Международная торговля ресурсами и экономическое развитие страны со значительным сырьевым сектором

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении зависимости между сырьевым характером внешнеторговой политики и экономическим развитием России.

Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность международной торговли и охарактеризовать ее влияние на экономическое развитие стран.

2. Определить роль международной торговли ресурсами в экономическом развитии стран со значительным сырьевым сектором.

3. Рассмотреть структуру и динамику международной торговли ресурсами в России.

4. Оценить влияние международной торговли ресурсами на экономическое развитие России.

5. Определить проблемы и перспективы развития международной торговли ресурсами в России.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты изучения международной торговли ресурсами

1.1 Сущность международной торговли и ее влияние на экономическое развитие страны

1.2 Роль международной торговли ресурсами в экономическом развитии стран со значительным сырьевым сектором

2 Анализ международной торговли ресурсами в России

2.1 Структура и динамика международной торговли ресурсами в России

2.2 Влияние международной торговли ресурсами на экономическое развитие России 19

Заключение

Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

1Международная торговля ресурсами и экономическое развитие страны со значительным сырьевым сектором - копия.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Развивающиеся страны продолжают оставаться важнейшими поставщиками топлива (около 57% мирового экспорта) и минерального сырья (36%) для промышленно развитых стран Запада. В то же время их доля в мировом экспорте сырья (без нефти) и продовольствия сократилась с 40 в 1960 г. прошлого до 28% в начале нынешнего столетия.

Страны Ближнего и Среднего Востока обеспечивают примерно 2/3 мирового экспорта сырой нефти (крупнейшие экспортеры – Саудовская Аравия (1 – е место в мире), Иран, ОАЭ). В десятку ведущих экспортеров нефти входят и такие развивающиеся страны, как Венесуэла, Нигерия, Мексика, Ливия. Алжир и Индонезия являются крупными экспортерами природного газа, Колумбия – каменного угля.

Добыча основных видов минеральных ресурсов в развивающихся странах примерно в три раза превышает их собственные потребности, а возникающие «излишки» направляются на экспорт в промышленно развитые страны. Ведущими экспортерами минерального сырья в этой группе государств являются Бразилия (железная руда, марганец, титан, олово, бокситы, графит и др.), Чили (медь), Перу (медь, свинец, цинк, олово), Гвинея (бокситы) и др.

На развивающиеся страны приходится около 32% мирового экспорта сельскохозяйственного сырья. Особенно важную роль играют они в экспорте тропических продуктов (какао-бобы, кофе, чай и др.) — около 90% мирового экс­порта, а также сахара — свыше 50%. При этом чая больше всего экспортирует Индия, кофе – Бразилия, какао – Кот-д’Ивуар, сахара – Бразилия.

В связи с переносом в развивающиеся страны экологически опасных, материало- и трудоемких производств из развитых капиталистических государств и самостоятельным развитием соответствующих отраслей увеличилась до­ля этой группы государств в мировом экспорте полуфабрикатов (черные и цветные металлы, химикаты и др.)[1]. Так, Республика Корея и Бразилия – крупные экспортеры стали и проката; Бразилия, Венесуэла, Бахрейн, ОАЭ — алюминия.

Развитые страны Запада не обеспечивают себя полностью топливом и минеральным сырьем и значительную часть своих потребностей удовлетворяют за счет поставок из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, даже в США с их развитой нефтяной промышленностью доля импортной нефти в потреблении достигла 50%. Западная Европа удовлетворяет свои потребности в нефти лишь на 1/3, а вся остальная нефть импортируется из развивающихся стран и из России. Япония полностью зависит от импорта нефти. Западная Европа импортирует из России и из стран Африки более половины потребляемого природного газа. Что касается минерального сырья, то страны Запада (в первую очередь Западная Европа и Япония) удовлетворяют за счет импорта примерно 1/3 своих потребностей.

В то же время на развитые страны приходится 31% мирового экспорта топлива и 55% мирового экспорта руд и металлов (2007 г.). Они являются крупными экспортерами нефти (Норвегия, Великобритания, Канада), при­родного газа (Канада, Нидерланды, Норвегия), каменного угля (Австралия, США. ЮАР, Канада и др.), урана (Канада, ЮАР, Австралия, США), железной (Австралия, Канада, Швеция) и хромовой (ЮАР) руды, никеля (Канада), молибдена (США), бокситов (Австралия), свинца (Австралия, Канада), цинка (Канада, Австралия), зо­лота (ЮАР, США, Австралия, Канада), металлов платиновой группы (ЮАР, Канада), алмазов (Австралия, ЮАР) и др.

Развитые страны Запада — ведущие экспортеры (около 67% мирового экспорта) и импортеры (68% мирового импорта) продовольствия. Особенно велика их доля в мировом экспорте молочных товаров, зерновых, мяса, напитков, фруктов, овощей, масличных, рыбы. Ведущими экспортерами продовольствия в этой группе стран являются США, страны ЕС, Канада, Австралия; импортерами — Япония, США, стра­ны ЕС.

На взаимную торговлю промышленно развитых стран Запада приходится более 60% мировой торговли химической продукцией (важнейшие экспортеры — ФРГ, CШA, Франция, Великобритания, импортеры — ФРГ, США, Франция, Великобритания, Италия).

Сырьевые товары играют ведущую роль в экспорте России (75% всего российского экспорта с учетом полуфабрикатов). Особенно выделяется Россия как экспортер топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и урана). На экспорт поступает более 40% производимой нефти и более 1/3 производимого природного газа. Роль сырьевой направленности российского экспорта в экономике страны огромна, и ее оценке посвящена следующая глава курсовой работы.

Таким образом, в этой главе была раскрыта сущность международной торговли и охарактеризовано ее влияние на экономическое развитие стран. Международная торговля – это система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Роль международной торговли в экономическом развитии стран трудно переоценить. Она является не только мощным фактором экономического роста, но и одним из важных условий выживания для многих стран мира. Так же была определена роль международной торговли ресурсами в экономическом развитии стран со значительным сырьевым сектором. Для таких стран она огромна, так как позволяет сбыть избыточные ресурсы. Но необходимо отметить, что сырьевую направленность имеет, в основном, экспорт развивающихся стран. Экономически развитые страны экспортируют продукцию с  более высокой добавленной стоимостью.

 


2 АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСУРСАМИ

2.1 Структура и динамика международной торговли ресурсами

В принципиальном плане выбор в России модели «открытой» экономики и либерализации ВЭД явился, безусловно, правильным. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой «шоковой» либерализации ВЭД и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной, преобразующей роли государства [11, c. 92].

В реальной политике российского руководства эти два подхода постоянно смешивались и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта - с нетарифными. Нескоординированными были действия в области ценовой, валютной и экспортно-импортной политики, а также практические решения, принимаемые различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, оказались кардинально ослаблены их конкурентные возможности на внешних рынках, что негативно сказалось на объеме российского экспорта [18, c. 164].

Все это заставило отказаться от шоковых методов и прорабатывать приближенную к реальным условиям России модель внешнеторговой политики (ВТП). Основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе современного таможенного законодательства России. Это позволяет нашей стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для перенесения через ВЭД рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики [11, c. 98].

Следовательно, в сложных отечественных условиях раскрытие национальной экономики вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма. Накопление опыта в процессе формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности позволило обобщить практику в этой области и, с учетом мирового опыта, подготовить Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу в полном объеме (в новой редакции) с 8 декабря 2003 г. Этот Закон содержит основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности:

1) преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается вся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

2) изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков.

3) четкое разделение функций осуществления ВТП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами.

4) внешнеторговая политика является составной частью внешней политики Российской Федерации. Она подчинена требованиям внешней политики государства и не может входить в противоречие с ней. Поэтому конкретные решения в области внешнеторговой политики должны в полной мере согласовываться с политикой внешней.

5) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в интересах реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

6) на всей территории Российской Федерации действует единый таможенный режим; по отношению ко всем ввозимым на нее и вывозимым с нее товарам применяются единые таможенные правила.

7) равенство участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности.

8) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях.

9) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом [1].

Мировой опыт использования ВЭД для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели ВТП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭД СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов [11, c. 105].

Современная модель специализации России в мировой торговле базируется именно на экспорте энергоносителей, прежде всего нефти и нефтепродуктов (35% экспорта РФ), природного газа (16%), а также электроэнергии (рис. 1). При этом доля энергоносителей в торговле России с различными странами и регионами (США, Евросоюз, страны СНГ) универсальна, она составляет более 40% российского экспорта в соответствующие страны и регионы. Из-за растущего вывоза энергоносителей уменьшается доля машин и оборудования в экспорте.

 

Товарная структура экспорта РФ в 2008 г.

 

Рисунок 1

Источник: [22]

 

Топливно-сырьевая модель специализации России в мировой торговле сформировалась еще в 70–80-е гг. ХХ в., а в последние годы приобрела выраженный характер. Подобная специализация может приносить выгоды только в случае, если ресурсы огромны, а население мало (как в Саудовской Аравии). Вместе с тем, при эффективной экономической модели, доходы от экспорта энергоносителей могли бы стать хорошей основой для структурной перестройки экономики, модернизации технологичных отраслей и сферы услуг. Определенные сдвиги в этом процессе есть: на авиасалоне «МАКС-2007» были заключены контракты на поставки российской авиатехники за рубеж на сумму 3 млрд. долл. Правда, корпорация «Boeing» в том же 2007 г. заключила контракты на сумму около 90 млрд долл. США [13, c. 134]

Оценивая структуру российского импорта в целом, следует отметить, что она выглядит прогрессивно: лидируют здесь машины, оборудование, химические продукты «см. рис. 2».

 

Товарная структура импорта РФ в 2008 г.

Рисунок 2

Источник: [22]

 

Российские корпорации сегодня в значительных объемах импортируют европейское и американское оборудование для добычи минеральных ресурсов, строительную технику, грузовые и легковые автомобили, медицинское оборудование, компьютеры, комплектующие для их производства и офисное оборудование. Вместе с тем, высокий удельный вес продовольствия и сельскохозяйственного сырья в российском импорте создает определенные угрозы экономической безопасности страны.

По оценкам аналитиков ВТО, прирост мировой торговли в 2008 г. в реальном выражении составил только 2,0% (самый низкий показатель в текущем десятилетии) по сравнению с 5,5% в 2007 г. Реальный рост торговли ВТО рассчитывает с учетом инфляции в разных странах и динамики курсов валют на основе прогнозов статистических служб ООН и МВФ. При этом номинально вывоз товаров вырос на 15% и составил 15,8 трлн долл. США, а экспорт услуг – на 11%, или до 3,7 трлн долл. США.

Германия сохранила в 2008 г. место крупнейшего в мире экспортера товаров (1,47 трлн долл. США), за ней следует КНР (1,43 трлн долл. США) и США (1,31 трлн долл. США). Эти же страны лидируют и в списке крупнейших импортеров: США – 2,17 трлн, Германия – 1,21 трлн и Китай – 1,13 трлн.

Прогнозируется, что объем международной торговли в 2009 г. может уменьшиться на 9%. Это самое серьезное сокращение в послевоенный период, что обусловлено глобальной рецессией и растущими протекционистскими тенденциями.

Информация о работе Международная торговля ресурсами и экономическое развитие страны со значительным сырьевым сектором