Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:26, реферат
В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще до падения Рима.
Процесс становления европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских государств, на территории Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке возник Арабский халифат.
Международное право в Средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)
В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще до падения Рима.
Процесс становления европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских государств, на территории Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке возник Арабский халифат.
Несмотря на то что Средние века характеризуются ведением государствами постоянных войн, развитие государственности, необходимость вступать в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных институтов международного права. Большую роль на Европейском континенте играло христианство. В сущности, христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. Оно оказывало смягчающее влияние на суровые международные отношения того периода, ограничивало царящий в те времена произвол. На католических церковных соборах решались не только церковные дела, но и вопросы, относящиеся к международному праву.
С XII века начинается рецепция римского права, в связи с чем на международные позиции государств наравне с Библией и церковными актами стало оказывать влияние и римское право. Именно римское право обусловило развитие ряда институтов международного права,
В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще до падения Рима.Процесс становления европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских государств, на территории Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке возник Арабский халифат.Несмотря на то что Средние века характеризуются ведением государствами постоянных войн, развитие государственности, необходимость вступать в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных институтов международного права. Большую роль на Европейском континенте играло христианство. В сущности, христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. Оно оказывало смягчающее влияние на суровые международные отношения того периода, ограничивало царящий в те времена произвол. На католических церковных соборах решались не только церковные дела, но и вопросы, относящиеся к международному праву.С XII века начинается рецепция римского права, в связи с чем на международные позиции государств наравне с Библией и церковными актами стало оказывать влияние и римское право. Именно римское право обусловило развитие ряда институтов международного права, касающихся, например, способов приобретения территории, международных договоров. Поскольку римское право в основном было гражданским, то и развивающиеся под влиянием римского права международно-правовые институты приобретали цивилистическую окраску.
С XV века появляются постоянные посольства. Послы, как и прежде, пользуются неприкосновенностью. Принцип неприкосновенности распространяется и на помещения, занимаемые посольством. Значительную роль в укреплении принципа неприкосновенности послов сыграла церковь, которая рассматривала послов как находящихся под ее покровительством. Приобрел большую остроту вопрос о старшинстве послов.
С XIII века
в купеческих колониях итальянских
городов-республик появляются консулы,
основной функцией которых было разрешение
споров, между согражданами и защита
их интересов в иностранных
Иностранцы находились в бесправном положении. Любой иностранец, оказавшийся на территории какого-либо феодала без специального разрешения или проживший там больше года, превращался в крепостного, а имущество переходило в собственность феодала. В это же время получило большое распространение береговое право, согласно которому люди, потерпевшие кораблекрушение, и их имущество попадали под власть феодала, в чьих владениях находился берег. В целях защиты прав иностранцев в международные договоры стали включаться соответствующие положения.
С XVI века европейские государства стали заключать с мусульманскими странами, начиная с Турции, договоры, в которых предусматривался режим капитуляций. Сущность режима капитуляций заключалась в предоставлении только европейским христианам льгот и изъятий в области судопроизводства, налогов и повинностей.
Получает
дальнейшее развитие право международных
договоров. Договоры заключаются не
только по вопросам, связанным с
окончанием войны или передачей
территории, но и относящимся к
развитию и укреплению международных
политических и торговых отношений,
династических связей. Особое внимание
в договорной практике государств уделяется
вопросу обеспечения выполнения
международных договоров. Основным
таким средством являлась торжественная
религиозная клятва, сопровождавшаяся
целованием креста и Евангелия. Нарушителю
договора грозили возможность
Успехи в мореплавании и судостроении оказывали влияние не только на развитие международных связей, но и на международное право. В частности, в Средние века государства стали претендовать на прилегающие к их берегам морские пространства. Так, Венеция притязала на Адриатическое море, Генуя и Пиза — на Лигурийское, Англия — на прилегающие к ее берегам морские пространства.
Великие географические открытия в XV и XVI веках обусловили притязания таких могущественных в те времена морских держав, как Испания и Португалия, на обширные морские пространства. Чтобы предотвратить военные столкновения, сначала Папа римский Александр VI в 1493 году утвердил раздел Атлантического океана между Испанией и Португалией, а затем эти государства заключили в 1494 и 1529 годах договоры о разделе между собой земель, которые омывались водами Атлантического, Тихого и Индийского океанов, а также пространства этих океанов.
Однако с этим не могли смириться другие государства. В конце XVI века и в начале XVII века Англия, а также Нидерланды выступили за свободу открытого моря. Теоретическое обоснование принципа свободы открытого моря дал Г. Гроций в опубликованной в 1609 году работе «Свободное море». Он также обосновал право государств на прибрежные воды, то есть на территориальное море. Иными словами, в международном праве стали появляться нормы, призванные регулировать отношения государств в связи с использованием Мирового океана. Эти нормы касались не только правового режима судов в таких пространствах, как территориальное море и открытое море, но и в портах. На становление правового режима портов оказали большое влияние сборники морских обычаев, такие как Родосское право, Олеронские свитки, Консолато дель маре, Вис-бийские законы и др.
В Средние
века война считалась естественным
состоянием, и средства и способы
ее ведения ничем не ограничивались.
Имущество неприятеля в случае его
поражения доставалось
На церковных
соборах принимались
Пленных не запрещалось убивать. Это же относилось и к раненым. Тем не менее появлялись и такие ограничения, как запрещение убивать безоружных и просящих пощады. Поскольку в европейских государствах рабства не существовало, то постепенно стали использовать выкуп пленных.
Развитие
морской торговли обусловило появление
специальных норм, касающихся ведения
морских войн. В частности, в XIII—
XIV веках возникает институт каперства.
Капер — любой частный
В Средние
века получают дальнейшее развитие такие
мирные способы разрешения международных
споров, как посредничество и арбитраж.
Заключаются специальные
В IX веке появляется
Древнерусское государство. Его
международная практика, как и
практика последующих русских
Хотя в
рассматриваемый период самостоятельной
науки международного права не было,
в трудах богословов, философов и
юристов можно встретить
Взгляды Фомы
Аквинского оказали большое влияние
на последующие правовые концепции,
в том числе и международно-
В XVI столетии ученые все больше внимания уделяют вопросам международного права. Так, испанский теолог Ф. Виториа, вопреки политике Испании, считал, что индейцы Америки должны рассматриваться в качестве народов со своими законными интересами. Война испанцев против индейцев может быть оправдана только на основе справедливой причины. Поскольку он полагал, что международное право является частью естественного права, то и народы, проживающие за пределами Европы, подпадают под его действие.
Можно также отметить такого выдающегося ученого, как А. Джен-тили (1552-1608 гг.), который известен своими работами «О посольствах» (1585 г.) и «Право войны» (1598 г.). Эти работы оказали заметное влияние на развитие науки международного права. Он выделял справедливые войны, для ведения которых необходимы справедливые причины. И далее: посол, хотя и совершивший преступление, может быть подвергнут судебному преследованию, однако в интересах государства его следует выслать.
Необходимо отметить, что в XVI столетии появляется понятие суверенитета. Это понятие было выдвинуто и научно обосновано французским ученым Ж. Боденом (1530-1596 гг.) в его произведении «Шесть книг о республике», вышедшем в 1576 году. Под суверенитетом понималась абсолютная и постоянная власть монарха. Она проявляется: в издании законов, которые распространяют свое действие на все лица и учреждения государства; в решении вопросов войны и мира; в назначении должностных лиц; в действии в качестве высшего суда; в помиловании. В XVII веке понятие суверенитета было воспринято международным правом, и с тех пор суверенитет признается необходимым юридическим свойством государства.
В конце рассматриваемого исторического периода появляется первое систематизированное произведение, в котором исследованы все основные вопросы международного права. Это труд Гуго Гроция (1583-1654 гг.) «О праве войны и мира. Три книги», вышедший в 1625 году. Его влияние на развитие как науки международного права, так и самого международного права весьма велико. Г. Гроций понимал международное право как право, основанное на соглашении государств (на договоре или обычае). В то же время он считал, что источниками международного права являются природа либо божественные законы. Иными словами, Г. Гроций различал естественное право и позитивное (положительное) право.
Эти взгляды
впоследствии обусловили появление
в юридических науках двух направлений
— естественного права и
Информация о работе Международное право в Средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)