Международная трудовая миграция в России и ее регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы – является изучение проблемы регулирования трудовой миграции.
Задача - раскрыть причины международной трудовой миграции населения, проанализировать трудовую миграцию в РФ и методы ее регулирования.
Структура реферата состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 10 наименований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Причины международной трудовой миграции населения……………….….5
2. Анализ трудовой миграции в Российской Федерации…………………….…7
3. Методы регулирования трудовой миграции, используемые государством………………………………………………………………….….13
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список литературы……………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Международная трудовая миграция.docx

— 55.32 Кб (Скачать)

          Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3–5 раз, в 2001–2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны. 

 

Рис. 4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел. 

          Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов.

           С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

   

       

3. Методы регулирования трудовой миграции, используемые государством 

          Для России проблема международной трудовой миграции на сегодняшний день является крайне актуальной, при этом значимую долю на рынке труда занимает нелегальная миграция. Совокупный годовой заработок мигрантов, работающих в России, составляет приблизительно 20 млрд. долларов, а по данным Центрального Банка России, в прошлом году мигранты вывезли из страны более 3 млрд долларов в виде денежных переводов и более 10 млрд долларов наличными. Чиновник отметил, что ежегодно в Россию приезжают более 20 млн. мигрантов (это почти 20% от численности трудоспособного населения страны), половина которых осуществляет свою трудовую деятельность нелегально.

          Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Зачастую неуправляемость и неконтролируемость данного процесса отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в местах скопления нелегальных мигрантов, негативно влияет на криминогенную обстановку в стране. Распространена точка зрения, что нелегальная миграция может представлять угрозу для национальной безопасности страны. Особенно много опасений высказывается по поводу нелегальной трудовой миграции, способной в недалеком будущем приобрести довольно острый характер.

В то же время, по данным Федеральной миграционной службы, с учетом того, что зарплата нелегального мигранта обычно в два-три  раза ниже, чем у гражданина России, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 50 млрд. долларов, что является ощутимым для российской экономики.

          Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.

          Миграционное законодательство  в Российской Федерации постоянно  совершенствуется. С января 2007 года  действуют поправки к законам  "О миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации" и  "О правовом положении иностранных  граждан в РФ", принята Концепция  демографической политики на период до 2025 года и многие другие.

          Однако многие принципиальные  проблемы в сфере миграции  до сих пор остаются нерешенными.  К примеру, до сих пор нет  эффективных рычагов регулирования  миграционных потоков. Не решен  вопрос о социальных гарантиях  для иностранцев, которые трудятся  в России. Не отрегулирован механизм  квотирования иностранной рабочей  силы. До сих пор не ясно, как  отслеживать мигрантов, которые  больны тяжелыми инфекционными  болезнями, и за счет каких  средств их лечить.

          В числе первоочередных задач  в сфере миграционной политики  Российской Федерации - государственное  регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока  русскоязычного населения в рамках  реализации Государственной программы  по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих  за рубежом; создание эффективной  системы адаптации мигрантов,  их социализации в российском  обществе; продолжение работы по  заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.

          Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов :

         • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;

         • гарантии возвращения мигрантов на родину;

         • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;

         • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;

         • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;

         • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;

         • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.   

          Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

          Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.

          Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ. 

          В ряду ее основных направлений указываются:

- обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;

- создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;

- содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

- обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;

- создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;

- поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;

- оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

- создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;

- содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.

          Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции, такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС. 

                                    Заключение

                            

          Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

        Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции. Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:

          1. Миграционные процессы при снижении их масштабов определяют в современных условиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному, этническому, демографическому составу мигрантов.

          2. Миграционные потоки в различной степени влияют на социальное и экономическое положение и отдельные элементы его социальной инфраструктуры.

          3. Система управления миграцией сводится сегодня к фиксации прибывающих мигрантов и принятию ограничительных актов. При этом не просчитываются последствия различных видов миграции.

          Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

          Миграционная проблема в России стоит так же остро, как и во многих ведущих Европейских странах. Вопрос не сколько в самих мигрантах, столько в спросе на дешевый миграционный труд среди работодателей. В динамичной развивающихся городах и городах мегаполисах мигранты стали одним из структурообразующих факторов экономики.

          В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.  

           Пока же, в России не наступил кадровый голод, правительство Российской Федерации решило стимулировать внутреннюю миграцию. С 2012 года для безработных будут, предусматриваться выплаты от 40 до 20 тысяч рублей при переезде на место работы в другой регион.           

             

               
 
 
 
 

   

   

Список  литературы 

1. Барсукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство в России: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социс. – 2009. – №7;

2. Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. – 2008. – Вып. 9. – С. 14;

Информация о работе Международная трудовая миграция в России и ее регулирование