Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:21, шпаргалка
Основные понятия.
37. Концепция международной торговли – идея свободной торговли.
Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы
38. Факторы роста международной торговли.
На достаточно стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:
· стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;
· развитие МРТ и интернационализация производства и капитала;
· НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
· активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;
· возникновение новой коммерческой реальности — общемирового рынка для стандартизированных товаров
· регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;
· деятельность международных финансово-экономических организаций, например МВФ, поддерживающего относительную стабильность основных мировых валют торговых и платежных балансов многих стран;
· либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин — образование «свободных экономические зон»;
· развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование «общих рынков», зон свободной торговли;
· получение политической независимости бывшими колониальными странами. Выделение из их числа стран с моделью экономики, ориентирбванной на внешний рынок.
39. Специфика США в мировой торговле на рубеже XX-XXI веков.
С 1953 года на долю США приходилось 1\5 всего мирового экспорта, а на 90-е годы уже 1\8. В эти годы экспорт Германии приблизился к экспорту США. США начинает уступать Западной Европе. 1983 год, Япония выходит на 1-ое место по экспорту машин и оборудования, оставляя за собой США. 1\3-я экспорта идёт в США. Снижение роли США в мировой торговле обусловилось снижением её конкурентоспособности, появляются новые лидеры.
40. Специфика РФ в мировой торговле XX-XXI веков.
См. 32.
41. Характеристика структуры мировой торговли на рубеже XX-XXI веков.
Итак, ХХ век стал началом новой, так называемой постиндустриальной, информационной или постэкономической цивилизации, среди отличительных черт которой - быстрый научно-технический прогресс, радикальные изменения структуры общественного богатства и занятости, удовлетворение основных потребностей большинства жителей развитых стран Запада благодаря достигнутому производственному потенциалу, появление признаков вытеснения творчеством традиционных форм труда, утверждение постэкономической системы ценностей, в центре которой - человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Важнейшим источником и движущей силой современной цивилизации является технологический процесс с экономическими, социальными и политическими последствиями65. Страны, полномасштабно использующие его достижения и потому играющие роль экономических лидеров современности, образуют в мировом сообществе постэкономическую цивилизацию. Они сгруппированы вокруг трех центров экономической мощи. Первый из них, согласно мировому объему годовой добавленной стоимости, представлен США (25,8%); второй - странами Европейского Сообщества (19,4%); третий - представителями Тихоокеанского региона (Япония, Китай и государства АСЕАН) - 16,2%66. Экономический уровень развития этих стран в последние десятилетия позволил им решить глобальные проблемы в трех важных аспектах: 1) невозможность возникновения нецивилизованных форм крупномасштабных конфликтов в среде постиндустриальных и близких к ним по уровню развития стран вследствие формирования современной экономики как мирового хозяйства, что обеспечивает максимальную эффективность производства и вовлекает значительное число стран в орбиту влияния постиндустриальных держав; 2) возникновение перспектив поддержания гармонического взаимодействия между человеком и природой, о чем подробно говорилось выше; 3) постиндустриальному миру удается осуществлять такой стиль развития, который стремится не допускать - и чаще всего не допускает - широких общественных конфликтов, роста безработицы и социальной напряженности. В результате развитые страны достигли внутренней стабильности, укрепили свои ведущие позиции в мировом сообществе. Но в то же время идет и негативный процесс: они фактически обособились от менее прогрессивных экономических укладов.
Международная торговля активизируется именно внутри центров экономической мощи. Перечень стран-импортеров по-прежнему остается весьма ограниченным. Те же тенденции к внутреннему взаимопроникновению и внешнему обособлению наблюдаются и в области интернациональных финансовых потоков. Мировые финансовые центры сосредоточены в ведущих постиндустриальных державах, и их растущие обороты свидетельствуют об усилении контроля этих стран над остальными регионами.
Хотя
движение рабочей силы по сравнению
с движением товаров и капитала
характеризуется гораздо
Последние
десятилетия характеризуются
В контексте такой тенденции рост добычи минеральных ресурсов, наталкиваясь на узость потребительского спроса, приводит к падению мировых цен, но это никак не сказывается на все более широком распространении новых технологий их использования в развитых странах.
42. Международная торговля услугами – понятие, специфика.
Услуга — совершённое одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность.
Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.
Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами.
43. Характеристика доли услуг в мировой торговле в 90-ых годах XX-го века.
Доля товаров в конце 90-ых годов составляет 80%, а доля услуг 20%. Этот факт говорит о том, что, в связи с глобализацией, унификацией и интеграцией – страны всё больше сближаются друг с другом и в связи перестройки общества на манер – информатизации, мы видим картину возросшего процента сферы услуг. Давайте сравним:
доля услуг XVIII век – 2,85%
доля услуг XIX век – чуть больше 8-и%
доля услуг XX века – 20%.
В большинстве своем, на такой громадный толчок повлияло изобретение ЭВМ и интернета в частности. Электронные услуги на сегодняшний день являются лидирующими из прочих видов.
44. Характеристика международной торговли услугами.
См. 42
45. Характеристика электронной торговли.
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ - финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств. Операция в электронной торговле может представлять собой простое подтверждение желания и возможности покупки по кредитной карточке и следующего за этим перевода необходимой суммы с одного счета на другой. Но она может оказаться и очень сложной, когда, например, для выполнения операции передача информации должна выполняться через многие сети.
Историческая справка.
Первые примеры электронной торговли корнями уходят в банковские операции и процесс, получивший название «телеграфные переводы». В этом процессе покупатель уполномочивал банк сделать телеграфный перевод на счет в другом банке. Такой процесс включал в себя перемещение денежных средств через страну или на другой край света и обычно использовался крупными предприятиями и другими самостоятельными коммерческими организациями. На смену телеграфным переводам пришли электронные средства передачи финансовой информации – процесс, в ходе которого один банк посылал телекс другому, поручая ему перевести денежные средства. При этом банки уведомляли друг друга о переводе телеграммами, телексами или по электронной почте.
Осуществление.
Электронная покупка может быть столь же простым делом, как посещение пользователем ПК коммерческого узла сети WWW и использование кредитной карточки для заказа товаров, которые затем поставщик отправит заказчику. Но она может оказаться и более сложным делом, в которое будут вовлечены не только поставщик товаров и услуг, но также многочисленные агентства, занимающиеся обработкой, выполнением и контролем финансовой операции.
46. Механизм международной торговли – понятие, основные формы, виды основных операций.
1. ПО КРИТЕРИЮ ОБЪЕКТА:
· торговля сырьем;
· торговля топливом;
· торговля продовольствием;
· торговля полуфабрикатами;
· тоорговля готовыми изделиями: производственного назначения; непроизводственного назначения;
· торговля услугами: производственными; транспортными; экспедиторскими; консультационными; консигнационными; посредническими; туристическими; маркетинговыми; учетными и др.
2. ПО КРИТЕРИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МТО:
· традиционная торговля (экспорт-импорт товаров и услуг);
· торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений;
· встречная торговля (бартер, операции с давальческим сы рьем, операции на компенсационной основе).
3. ПО КРИТЕРИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ МТО:
· обычная МТ — осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;
· дискриминационная МТ — введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;
· преференциальная торговля — торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).
Методы осуществления МТО:
· торговля напрямую — не используются услуги посредников;
· торговля через посредников.
Информация о работе Международные экономические отношения. Ответы