Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:10, контрольная работа
Население и миграция - два неразрывных понятия. С тех пор, как появились люди, они перемещаются по планете. Это способствует распространению и сближению культур и хозяйства, а значит развитию.
Введение
1.Основные понятия и определения международной миграции
2.Основные тенденции международной миграции
2.1 Глобализация миграционных процессов. Масштабы и региональные особенности международной миграции
2.2 Развитие международной рабочей силы
3.Интеллектуальная миграция
Заключение
Список используемой литературы
Более того, в результате этой войны арабским рабочим тех стран, которые хоть как-то поддержали Ирак, после ее завершения при помощи США, практически было отказано в возвращении в Кувейт, Саудовскую Аравию и другие страны. Речь в первую очередь идет о сотнях тысяч йеменцев и иорданцев. Таким образом, доля арабов в иностранной рабочей силе в аравийских монархиях еще более снизилась.
Некоторые страны арабского региона являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы: Иордания — экспорт низко, а импорт высококвалифицированной рабочей силы. Йемен, входя в число государств-миллиардеров по поступлениям в платежный баланс чистых невостребованных переводов, в то же время нуждается в большом количестве трудовых мигрантов. Аналогичная ситуация в Ираке.
Являясь основной рабочей силой, развивающей эти страны, иммигранты представляют собой одновременно важный фактор стимулирования экономики собственных государств. Частичные переводы в Египте, Иордании, Йемене являются существенным ресурсом притока иностранной валюты и порою превышают суммы от экспорта товаров.
Пятый центр притяжения рабочей силы объединяет страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являются Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Бруней, с недавнего времени Южная Корея. Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции. Первая, регулируемая трудовая миграция, характерна для Малайзии, Сингапура, Гонконга и Брунея, в котором половину населения составляют иностранцы. Вторая — скрытая или нелегальная, она типична для восточной и западной Малайзии, Гонконга, Японии, Пакистана и Тайваня. Третья — миграция специалистов высокой квалификации, сопровождающая прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром.
Появление новых стран-доноров, таких, как Китай, Вьетнам, еще больше усилило динамику трудовой миграции в Восточной и Юго-восточной Азии. Однако недавний экономический кризис, поразивший регион, уже привел к выталкиванию трудовых мигрантов из отдельных стран и существует реальная вероятность того, что предпринятые меры могут затормозить дальнейшую иммиграцию, несмотря на по-прежнему ощутимую потребность в иностранных рабочих для выполнения тех трудовых функций, которые местное население не готово выполнять.
Латинская Америка, куда вплоть до 60-х эмигрировали европейцы, составляя основной костяк иностранной рабочей силы, в настоящее время насчитывает около 8 млн. мигрантов, большинство которых составляют мигранты из соседних стран. Главной страной, привлекающей наибольшее число мигрантов, остается Аргентина. Наиболее распространенной формой является сельскохозяйственная сезонная миграция. Более продолжительная по времени миграция характерна для работников промышленности и сферы услуг.
В настоящее время Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла и даже Чили с Парагваем желали бы осуществить специальные программы по привлечению восточноевропейцев и представителей СНГ, поскольку ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов таких профессий, как нефтяники (одной лишь Венесуэле требуется 50 тыс.), инженеры-химики, гидрологи, инженеры в горном деле.
В
Африке международная миграция рабочей
силы составляет 2 млн. человек. В основном
более богатые берут неквалифицированных
работников из соседних стран, а квалифицированные
рабочие, приезжающие из других регионов
мира, составляют около 0,5 млн. человек.
В настоящее время в Африке можно выделить
лишь три страны — относительно активных
импортеров рабочей силы. Это ЮАР, где
трудятся 0,5 млн. иностранных рабочих (5%
всей рабочей силы страны), Камерун — 250
тыс. человек (5,5%) и Ливия, где доля иностранных
рабочих наиболее высока (250 тыс. иностранных
рабочих составляют 22,7% рабочей силы).
Крупнейшими странами—экспортерами рабочей
силы являются Буркина-Фасо (0,9 млн. человек,
что составляет 20% населения страны) и
Тунис (0,55 млн. человек, 6,7%). Особое место
занимает Кот-д'Ивуар, которую нередко
называют «страной иммигрантов», поскольку
речь идет о безвозвратной миграции в
эту страну из соседних государств.5
3.
Интеллектуальная
миграция
Интеллектуальная миграция — одна из важнейших миграций населения. Ей, как и миграции населения в целом, свойственно циклическое развитие. Современный период характеризуется высокой миграционной активностью (подъемом). Не случайно этот процесс привлекает внимание ученых и государственных деятелей. Если международной миграции ученых перед 2-й мировой войной посвящено большое число научных работ, то факторы и механизмы современной интеллектуальной миграции мало изучены. Недостаточной изученностью процессов миграции, по-видимому, объясняется слишком большой разброс предлагаемых решений — от оценки стихийного процесса единственно эффективной меры социальной защиты ученых до необходимости принятия жестких административных мер, препятствующих выезду за рубеж ученых.
Современный миграционный взрыв характеризуется не только своими масштабами, но и нетрадиционными причинами, а также своеобразными формами проявления. Если в прошлом (в относительно нормальных условиях) главными факторами миграции являлись в основном обстоятельства внутринаучного порядка, то в настоящее время решающую роль играет ситуация, складывающаяся за пределами науки, т. е. в рамках общества в целом: кризис экономики, социальных, межнациональных и политических отношений, культуры. Этот кризис преломляется и в сфере науки таким образом, что личность, посвятившая себя научному познанию, не имеет возможности самореализоваться в качестве ученого.
В
результате возникает парадоксально-
Возможно и необходимо регулировать миграционные процессы, но это регулирование — не прямое, а скорее косвенное — должно опираться на репрезентативные фактические данные и на фундаментальные исследования. Отсутствие статистических данных о миграционных потоках ученых, особенно об эмиграции, обусловило необходимость крупномасштабных социологических исследований. Эти исследования были проведены в ряде крупнейших научных центров России, в особенности в Санкт-Петербурге, в котором традиционно осуществляются социолого-науковедческие исследования.
Внутренняя и внешняя миграция должны рассматриваться во взаимосвязи как две стороны единого процесса, имеющего некоторые общие и специфические черты на всех его этапах, в его структуре.
Проблема «утечки умов» должна рассматриваться в широком социальном контексте, с учетом влияния особенностей периода перехода к рыночной экономике.
Можно выделить как минимум, четыре стороны, интересы которых затрагиваются процессом «утечки умов» из России: 1) Российское государство, 2) российская наука, 3) мировая наука, 4) российские ученые. Попытка поставить во главу интересы какой-либо одной из, этих сторон (например, интересы государства в ущерб интересам ученых) чревата серьезными конфликтами. Необходима такая государственная политика в отношении «утечки умов», от которой выигрывали бы все четыре заинтересованные «стороны», т. е. такая система мер по регулированию этого процесса, которая выражала бы интересы российского государства, была выгодна самим ученым, служила бы обогащению как мировой, так и российской науки.
«Утечка умов» — комплексный процесс, имеющий экономические, политические, социальные, психологические и другие аспекты, порождающие многообразные проблемы. Соответственно необходим комплексный подход к этому процессу, в котором принимается во внимание все многообразие его сторон.
Эффективной может быть только научно обоснованная политика регулирования интеллектуальной миграции. Научная обоснованность этой политики предполагает следующее.
Во-первых, образ «утечки умов», на который ориентируется политика ее регулирования, должен складываться из результатов научного изучения этого процесса, а не из житейских представлений о нем, распространенных в массовом сознании. Сейчас в отношений к данной проблеме отчетливо выражен воинствующий антипрофессионализм (его кредо: «и так все ясно, поэтому незачем тратить деньги на научные исследования»), способный породить глубоко ошибочные решения. Научное изучение утечки умов должно раскрывать: ее действительные причины и последствия, скрытые от массового сознания, и сформировать адекватный образ этого процесса.
Во-вторых, система изучения «утечки умов» должна отвечать сложности и многосоставности данного процесса, осуществляться широким кругом специалистов: социологами, психологами, науковедами, экономистами, политологами. В этом случае научный анализ охватит все существенные стороны проблемы и послужит основой многосторонней, комплексной политики.
В-третьих, «утечка умов» — динамичный процесс, постоянно обнаруживающий новые формы и проявляющий новые тенденции. Необходимо систематическое — мониторинговое — изучение этого процесса, способное постоянно снабжать государственные органы свежей информацией и обеспечивать гибкость проводимой политики.
В
условиях структурного разнообразия современной
науки не следует ожидать, что
найдутся какие-либо универсальные
рецепты регулирования
Интеллектуальные
ресурсы — невосполнимое
Проблема миграции: ученых и инженеров должна быть поставлена в целом, системно. В нее должны быть включены:
а) ее внутренние и внешние векторы, так как во многом цели, факторы и механизмы регулирования общие;
б) регулирование текущей миграции и прогнозирование будущей;
в) воздействие на потенциальных эмигрантов и поддержание информационных мостов с мигрировавшими в другие государства специалистами и ранее перешедшими во вненаучные структуры;
г)
вопросы реэмиграции и
Ключевая проблема управления (регулирования) миграцией — выбор механизмов регулирования. В основном механизмы должны быть косвенными — создание непременных условий, возможностей эффективной научной деятельности: социально-экономических, научно-технических, организационных, психологических. В связи с этим проблема регулирования миграции ученых является частью более общей проблемы спасения интеллектуального потенциала страны.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ