Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:06, реферат
Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран.
Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра технологии важнейших
отраслей
промышленности
Реферат
На тему:
Международная стандартизация
Выполнила:
Студентка ФМ, 1
курс, ДКП-1 Иванова И.И.
Проверил:
Доц., к.х.м. Косандрович
Е. Г.
Неуклонное расширение международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, т.к. различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, является барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста международной торговли в 3-4 раза превышают темпы развития национальных экономик. Так, за последние 50 лет объем международной торговли возрос примерно в 18 раз, а совокупный ВВП – только в 6 раз.
По оценкам специалистов, стандарты влияют на 80% объема международной торговли. Как заявила одна европейская компания, оперирующая на рынке США, из-за различий между европейскими и американскими стандартами и соответствующими требованиями к процедуре сертификации она несет потери на уровне 15% своего валового оборота.
В решении
проблем международной торговли
четко проявляется
Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран.
Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.
Международная стандартизация – это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.
ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация стандартизации;
IEC (International Electrotechnical Commission) – Международная электротехническая комиссия;
ITU (International Telecommunication Union) – Международный союз по телекоммуникации.
Именно эти организации обладают признанными всеми странами полномочиями издавать международные стандарты, называемые формальными стандартами. Таким образом, формальными стандартами являются международные стандарты ISO, IEC и рекомендации ITU. Эти организации тесно взаимосвязаны друг с другом посредством организационных и процедурных механизмов, образуя основу системы международной стандартизации. Благодаря согласованности их деятельности обеспечивается целостность системы международных стандартов. Самой крупной организацией, наиболее полно и всесторонне представляющей международную стандартизацию, является Международная организация по стандартизации (ИСО).
ИСО – это не аббревиатура. Официальное название организации – International Organization for Standardization. Поскольку в разных языках аббревиатура этой Международной организации по стандартизации могла быть различной, было решено представителями стран – инициаторов создания ИСО использовать производное от греческого «isos» - равный.
ИСО была учреждена в 1947г. как добровольная, неправительственная организация по соглашению между 25 индустриально развитыми странами о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.
Общей целью для деятельности ИСО ставилось содействие международному обмену товаров и услуг, а также содействие сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.
Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. В ИСО работает около 3000 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более 30 000 экспертов. ИСО сотрудничает с более чем 500 международными организациями.
ИСО является организацией федеративного типа. В ее состав входят организации, которые подразделяются на три группы:
- организации – члены ИСО (member bodies) – организации, непосредственно составляющие ИСО, разделяют ответственность за выполнение основных задач, а также несут основную финансовую нагрузку по обеспечению деятельности ИСО;
- организации – корреспонденты (correspondent members) – организации, не принимающие активного участия в технической и организационной работе ИСО, но имеющие доступ к интересующей их информации;
- организации – подписчики (subscriber members) – организации, которые платят минимальные взносы, позволяющие им поддерживать официальные контакты с системой стандартизации.
ИСО включает в свой состав 135 организаций по разработке национальных стандартов, из них 90 – первого типа, 36 – второго и 9 – третьего. Денежные фонды ИСО составляются из вносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Высший орган ИСО – Генеральная Ассамблея (General Assembly), которая собирается раз в 3 года для выработки политических решений стратегического уровня и избрания руководящего состава организации (рис. 1).
Реализация этих стратегических решений возлагается на Совет (Council). Заседания Совета проводятся ежегодно. На них решаются вопросы, связанные с технической структурой ИСО, с публикацией принятых стандартов, назначением членов исполнительных органов, например Совета по техническому управлению (Technical Management Board), с избранием председателей технических комитетов, утверждением планов работ технических комитетов и пр.
Центральный секретариат расположен в Женеве, имеет штат около 200 человек. Вся содержательная работа по стандартизации ИТ выполняется техническими комитетами.
Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.
В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция.
Актуальной задачей ИСО является совершенствование структуры фонда стандартов. В начале 1990-х гг. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандартов в области здравоохранения и медицины приходилось всего 3,5%, охраны окружающей среды – 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) занимали стандарты в области информатики , электроники и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защиты окружающей среды, здравоохранение), а также информационные технологии должны стать приоритетными в деятельности ИСО.
Так, в конце 2005г. доля стандартов в области здоровья, экологии возросла до 10,9%, а в области электроники, информационных технологий и телекоммуникаций – до 15,6%. В последние годы ИСО уделяет большое внимание новым технологиям. В 2005 году самое большое количество стандартов было разработано для такой области деятельности, как нанотехнологии.
Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями конкретной продукции, начинается и проявляется на этапе разработки международных стандартов (МС). В региональных и международных организациях по стандартизации идет постоянная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, более 70% соответствуют национальным или фирменным стандартам промышленно развитых стран мира.
МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к объему производства составляет 40 - 50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.
Полный цикл разработки стандарта включает следующие основные этапы эволюции документа:
Процесс разработки стандарта выглядит следующим образом.
Вначале предложение о выполнении новой работы (new work item – NWI) поступает в секретариат подходящего комитета.
Если
комитет принимает это
Если консенсус в подкомитете по данному WD достигнут, то этот документ принимает статус DP и направляется в центральный секретариат для регистрации в качестве DIS.
Центральный секретариат проверяет, соответствует ли данный DIS требованиям ИСО, и, если он всем требованиям соответствует, рассылает его членам ИСО для изучения, подготовки замечаний и вердикта.
Когда одобрение получено от большинства членов технического комитета и от не менее чем трех четвертей голосующих членов ИСО, данный DIS, называемый на конечной стадии окончательным или Final DIS (FDIS), становится IS и публикуется в качестве международного стандарта.
Международная электротехническая комиссия – МЭК разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906г., т.е. задолго до создания ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой – на координацию технической деятельности.
Число членов МЭК (62 страны) меньше, чем членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь. Наша страна является членом МЭК с 1994г. Высший руководящий орган МЭК – Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран – членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 174 комитета и подкомитета, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая – МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).