Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является определение международной экономической интеграции, как процесса взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни.
Объектом исследования данной работы является анализ основных этапов интеграции.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 45.70 Кб (Скачать)

     Значения  международной экономической интеграции:

     1. .Использование преимуществ экономии  от масштаба за счет расширения  размеров рынка, сокращения трансакционных издержек.

     2. Создание более стабильной и  предсказуемой среды для взаимной  торговли, а также благоприятной  внешнеполитической среды, т.е.  укрепление взаимопонимания и  сотрудничества участвующих стран  в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических  областях.

     3. Создание блока стран для участия  в многосторонних торговых и  иных переговорах.

     4. Содействие структурной перестройке  экономики стран, осуществляющих  глубокие экономические реформы,  при подключении их к региональным  торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком  уровне рыночного развития.

     5. Поддержание молодых отраслей  национальной промышленности, для  которых в этом случае возникает  более широкий региональный рынок.

     6. Достижение наиболее высокой  эффективности производства.

     7. Возможность регуляции социально-экономических  процессов на региональном уровне.

     8. Насыщение рынка товарами.

     9. Обеспечение экономической и  политической консолидации и  международной военной безопасности.

     Преимущества  экономической интеграции:

     1. Увеличение размеров рынка - действие  сквозь масштабы производства (для  стран с малой емкостью национального  рынка), на этой основе необходимо  определение оптимального размера  предприятия.

     2. Растет борьба между странами.

     3. Обеспечение лучших условий торговли.

     4. Расширение торговли параллельно  с улучшением инфраструктуры.

     5. Распространение новых технологий.

     Недостатки  экономической интеграции:

     1. Для более отсталых стран интеграция  приводит к оттоку ресурсов (факторов  производства), идёт перераспределение  в пользу более сильных партнёров.

     2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен.

     3. Эффект потерь от увеличения  масштабов производства при очень  сильной концентрации.

 

     

     Глава 2 Этапы международной  экономической интеграции

     2.1 Преференциальные  торговые соглашения

     Преференциальный  торговый договор3 - соглашение о предоставлении исключительных и преимущественных прав продажи определенных видов товаров.

     На  первом уровне, когда страны еще  только делают первые шаги к взаимному  сближению, между ними заключаются  преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться  либо на двусторонней основе между  отдельными государствами, либо между  уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой  стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный  режим друг другу, чем они предоставляют  третьим странам. В известном  смысле это отход от принципа наибольшего  благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

     2.2 Зона свободной  торговли

     Соглашения  о свободной торговле предполагают устранение тарифных и нетарифных, прежде всего количественных, барьеров во взаимной торговле товарами, тогда  как каждая из стран участниц сохраняет  собственную систему регулирования  торговли с третьими странами.

     Последние 10—12 лет характеризуются ощутимым ростом количества региональных торговых соглашений. По состоянию на июль 2005 года в ГАТТ/ВТО было нотифицировано 330 торговых соглашений, из которых  реально функционируют 180. К 2008-му общее  количество последних возрастет до 300.

     Причем  подавляющее большинство таких  соглашений — это зоны свободной  торговли: из числа действующих соглашений на них приходятся 84%, а из предложенных и тех, по которым ведутся переговоры, — 96%. Это объясняется тем, что  по зонам свободной торговли проще  договориться; они требуют меньшей  координации внешнеэкономической  политики, сохраняют независимость  стран в формировании таможенной политики в отношении третьих  стран, дают возможность развести вопросы  членства в рамках таможенных союзов, общих рынков, экономических союзов и развития простых форм международной  интеграции.

     Посредством зон свободной торговли решаются вопросы доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнеров зачастую необязательна. В отличие от более сложных  форм международной интеграции, предполагающих, в принципе, наличие общих границ.

     Договоренности  в рамках ГАТТ/ВТО формируют многостороннюю систему основных требований к формированию и функционированию зон свободной  торговли. Во-первых, ВТО разрешает  создание таких зон в порядке  исключения из режима наибольшего благоприятствования (наряду с созданием таможенных союзов, ведением приграничной торговли, торговыми  преференциями для менее развитых стран). В этих случаях страны-участницы  имеют более благоприятные условия  для развития взаимной торговли по сравнению с условиями для  третьих стран.

     Во-вторых, в принципе такие соглашения члены  ВТО должны заключать лишь с другими  странами-членами, тогда как со странами-нечленами — лишь в порядке исключения, хотя на практике соблюдение этого требования неоднозначно.

     В-третьих, переход к свободной торговле должен стимулировать торговлю между  данными странами и не создавать  дополнительных барьеров для третьих  стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а  не противопоставляться ей.

     В-четвертых, свободная торговля товарами должна быть взаимной и охватывать основную часть товарооборота между сторонами, включая основные секторы экономической  деятельности. То же касается торговли услугами: она должна охватывать многие секторы, не исключая ни один из способов оказания услуг.

     И наконец, в-пятых, переход к ЗСТ  должен осуществляться в течение  разумного периода времени, который  может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный  срок, чтобы подавляющее большинство  национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.

     Зоны  свободной торговли различаются  между собой по ряду существенных параметров (Приложение 3)

     В современной мировой экономике  уже сформированы основные центры притяжения зон свободной торговли. Емкие  структурно развитые рынки отдельных  стран или таможенных союзов весьма привлекательны для экспортеров  из других государств, они стали  своеобразными "хабами" свободной торговли, определяющими основные потоки и большинство условий международной торговли. Лидерами здесь являются ЕС, ЕАСТ, Чили, Сингапур, США, Индия

     Европейский Союз обладает наибольшим количеством  соответствующих соглашений. В случае начала переговоров с ЕС Украине, наряду с основными закономерностями развития зон свободной торговли в мировой экономике в целом, придется учитывать особенности внешнеэкономической политики собственно Европейского Союза в этой сфере.

     2.3 Таможенный союз 

     Таможенный  союз4 – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .

     В соглашении о создании таможенного  союза оговариваются следующие  моменты:

     1) Снятие внутренних таможенных  границ между странами-членами  союза;

     2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

     3) Устранение таможенных процедур  во взаимной торговле товарами  национального производства;

     4) Унификацию форм и методов  сбора внешнеторговой статистики;

     5) Согласование форм и методов  предоставления льгот участникам  внешнеэкономической деятельности;

     6) Введение общей для всех стран-участниц  таможенного союза системы тарифного  и нетарифного регулирования  при торговле с третьими странами;

     7) Создание общей системы преференций.

     Страны  договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной  внешнеторговой политики. Обычно они  принимают форму периодических  совещаний министров, руководящих  соответствующими ведомствами, которые  в своей работе опираются на постоянно  действующий межгосударственный секретариат.

     Примеры таможенных союзов:

     Ассоциация  ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим  сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.

     Арабский  общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.

     Центральноамериканский  общий рынок – участницами  таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

     Организация восточно-карибских государств –  таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами  этой организации являются Антигуа  и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.

     Таможенный  союз России, Казахстана и Белоруссии должен заработать в середине 2010г.

     2.4 Общий рынок

     Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.

     Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий  рынок) требует организационно более  высокого уровня межгосударственной координации  экономической политики. Соответствующая  координация осуществляется на периодических  совещаниях (обычно один-два раза в  год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно  более частых встречах руководителей  министерств финансов, центральных  банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий  секретариат.

     Примеры группировок стран, создавших общий  рынок:

     Совет сотрудничества арабских стран Персидского  залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;

     Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;

     Латиноамериканская  ассоциация интеграции – создана  в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли. Объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

     Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.

Информация о работе Международная экономическая интеграция