Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 09:14, курсовая работа
Актуальность данной работы обуславливается тем, что оптимальное включение в мировое экономическое пространство – одна из важнейших задач стран с переходной экономикой. Вместе с тем углубление международного хозяйственного сотрудничества позволяет использовать в нашей стране мировой опыт осуществления региональных преобразований.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие международных экономических отношений
1.1. Основные черты международных экономических отношений………...5
1.2. Формы международных экономических отношений…………………...9
Глава 2. Международные экономические отношения Республики Узбекистан.
2.1. Политика Узбекистана по развитию международного
торгово-экономического сотрудничества…………………………………….16
2.2. Экономические отношения Узбекистана и России……………………...19
2.3. Экономические отношения со странами Иран и Азербайджан………...22
2.4. Торгово-экономические отношения Узбекистана с Китаем…………….25
Заключение……………………………………………………………………..29
Приложение………………………………………………………………….....31
Список использованной литературы…………………………………….....34
Валютные рынки формируются как на основе финансовых ресурсов крупных транснациональных банков, имеющих разветвленную сеть филиалов, так и на основе избыточной ликвидности небольших банков. Территориально валютные рынки обычно привязаны к крупным банковским и валютно-биржевым центрам (Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Нью-Йорк, Токио, Сингапур, Гонконг, Люксембург).
Каждая
национальная валюта имеет цену в
денежных единицах другой страны. Это
и есть валютный курс. Валютный курс показывает,
какие товары выгоднее производить самим,
какие экспортировать, какие выгоднее
заменить импортными.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.
2.1. ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
31 августа 1991 года – день официального провозглашения независимости Республики Узбекистан – стал точкой отсчета для полномасштабной интеграции Узбекистана в мировое сообщество.
С обретением независимости Узбекистан вновь получил возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику. В ее основу изначально были заложены такие принципы, как приоритет национально-государственных интересов страны, норм международного права, невмешательство во внутренние дела других государств, решение всех спорных вопросов мирным путем; всемерный учет взаимных интересов при верховенстве своих национально-государственных интересов, не входить в сферу влияния какой-либо великой державы; установление и развитие как двусторонних, так и многосторонних внешних связей на основе полного доверия, углубления сотрудничества в рамках международных экономических и финансовых организаций.
Республика Узбекистан является членом свыше 100 международных организаций. Среди них такие авторитетные структуры как ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ и др. Развивается тесное сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО. Установление всесторонних связей с различными странами на принципах равноправного партнерства и взаимного уважения позволяет Узбекистану успешно интегрироваться в систему мирохозяйственных связей, осуществлять активное международное политическое, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество.
Важнейшим приоритетом внешней политики Узбекистана является развитие и укрепление связей и всестороннего сотрудничества с соседними, прежде всего по региону, государствами. Дальнейшее углубление региональной кооперации – важнейшее условие мира, политической и экономической стабильности и процветания в Центральной Азии.
Динамично и последовательно развивая отношения с государствами Запада, Азиатско-тихоокеанского региона, Юго-Восточной и Южной Азии, Узбекистан стремится наполнить их качественно новым содержанием.
На основе подписанного в 1996 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейским Союзом развивается и укрепляется не только политический диалог, но и торгово-экономические связи с ЕС.
Расширяется сотрудничество между Узбекистаном и странами Северной и Южной Америки, в частности с США. С утверждением независимости Узбекистан получил возможность установления прямых контактов с близкими по духу, вероисповеданию, обычаям и традициям странами мусульманской цивилизации в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Развитие экономических отношений Узбекистана с этими странами так же имеет позитивную динамику.
Другим важным направлением является сотрудничество со странами СНГ, в рамках которого государства-участники могут согласовывать свои позиции для реализации как общих, так и собственных национальных интересов на многосторонней и двусторонней основах.
Для Узбекистана вхождение в мировой рынок происходит на фоне реформирования и обновления всей политической, экономической и социальной жизни. Республика вступила на путь рыночной трансформации, не имея готовой модели социально-экономических преобразований. Необходимо было не только модернизировать экономику государства, но и создать принципиально новые методы и механизмы его включения во внешнеэкономическую деятельность с учетом специфических особенностей страны.
Политика Узбекистана по развитию международного торгово-экономического сотрудничества Узбекистан проводит большую работу по формированию открытой рыночной экономики, основой которой является широкое участие страны в мирохозяйственных связях и международном разделении труда.
Узбекистан активно включился в многостороннее международное экономическое сотрудничество. В настоящее время наиболее динамично отношения республики развиваются с такими ведущими странами мира, как ФРГ, США, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Республика Корея, Турция, Китай.
Одной из основ внешнеторговой политики республики является разработка и реализация целостной программы, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики развитие и расширение экспортного потенциала страны. Цель программы - обеспечение условий для устойчивого роста объемов экспорта и совершенствование его структуры на основе максимального использования и развития имеющегося ресурсного и производственного потенциала.
Экспортные поставки осуществляются в 78 стран мира. Произошли существенные изменения в структуре экспорта, в частности, уменьшилась доля экспорта сырьевых ресурсов, и одновременно увеличились объемы экспорта готовой продукции, в том числе с глубокой степенью переработки.
За счет освоения собственного производства сократился импорт по многим видам изделий и продукции, в том числе топлива, обуви, алкогольных и безалкогольных напитков. Вдвое сократился импорт продовольственных товаров и товаров народного потребления.
Около 74% общего объема импорта приходится на импорт оборудования и товары производственно-технического назначения, что соответствует стратегическим целям развития экономики республики.
Узбекистан проводит планомерную политику по либерализации своего внешнеторгового режима и его адаптации к требованиям ВТО.
Республика Узбекистан предоставляет режим наибольшего благоприятствования 38 странам, с которыми подписаны межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве.
Импортируемые из этих стран товары (за исключением автомобилей) облагаются пошлинами в размере от 3 до 30%, а в отношении стран, с которыми отсутствует режим наибольшего благоприятствования, таможенная пошлина изымается в двойном размере.
Товары, происходящие из стран, с которыми Узбекистан подписал Соглашение о создании зоны свободной торговли, импортными таможенными пошлинами не облагаются. К этим странам относятся Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина и Таджикистан.
Налоговым кодексом Республики Узбекистан предусмотрены ставки НДС в размере 20% на товары (работы, услуги), импортируемые в Республику Узбекистан. По четырем позициям продовольственных товаров (мука, хлеб, мясо и молоко) ставка НДС составляет 10%.
В соответствие с Налоговым кодексом перечень подакцизных товаров и ставки акцизного налога утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
2.2.
Экономические отношения
Узбекистана и
России.
Являясь одной из ключевых стран Центральной Азии Узбекистан находится в центре сложного переплетения здесь интересов ведущих мировых и региональных держав - России, США, Китая, Ирана, Пакистана, Турции, Японии, стран ЕС и др. Этот фактор оказывает существенное влияние на направленность международных экономических связей. Их анализ важен при выработке и корректировке как внешнеэкономической стратегии самого Узбекистана, так и России как стратегического партнера государств Центральной Азии.
Растет интерес Узбекистана к активизации своего взаимодействия с Россией как на двусторонней основе, так и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Важным этапом в развитии двусторонних отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией стали Договор о стратегическом партнёрстве 16 июня 2004 г. и Договор о союзнических отношениях между двумя государствами от 15 ноября 2005 г. Подписанные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым. Они создали прочную основу долгосрочного и всестороннего сотрудничества двух государств в политической, экономической игуманитарной сферах.
Реализуется Договор об углублении экономического сотрудничества на 1998—2007 гг. Действует совместная Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, девятое заседание которой состоялось в марте 2007 г.
Россия, на долю которой приходится около 20 % объёма внешней торговли Узбекистана, является важнейшим торгово-экономическим партнером РУ. По итогам 2003 г. объём товарооборота достиг 998,7 млн долл. США (рост на 25 %), в 2004 г. — 1379,0 млн.долл. (рост на 38 %). В 2005 г. объём двусторонней торговли достиг 1,762,7 млрд долл., увеличившись на 27,7 % по сравнению с 2004 г. В 2006 г. товарооборот России и Узбекистана составил 2,4 млрд долларов США.
На сегодняшний день торгово-экономические отношения Узбекистана и России в 2010 году перешли рубеж в 5 млрд долларов. В товарообороте Узбекистана и России весьма существенно присутствует машиностроительная продукция. Достаточно сказать, что Узбекистан в прошлом году поставил в Россию 74 тысячи автомашин, т.е. Россия находится на первом месте среди стран, которые закупают продукцию узбекского автопрома. В свою очередь, из России в Узбекистан возросли поставки промышленного оборудования.
В 2011 году возможным фактором роста товарооборота может стать визит Торгово-промышленной палаты России с участием регионов.
За последние несколько лет в Узбекистане было создано около 1000 узбекско-российских предприятий. Объем инвестиций со стороны России в формирование уставного фонда данных предприятий составил более 1 млрд. долларов.
Свои представительства в нашей стране открыли свыше 120 российских фирм и компаний. Более 340 СП России и Узбекистана, созданных с участием узбекских предпринимателей, действуют в России
На Россию приходится 1/5 часть внешней торговли Узбекистана. Из нашей страны в Россию экспортируют услуги, фрукты и бахчевые, природный газ, текстильные изделия, продукцию химической промышленности. Импорт из России состоит из оборудования, древесины, черных и цветных металлов, медицинской, микробиологической и продовольственной продукции, а также услуг.
Но даже на этом экономические отношения
Республики Узбекистан и Российской Федерации
не ограничиваются. Недавно состоялось
двенадцатое заседание межправительственной
комиссии по экономическому сотрудничеству.
В заседание приняли участие руководители
министерств и ведомств, компаний и концернов
двух стран, в котором обсуждалось вопросы,
касающиеся сегодняшнего состояния и
перспектив торгово-экономических связей
и сотрудничество в таких сферах, как энергетика,
авиастроение, машиностроение, таможню,
транспорт и телекоммуникации, здравоохранение,
фармацевтика, продовольственная и сельскохозяйственная
отрасли.
2.3. Экономические отношения со странами Иран и Азербайджан.
Исходящие из глубины веков крепкие узы дружбы и братства народов Узбекистана и Азербайджана, близость культур, языков, религии и традиций служат хорошей основой для широкого и взаимовыгодного сотрудничества между странами.
Президенты Узбекистана и Азербайджана заявили, что установление долгосрочных и устойчивых торгово-экономических отношений отвечает взаимным экономическим интересам двух стран.
Об этом говорится в совместной декларации Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова и Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, подписанного в Ташкенте 27 сентября.
При этом подчеркнуто, что стороны будут продолжать развивать и углублять экономическое сотрудничество, реализовывать Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Азербайджанской Республики о дальнейших мерах по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества от 11 сентября 2008 года. В совместной декларации говорится о том, что будут предприняты дополнительные меры для обеспечения соответствия уровня торгово-экономического, научно-технического, а также двустороннего взаимодействия в иных областях, потенциалу и возможностям их динамично развивающихся рыночных экономик.
При этом отмечено, что будет поощряться развитие прямых связей между хозяйствующими субъектами сторон путем создания благоприятных экономических, финансовых и правовых условий для предпринимательской деятельности, повышения возможностей выхода товаров и услуг на мировые рынки, а также поддержка организации бизнес форумов, нацеленных на укрепление контактов между предпринимателями двух стран.
Информация о работе Международные экономические отношения Республики Узбекистан