Международные экономические отношения. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:21, шпаргалка

Описание работы

Основные понятия.

Работа содержит 1 файл

МЭО зачет.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

37. Концепция международной торговли – идея свободной торговли.

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных  пошлин, а также немонетарных ограничений  на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы

38. Факторы роста  международной торговли.

На достаточно стабильный, устойчивый рост международной  торговли оказали влияние ряд  факторов:

· стабилизация   межгосударственных   отношений   в   условиях мира;

· развитие МРТ и интернационализация производства и капитала;

· НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

· активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;

· возникновение новой коммерческой реальности — общемирового рынка для стандартизированных товаров

· регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;

· деятельность международных финансово-экономических организаций,  например МВФ, поддерживающего относительную стабильность основных мировых валют торговых и платежных балансов многих стран;

· либерализация   международной   торговли,   переход   многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин — образование «свободных экономические зон»;

· развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование «общих рынков», зон свободной торговли;

· получение политической независимости бывшими колониальными странами. Выделение из их числа стран с моделью экономики, ориентирбванной на внешний рынок.

39. Специфика США  в мировой торговле  на рубеже XX-XXI веков.

С 1953 года на долю США приходилось 1\5 всего  мирового экспорта, а на 90-е годы уже 1\8. В эти годы экспорт Германии приблизился к экспорту США. США начинает уступать Западной Европе. 1983 год, Япония выходит на 1-ое место по экспорту машин и оборудования, оставляя за собой США. 1\3-я экспорта идёт в США. Снижение роли США в мировой торговле обусловилось снижением её конкурентоспособности, появляются новые лидеры.

40. Специфика РФ в  мировой торговле  XX-XXI веков.

См. 32.

41. Характеристика структуры  мировой торговли  на рубеже  XX-XXI веков. 

Итак, ХХ век стал началом новой, так называемой постиндустриальной, информационной или постэкономической цивилизации, среди отличительных черт которой - быстрый научно-технический прогресс, радикальные изменения структуры общественного богатства и занятости, удовлетворение основных потребностей большинства жителей развитых стран Запада благодаря достигнутому производственному потенциалу, появление признаков вытеснения творчеством традиционных форм труда, утверждение постэкономической системы ценностей, в центре которой - человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Важнейшим источником и движущей силой современной цивилизации является технологический процесс с экономическими, социальными и политическими последствиями65. Страны, полномасштабно использующие его достижения и потому играющие роль экономических лидеров современности, образуют в мировом сообществе постэкономическую цивилизацию. Они сгруппированы вокруг трех центров экономической мощи. Первый из них, согласно мировому объему годовой добавленной стоимости, представлен США (25,8%); второй - странами Европейского Сообщества (19,4%); третий - представителями Тихоокеанского региона (Япония, Китай и государства АСЕАН) - 16,2%66. Экономический уровень развития этих стран в последние десятилетия позволил им решить глобальные проблемы в трех важных аспектах: 1) невозможность возникновения нецивилизованных форм крупномасштабных конфликтов в среде постиндустриальных и близких к ним по уровню развития стран вследствие формирования современной экономики как мирового хозяйства, что обеспечивает максимальную эффективность производства и вовлекает значительное число стран в орбиту влияния постиндустриальных держав; 2) возникновение перспектив поддержания гармонического взаимодействия между человеком и природой, о чем подробно говорилось выше; 3) постиндустриальному миру удается осуществлять такой стиль развития, который стремится не допускать - и чаще всего не допускает - широких общественных конфликтов, роста безработицы и социальной напряженности. В результате развитые страны достигли внутренней стабильности, укрепили свои ведущие позиции в мировом сообществе. Но в то же время идет и негативный процесс: они фактически обособились от менее прогрессивных экономических укладов.

Международная торговля активизируется именно внутри центров экономической мощи. Перечень стран-импортеров по-прежнему остается весьма ограниченным. Те же тенденции к внутреннему взаимопроникновению и внешнему обособлению наблюдаются и в области интернациональных финансовых потоков. Мировые финансовые центры сосредоточены в ведущих постиндустриальных державах, и их растущие обороты свидетельствуют об усилении контроля этих стран над остальными регионами.

Хотя  движение рабочей силы по сравнению  с движением товаров и капитала характеризуется гораздо меньшими масштабами, оно также подвержено общим закономерностям внутренней открытости и внешней замкнутости.

Последние десятилетия характеризуются также  беспрецедентными масштабами замещения  информацией и знаниями материальных составляющих издержек производства. Благодаря этому в информационном обществе резко сокращается рынок  серебра, платины, золота и других связанных с масштабным вмешательством в природу материалов.

В контексте  такой тенденции рост добычи минеральных  ресурсов, наталкиваясь на узость потребительского спроса, приводит к падению мировых  цен, но это никак не сказывается  на все более широком распространении новых технологий их использования в развитых странах.

42. Международная торговля  услугами – понятие,  специфика.

Услуга — совершённое одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность.

Основное  отличие состоит в том, что  услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает  ее, например: в виде магнитных носителей  для компьютерных программ, различной  документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.

Услуги  в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи  с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами.

43. Характеристика доли  услуг в мировой  торговле в 90-ых  годах XX-го века.

Доля  товаров в конце 90-ых годов составляет 80%, а доля услуг 20%. Этот факт говорит о том, что, в связи с глобализацией, унификацией и интеграцией – страны всё больше сближаются друг с другом и в связи перестройки общества на манер – информатизации, мы видим картину возросшего процента сферы услуг. Давайте сравним:

доля  услуг XVIII век – 2,85%

доля  услуг XIX век – чуть больше 8-и%

доля  услуг XX века – 20%.

В большинстве  своем, на такой громадный толчок повлияло изобретение ЭВМ и интернета  в частности. Электронные услуги на сегодняшний день являются лидирующими из прочих видов.

44. Характеристика международной  торговли услугами.

См. 42

45. Характеристика электронной  торговли.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ - финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств. Операция в электронной торговле может представлять собой простое подтверждение желания и возможности покупки по кредитной карточке и следующего за этим перевода необходимой суммы с одного счета на другой. Но она может оказаться и очень сложной, когда, например, для выполнения операции передача информации должна выполняться через многие сети.

Историческая  справка.

Первые  примеры электронной торговли корнями уходят в банковские операции и процесс, получивший название «телеграфные переводы». В этом процессе покупатель уполномочивал банк сделать телеграфный перевод на счет в другом банке. Такой процесс включал в себя перемещение денежных средств через страну или на другой край света и обычно использовался крупными предприятиями и другими самостоятельными коммерческими организациями. На смену телеграфным переводам пришли электронные средства передачи финансовой информации – процесс, в ходе которого один банк посылал телекс другому, поручая ему перевести денежные средства. При этом банки уведомляли друг друга о переводе телеграммами, телексами или по электронной почте.

Осуществление.

Электронная покупка может быть столь же простым  делом, как посещение пользователем ПК коммерческого узла сети WWW и использование кредитной карточки для заказа товаров, которые затем поставщик отправит заказчику. Но она может оказаться и более сложным делом, в которое будут вовлечены не только поставщик товаров и услуг, но также многочисленные агентства, занимающиеся обработкой, выполнением и контролем финансовой операции.

46. Механизм международной  торговли – понятие,  основные формы,  виды основных  операций.

1. ПО КРИТЕРИЮ ОБЪЕКТА: 

· торговля сырьем;

· торговля топливом;

· торговля продовольствием;

· торговля полуфабрикатами;

· тоорговля готовыми изделиями: производственного назначения; непроизводственного назначения;

· торговля услугами: производственными; транспортными; экспедиторскими; консультационными; консигнационными; посредническими; туристическими; маркетинговыми; учетными и др.

2. ПО КРИТЕРИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  СУБЪЕКТОВ МТО: 

· традиционная торговля (экспорт-импорт товаров и услуг);

· торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений;

· встречная торговля (бартер, операции с давальческим сы рьем, операции на компенсационной основе).

3. ПО КРИТЕРИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МТО: 

· обычная МТ — осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;

· дискриминационная МТ — введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;

· преференциальная торговля — торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).

Методы  осуществления МТО:

· торговля напрямую — не используются услуги посредников;

· торговля через посредников.

Информация о работе Международные экономические отношения. Ответы