран (либо отдельных отраслей производства этих стран) на производстве определенных видов товаров и услуг для международного обмена.
Предприятия многих стран, участвующих в МРТ, производят значительно больше продукции, чем это необходимо для удовлетворения внутреннего потребительского или производственного спроса. Хозяйствующие субъекты отдельных стран, сознательно производя излишнюю продукцию, реализуют ее на мировом рынке, приобретая необходимую для них продукцию, являющуюся избыточной для потребителей других стран. Наращивая, укрепляя специализацию на производстве определенной группы товаров, конкретные страны получают необходимые им товары на международном рынке за счет обмена с другими странами, специализирующимися на иных группах товаров. В итоге МРТ предстает как способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определенных товаров и услуг, затем обмениваются ими.
2. Формы международных экономических отношений.
2.1. Мировой рынок и международная торговля товарами, услугами.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО. Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Эволюция рынка происходила по схеме «внутренний рынок – национальный рынок – международный рынок – мировой рынок». Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относительно к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда.
Практически сразу после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров – внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей. Шаг за шагом рынки расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов.
Международный рынок - часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.
Торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается, прежде всего, промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны. Широкий обмен товаров между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка и мировой торговли.
Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.
Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Сегодня нельзя представить ни одной страны, ни одной нации, которые бы обходились без внешней торговли, и даже самые небольшие страны.
Применительно к одной стране обычно используют термин «внешняя торговля государства», применительно к торговле двух стран между собой – «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно к торговле всех стран друг с другом – «международная или мировая торговля». Часто под международной торговлей понимают торговлю не только товарами, но и услугами.
Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров – экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.
Экспорт – продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.
Импорт – покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.
Торговое сальдо – разность стоимостных объемов экспорта и импорта.
Торговый оборот – сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.
По принятым в мире стандартам статистики международной торговля ключевым элементом для признания торговли международной, продажи товара - экспортом, а покупки – импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности. При этом меняет товар собственника или нет – значения не имеет.
В международную торговую систему ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.
Международная торговля услугами.
В конце XX в. 35-40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств.
Услуга – это нематериальное благо, характерными чертами которого являются потребление на месте его производства, наличие спроса и цены на соответствующем рынке и направленность на конкретное удовлетворение потребности покупателя.
Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
1. Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи - 25 видов.
3. Строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов.
4. Дистрибьюторские услуги – 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида.
9. Туризм и путешествия – 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.
11. Транспортные услуги – 33 вида.
12. Прочие услуги.
К деловым услугам относятся: профессиональные (правовые, бухгалтерские, архитектурные и др.- всего 11 видов); компьютерные (консультации, применение программ, ведение банка данных и др. – всего 4 вида); научно-исследовательские (всего 3 вида); услуги, связанные с арендой недвижимости (без обслуживающего персонала, связанные с судами, самолетами и др. – 4 вида); другие деловые услуги (реклама, исследования рынков, консалтинговые и др. – всего 19 видов).
Услуги связи объединяют почтовые услуги, курьерскую службу, телекоммуникационные (всего 15 видов); аудиовизуальные услуги (производство видеокассет и кинофильмов, радио и телевидение и др. – всего 10 видов).
Строительные и инжиниринговые услуги включают работу по сооружению строительных объектов, которая выполняется работниками предприятия за пределами территории, на которой это предприятие находится.
Дистрибьюторские услуги включают, например, услуги оптовой торговли, перепродажу и т.д.
Общеобразовательные услуги объединяют такие услуги, как дошкольное и среднее образование, профессиональная подготовка и др.
Услуги по защите окружающей среды представляют собой, например, услуги по переработке отходов, предоставление специальных экологических технологий и т.д.
Финансовые услуги, включают страхование объединяют 4 вида страхования и 13 видов банковских услуг.
Услуги по охране здоровья и социальные услуги включают услуги больниц, специализированных клиник и др.
Туризм и путешествия – это услуги, оказываемые отелями, ресторанами, туристическими агентствами и операторами, гидами лицам, находящимся в пути, вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов.
Услуги в области организации досуга, культуры и спорта –помимо ясности с данным видом услуг добавим, например, услуги, предоставляемые библиотеками, архивами и др.
Транспортные услуги включают морские транспортные услуги (пассажирские и грузовые перевозки, ремонт судов и т.д. – всего 6 видов); услуги внутреннего водного транспорта – 5 видов, воздушного транспорта – 5 видов; услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников, с эксплуатацией железнодорожного транспорта – 5 видов, трубопроводного транспорта – 3 вида; другие транспортные услуги – 3 вида.
Прочие услуги – различные услуги, например, по организации съездов и конференций, по проектированию интерьеров и др.