Международное право в Средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще до падения Рима.
Процесс становления европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских государств, на территории Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке возник Арабский халифат.

Работа содержит 1 файл

Международное право в Средние века.docx

— 23.42 Кб (Скачать)

Международное право в Средние  века (с V в. до Вестфальского  мира 1648 г.)

В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену  пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще  до падения Рима.

Процесс становления  европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался  вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских  государств, на территории Римской  империи на Ближнем и Среднем  Востоке возник Арабский халифат.

Несмотря  на то что Средние века характеризуются ведением государствами постоянных войн, развитие государственности, необходимость вступать в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных институтов международного права. Большую роль на Европейском континенте играло христианство. В сущности, христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. Оно оказывало смягчающее влияние на суровые международные отношения того периода, ограничивало царящий в те времена произвол. На католических церковных соборах решались не только церковные дела, но и вопросы, относящиеся к международному праву.

С XII века начинается рецепция римского права, в связи с чем на международные позиции государств наравне с Библией и церковными актами стало оказывать влияние и римское право. Именно римское право обусловило развитие ряда институтов международного права,

В 476 году пала Западная Римская империя. Ей на смену  пришли европейские государства. Первые из них стали возникать еще  до падения Рима.Процесс становления европейских государств завершился к IX веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался вплоть до появления абсолютистских монархий (XVI-XVII вв.). Кроме европейских государств, на территории Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке возник Арабский халифат.Несмотря на то что Средние века характеризуются ведением государствами постоянных войн, развитие государственности, необходимость вступать в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных институтов международного права. Большую роль на Европейском континенте играло христианство. В сущности, христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. Оно оказывало смягчающее влияние на суровые международные отношения того периода, ограничивало царящий в те времена произвол. На католических церковных соборах решались не только церковные дела, но и вопросы, относящиеся к международному праву.С XII века начинается рецепция римского права, в связи с чем на международные позиции государств наравне с Библией и церковными актами стало оказывать влияние и римское право. Именно римское право обусловило развитие ряда институтов международного права, касающихся, например, способов приобретения территории, международных договоров. Поскольку римское право в основном было гражданским, то и развивающиеся под влиянием римского права международно-правовые институты приобретали цивилистическую окраску.

С XV века появляются постоянные посольства. Послы, как и  прежде, пользуются неприкосновенностью. Принцип неприкосновенности распространяется и на помещения, занимаемые посольством. Значительную роль в укреплении принципа неприкосновенности послов сыграла  церковь, которая рассматривала  послов как находящихся под ее покровительством. Приобрел большую  остроту вопрос о старшинстве  послов.

С XIII века в купеческих колониях итальянских  городов-республик появляются консулы, основной функцией которых было разрешение споров, между согражданами и защита их интересов в иностранных государствах, на территории которых они находились.

Иностранцы  находились в бесправном положении. Любой иностранец, оказавшийся на территории какого-либо феодала без  специального разрешения или проживший  там больше года, превращался в  крепостного, а имущество переходило в собственность феодала. В это  же время получило большое распространение береговое право, согласно которому люди, потерпевшие кораблекрушение, и их имущество попадали под власть феодала, в чьих владениях находился берег. В целях защиты прав иностранцев в международные договоры стали включаться соответствующие положения.

С XVI века европейские  государства стали заключать  с мусульманскими странами, начиная  с Турции, договоры, в которых  предусматривался режим капитуляций. Сущность режима капитуляций заключалась  в предоставлении только европейским  христианам льгот и изъятий в  области судопроизводства, налогов  и повинностей.

Получает  дальнейшее развитие право международных  договоров. Договоры заключаются не только по вопросам, связанным с  окончанием войны или передачей  территории, но и относящимся к  развитию и укреплению международных  политических и торговых отношений, династических связей. Особое внимание в договорной практике государств уделяется  вопросу обеспечения выполнения международных договоров. Основным таким средством являлась торжественная  религиозная клятва, сопровождавшаяся целованием креста и Евангелия. Нарушителю договора грозили возможность интердикта* и отлучение от церкви. Однако религиозная  клятва постепенно становилась недостаточной, и государства начали прибегать  к таким’мерам, как поручительство (гарантии) третьей стороны (чаще всего Папы римского или императора Священной Римской империи), взятие или обмен заложниками, залог ценностей или территорий.

Успехи  в мореплавании и судостроении оказывали  влияние не только на развитие международных  связей, но и на международное право. В частности, в Средние века государства  стали претендовать на прилегающие  к их берегам морские пространства. Так, Венеция притязала на Адриатическое  море, Генуя и Пиза — на Лигурийское, Англия — на прилегающие к ее берегам морские пространства.

Великие географические открытия в XV и XVI веках обусловили притязания таких могущественных в те времена  морских держав, как Испания и  Португалия, на обширные морские пространства. Чтобы предотвратить военные  столкновения, сначала Папа римский  Александр VI в 1493 году утвердил раздел Атлантического океана между Испанией и Португалией, а затем эти  государства заключили в 1494 и 1529 годах договоры о разделе между  собой земель, которые омывались  водами Атлантического, Тихого и Индийского океанов, а также пространства этих океанов.

Однако  с этим не могли смириться другие государства. В конце XVI века и в  начале XVII века Англия, а также Нидерланды выступили за свободу открытого  моря. Теоретическое обоснование  принципа свободы открытого моря дал Г. Гроций в опубликованной в 1609 году работе «Свободное море». Он также обосновал право государств на прибрежные воды, то есть на территориальное море. Иными словами, в международном праве стали появляться нормы, призванные регулировать отношения государств в связи с использованием Мирового океана. Эти нормы касались не только правового режима судов в таких пространствах, как территориальное море и открытое море, но и в портах. На становление правового режима портов оказали большое влияние сборники морских обычаев, такие как Родосское право, Олеронские свитки, Консолато дель маре, Вис-бийские законы и др.

В Средние  века война считалась естественным состоянием, и средства и способы  ее ведения ничем не ограничивались. Имущество неприятеля в случае его  поражения доставалось победителю. Захваченные города и поселения  подвергались разграблению. Однако существовали определенные обычаи, которые в той  или иной степени соблюдались  государствами. В частности, государства  прибегали к обоснованию начала войны. Кроме того, началу войны предшествовало ее официальное объявление. Постепенно войны стали подразделять на законные и незаконные. Законная война должна была быть обязательно объявлена.

На церковных  соборах принимались постановления, направленные на ограничение способов и средств ведения войны, а  также торговли оружием. Так, Латеранский собор в 1139 году запретил использовать арбалеты, продажу мусульманам судов и оружия под угрозой отлучения от церкви.

Пленных не запрещалось убивать. Это же относилось и к раненым. Тем не менее появлялись и такие ограничения, как запрещение убивать безоружных и просящих пощады. Поскольку в европейских государствах рабства не существовало, то постепенно стали использовать выкуп пленных.

Развитие  морской торговли обусловило появление  специальных норм, касающихся ведения  морских войн. В частности, в XIII— XIV веках возникает институт каперства. Капер — любой частный судовладелец, получивший от государства каперское  свидетельство на захват неприятельских судов и находящегося на них имущества. Захваченные суда и имущество  получили наименование приза.

В Средние  века получают дальнейшее развитие такие  мирные способы разрешения международных  споров, как посредничество и арбитраж. Заключаются специальные договоры об арбитражном разбирательстве.

В IX веке появляется Древнерусское государство. Его  международная практика, как и  практика последующих русских государств, в принципе не отличалась от практики западноевропейских. В частности, это  относится к войнам, договорам, положению  пленных и т.д. В то же время  нужно обратить внимание на то, что  в некоторых случаях эта практика имела отличия. Так, еще в договорах  Киевской Руси с Византией 911 и 944 годов  предусматривался отказ Руси от берегового права.

Хотя в  рассматриваемый период самостоятельной  науки международного права не было, в трудах богословов, философов и  юристов можно встретить отдельные  высказывания по вопросам международного права. Большое влияние на взгляды  ученых средневековья оказал труд жившего  в 345-430 годах Августина Блаженного «О граде божьем». В этом труде  обосновывалась необходимость соблюдения международных договоров. Августин Блаженный подразделял войны  на справедливые и несправедливые. Войны могут рассматриваться как справедливые только в том случае, если их начало было вызвано законными причинами, например необходимостью отражения нападения врагов. Другой богослов, Фома Аквинский (1225-1275 гг.), также подразделял войны на справедливые и несправедливые. Справедливой война может считаться в том случае, если она вызвана, например, необходимостью к принуждению исполнения договорных обязательств.

Взгляды Фомы Аквинского оказали большое влияние  на последующие правовые концепции, в том числе и международно-правовые. Прежде всего это касается его идеи о естественном праве, которое он рассматривал в качестве части божественного права. Из юристов можно выделить итальянцев Бальда (1237-1327 гг.) и Бартола (1314-1350 гг.), которые в своих трудах, в частности, затронули вопрос о законности заключенных монархами международных договоров.

В XVI столетии ученые все больше внимания уделяют  вопросам международного права. Так, испанский  теолог Ф. Виториа, вопреки политике Испании, считал, что индейцы Америки должны рассматриваться в качестве народов со своими законными интересами. Война испанцев против индейцев может быть оправдана только на основе справедливой причины. Поскольку он полагал, что международное право является частью естественного права, то и народы, проживающие за пределами Европы, подпадают под его действие.

Можно также  отметить такого выдающегося ученого, как А. Джен-тили (1552-1608 гг.), который  известен своими работами «О посольствах» (1585 г.) и «Право войны» (1598 г.). Эти  работы оказали заметное влияние  на развитие науки международного права. Он выделял справедливые войны, для  ведения которых необходимы справедливые причины. И далее: посол, хотя и совершивший преступление, может быть подвергнут судебному преследованию, однако в интересах государства его следует выслать.

Необходимо  отметить, что в XVI столетии появляется понятие суверенитета. Это понятие  было выдвинуто и научно обосновано французским ученым Ж. Боденом (1530-1596 гг.) в его произведении «Шесть книг о республике», вышедшем в 1576 году. Под суверенитетом понималась абсолютная и постоянная власть монарха. Она проявляется: в издании законов, которые распространяют свое действие на все лица и учреждения государства; в решении вопросов войны и мира; в назначении должностных лиц; в действии в качестве высшего суда; в помиловании. В XVII веке понятие суверенитета было воспринято международным правом, и с тех пор суверенитет признается необходимым юридическим свойством государства.

В конце  рассматриваемого исторического периода  появляется первое систематизированное  произведение, в котором исследованы  все основные вопросы международного права. Это труд Гуго Гроция (1583-1654 гг.) «О праве войны и мира. Три книги», вышедший в 1625 году. Его влияние на развитие как науки международного права, так и самого международного права весьма велико. Г. Гроций понимал международное право как право, основанное на соглашении государств (на договоре или обычае). В то же время он считал, что источниками международного права являются природа либо божественные законы. Иными словами, Г. Гроций различал естественное право и позитивное (положительное) право.

Эти взгляды  впоследствии обусловили появление  в юридических науках двух направлений  — естественного права и позитивного  права.

Информация о работе Международное право в Средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)