Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изуче¬ние всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зави¬сит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, воз¬никнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэко¬номической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внеш¬ней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляет¬ся под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для ха-рактеристики внутреннего рынка, и для характеристики внеш¬него.
1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке. 3
2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков. 5
2.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции. 6
2.1 Рынок чистой монополии. 6
2.3 Монополистический рынок. 7
2.4 Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия. 7
2.5 Влияние государства на внешнеторговые цены. 8
3. Практика и методы определения внешнеторговых цен. 9
3.1 Контрактная цена. 9
3.2 Биржевые цены. 10
3.3 Цены аукционов. 10
3.4 Статистические внешнеторговые цены. 11
4. Особенности ценообразования в России, связанные с ВЭД.
5. Международные валютные отношения. Понятие валюты. 13
5.1 Валютный курс. 14
5.2 Валютная система. 15
6. Эволюция мировой валютной системы. 15
7. Международные расчеты. 17
7.1 Формы международных расчетов. 18
7.2 Инкассовая форма расчетов. 19
7.3 Аккредитивная форма расчетов. 20
7.4 Расчеты, в форме аванса. 22
7.5 Расчеты по открытому счету. 22
7.6 Другие формы расчетов. 22
8. Валютный рынок. 23
8.1 Понятие валютного рынка. 24
8.2 Участники валютного рынка. 24
8.3 Функции валютного рынка. 24
8.4 Виды валютных рынков. 25
9. Модели валютного рынка. 26
9.1 Спрос и предложение валюты. 26
10. Место и роль международных валютно-финансовых и банковских организаций в системе МЭО. 28
10.1 Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций. 30
10.2 Россия в международных валютно-финансовых организациях. 32
11. Направления методы и формы регулирования МЭО и ВЭД. 34
11.1 Национальный механизм регулирования МЭО и ВЭД. 34
11.2 Нетарифные (административные) методы регулирования ВЭД. 34
11.3 Таможенно-тарифное регулирование МЭО и ВЭД. 38
11.4 Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах. 39
11.5 Таможенные тарифы развивающихся стран. 40
12. Вывод. 41
13. Основные понятия. 43
14. Список литературы. 44
Представители Фонда отмечают, что усиление контроля вызвано глубокими изменениями в мировой экономике, в частности вследствие превращения ее в глобальную. Валютно-финансовый кризис, поразивший Мексику в конце 1994г., и осознание того, что масштабы, быстрота и воздействие финансовых кризисов в открытой мировой экономике претерпели фундаментальную модификацию, явились стимулом для принятия фондом мер по усилению надзора .
Усиление надзора осуществляется по трем направлениям. Во-первых, разрабатывается стандарт представления странами-членами статистических данных о состоянии экономики, которые должны своевременно сообщаться в МВФ. Во-вторых, фонд намеревается сделать надзор постоянным. В дополнение к ежегодным будут проводиться и другие консультации. Более часто вопросы развития экономики в отдельных странах будут обсуждаться на заседании Совета управляющих. В-третьих, главной задачей консультаций и обсуждений должны стать политика государств-членов в отношении валютных курсов; состояние баланса движения капитала, а также повышение внимания к странам, чей экономический потенциал таков, что его воздействие ощущается за их пределами. МВФ будет усиливать региональный надзор там, где экономическая политика формируется на наднациональном уровне.
Использование страной ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в его ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом.
МВФ выдвигает условия, выполнение которых призвано гарантировать, что:
а) проводимая членом Фонда политика в приемлемые сроки приведет к достижению устойчивого платежного баланса и стабильного экономического роста страны;
б) по мере необходимости предпринимаются шаги по структурной перестройке;
в) в решении структурных проблем и оздоровлении платежного баланса финансирование и стабилизационные меры дополняют друг друга.
В последнее десятилетие существенно изменились место и роль в мировой экономике группы Всемирного банка. После вступления в члены банка государств Восточной Европы он стал уделять больше внимания государствам этого региона.
В 1996 финансовом году (закончился 30 июня 1996г.) суммарные ресурсы, выделенные Всемирным банком развивающимся странам, составили 21,4 млрд. долл. Хотя сама по себе эта сумма весьма внушительна, однако в 1995г. только капиталы, вложенные в развивающиеся страны частным сектором, составили 170 млрд. долл.
Возрастающая конкуренция со стороны частного сектора и других региональных банков развития привела к заметному осложнению условий деятельности МБРР и его филиалов в развивающихся странах. Всемирный банк также сталкивается с дополнительными проблемами в связи с ужесточением политики США, которые сокращают объем ресурсов, выделяемых Международной ассоциации развития. После отказа Конгресса США предоставить администрации Клинтона средства для погашения американских задолженностей MAP Всемирный банк принял решение увеличить ресурсы, выделяемые им MAP из прибыли банка, до 600 млн. долл.
Деятельность группы Всемирного банка, прежде всего МБРР, в последние годы получала неоднозначную оценку. Хотя отмечается, что МБРР накопил значительный опыт осуществления проектов в развивающихся странах (а именно они стали объектом внимания банка в 60-х годах), тем не менее, в адрес банка сделан целый ряд критических замечаний. Указывается на то, что некоторые программы были недостаточно хорошо подготовлены, а потому не принесли желаемых результатов. Сторонники экологических движений критикуют банк за то, что некоторые проекты, в частности, плотины, сооруженные при поддержке МБРР, наносят ущерб окружающей среде. В промышленно развитых странах недовольны нарастающими бюрократическими тенденциями в деятельности этой организации, высказывается мнение, что Всемирный банк должен активизировать свои усилия, с тем чтобы в развивающихся странах осуществлялись более глубокие реформы управления экономикой и качественного улучшения банковской и судебной систем; что банк должен уделять большее внимание созданию там благоприятного инвестиционного климата. Необходимо искать новые способы привлечения частных капиталовложений. С приходом в 1995 г. на пост главы банка Дж.Вулфенсона связаны надежды на реформирование структуры банка и придание нового импульса его деятельности, в том числе координации усилий всех организаций, входящих в группу банка (МБРР, MAP, МФК и МИГА).
В целом развал Бреттонвудской валютной системы, составной частью которой являлись МВФ и МБРР, привел к необходимости пересмотра роли и места этих организаций. Целесообразность сохранения указанных финансовых институтов и в новых условиях разделяется большинством политических деятелей и экономистов. Можно ожидать, что в ближайшие годы обе эти организации, и прежде всего МВФ, продолжат линию на более глубокие преобразования своей деятельности с учетом новой мировой экономической среды, сложившейся после фундаментальных изменений в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов.
10.1 ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ И КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В последние годы заметными стали усилия региональных банков развития, которые стали оказывать более серьезную конкуренцию группе Всемирного банка.
Азиатский банк развития предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для банка являются отрасли инфраструктуры. Африканский банк развития выделяет ресурсы на цели развития ресурсы африканским странам, оказывая им также содействие в виде экспертных услуг и обучения кадров. Оба банка управляют фондами развития - соответственно - Азиатским и Африканским со льготным режимом кредитования.
Межамериканский банк развития направляет инвестиции в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. Для этого банка характерна высокая концентрация в предоставлении кредитов (больше всего ресурсов к началу 90-годов было предоставлено трем странам - Аргентине, Бразилии и Мексике, которые являются более развитыми по сравнению с другими латиноамериканскими странами. Начавший свою деятельность с апреля 1991 г. Европейский банк реконструкции и развития смог преодолеть трудности становления и стать крупным инвестором в странах Восточной Европы. К середине 1995г. он предоставил государствам региона кредитов на сумму более 4,5 млрд. ЭКЮ. Доля банка в прямых капиталовложениях достигла почти 15%. Примерно 70% инвестиций предназначены для частного сектора. ЕБРР предоставляет ресурсы на более выгодных условиях по сравнению с обычными частными банками. Поскольку ЕБРР не имеет права выдавать кредиты, превышающие 35% объема, необходимого для осуществления проекта капитала, то он широко использует синдицированные кредиты.
Опыт деятельности ЕБРР используется при создании других подобных банков развития, в частности в Средиземноморском бассейне. В ноябре 1995г. были подписаны Статьи соглашения о создании Ближневосточного банка развития, который, как ожидается, начнет операции в 1997г.
В октябре 1996г. 11 стран членов организации Черноморского экономического сотрудничества, в которую входит и Россия, договорились об учреждении Черноморского банка развития. Одним из первоочередных проектов станет создание в регионе сети волоконно-оптической связи, что значительно улучшит связь между причерноморскими государствами. Важную роль в процессах экономической интеграции в Западной Европе играют валютно-кредитные и финансовые институты, созданные в рамках Европейского экономического сообщества (ныне Европейского союза).
Подготовкой перехода к этапу создания экономического и валютного союза занимается Европейский валютный институт (ЕВИ, местоположение Франкфурт-на-Майне), на который возложена задача проработки правил и процедур, принятие которых потребуется в связи с ожидаемым введением единой валюты. В компетенции ЕВИ также контроль за эмиссией банкнот в ЭКЮ.
Европейский инвестиционный банк предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах Европейского экономического сообщества (Европейского союза). Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕЭС, в последующем распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся, в частности, на страны, подписавшие Ломейские конвенции.
В рамках Европейского союза созданы и действуют также фонды развития и структурные фонды. Европейский фонд развития (с 1958г.) предоставляет в основном субсидии и льготные долгосрочные кредиты под низкие проценты развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства был учрежден в 1962г. в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕЭС. Программы, осуществляемые фондом, направлены на модернизацию сельского хозяйства. Из этого фонда фермерам выплачиваются различные компенсации и субсидии, в частности экспортные. С 1975г. осуществляется деятельность Европейского фонда регионального развития, созданного для кредитования программ, целью которых является постепенное уменьшение региональных диспропорций. С 1960г. приступил к операциям Европейский социальный фонд, образованный для улучшения возможностей занятости населения.
С 1 января 1989 г. вступили в силу реформы структурных фондов ЕС, проведенные в соответствии с Единым Европейским актом (1987г.), которые предусматривают более четкие критерии отбора проектов и усиленное внимания к менее развитым регионам ЕЭС (ЕС).
При распределении ресурсов наблюдаются острые разногласия, вызываемые, в частности, стремлением каждой страны, имеющей отсталые регионы, получить больше ресурсов из структурных фондов. В 1994г. из бюджета ЕС Греции, Испании, Португалии и Ирландии были предоставлены ресурсы на сумму более 10 млрд. ЭКЮ. Эти противоречия могут обостриться в случае принятия в ЕС ряда восточно-европейских стран, а также Мальты и Кипра, изъявивших такое желание. Расширение ЕС привело бы к резкому росту числа регионов, имеющих право на субсидии, поскольку, по существующим правилам, регионы с уровнем ВВП на одного жителя менее 75% среднего уровня ВВП на душу населения по ЕС в целом, вправе обращаться за такими субсидиями. По некоторым оценкам, большинству из стран, изъявивших желание вступить в ЕС, потребуется не менее 20 лет, чтобы достичь среднего уровня ВВП на душу населения в целом по ЕС. Международные валютно-финансовые и банковские организации, являясь важной частью институциональной структуры мировой экономики, взаимодействуют с организациями, созданными в других ее сферах, в частности с Всемирной торговой организацией. Нарастание тенденций к глобализации, углублению интеграционных тенденций в ряде регионов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные изменения в оценке места и роли иностранных инвестиций в экономике страны - все это создает объективную потребность дальнейшего совершенствования деятельности международных валютно-финансовых и банковских институтов. Однако осознание этой потребности, само по себе являющееся противоречивым процессом, еще не означает, что усилия по реформированию будут бесконфликтными и быстрыми. Появление в начале следующего века новых стран с мощным экономическим потенциалом (например, Китая, Бразилии и т.д.) приведет к изменению баланса сил и в международных валютно-финансовых и банковских институтах.
10.2 РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
До начала 90-х годов Россия не являлась членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами. Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом.
Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.
В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные. Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление. Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ:
был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долларов. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.