Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:33, курсовая работа
Предметом исследования является определение международной экономической интеграции, как процесса взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни.
Объектом исследования данной работы является анализ основных этапов интеграции.
Значения
международной экономической
1.
.Использование преимуществ
2.
Создание более стабильной и
предсказуемой среды для
3.
Создание блока стран для
4.
Содействие структурной
5.
Поддержание молодых отраслей
национальной промышленности, для
которых в этом случае
6. Достижение наиболее высокой эффективности производства.
7.
Возможность регуляции
8. Насыщение рынка товарами.
9.
Обеспечение экономической и
политической консолидации и
международной военной
Преимущества экономической интеграции:
1.
Увеличение размеров рынка - действие
сквозь масштабы производства (для
стран с малой емкостью
2. Растет борьба между странами.
3.
Обеспечение лучших условий
4.
Расширение торговли
5.
Распространение новых
Недостатки экономической интеграции:
1.
Для более отсталых стран
2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен.
3.
Эффект потерь от увеличения
масштабов производства при
2.1 Преференциальные торговые соглашения
Преференциальный торговый договор3 - соглашение о предоставлении исключительных и преимущественных прав продажи определенных видов товаров.
На
первом уровне, когда страны еще
только делают первые шаги к взаимному
сближению, между ними заключаются
преференциальные торговые соглашения.
Такие соглашения могут подписываться
либо на двусторонней основе между
отдельными государствами, либо между
уже существующей интеграционной группировкой
и отдельной страной или
2.2 Зона свободной торговли
Соглашения
о свободной торговле предполагают
устранение тарифных и нетарифных,
прежде всего количественных, барьеров
во взаимной торговле товарами, тогда
как каждая из стран участниц сохраняет
собственную систему
Последние 10—12 лет характеризуются ощутимым ростом количества региональных торговых соглашений. По состоянию на июль 2005 года в ГАТТ/ВТО было нотифицировано 330 торговых соглашений, из которых реально функционируют 180. К 2008-му общее количество последних возрастет до 300.
Причем
подавляющее большинство таких
соглашений — это зоны свободной
торговли: из числа действующих соглашений
на них приходятся 84%, а из предложенных
и тех, по которым ведутся переговоры,
— 96%. Это объясняется тем, что
по зонам свободной торговли проще
договориться; они требуют меньшей
координации
Посредством
зон свободной торговли решаются
вопросы доступа к
Договоренности
в рамках ГАТТ/ВТО формируют
Во-вторых, в принципе такие соглашения члены ВТО должны заключать лишь с другими странами-членами, тогда как со странами-нечленами — лишь в порядке исключения, хотя на практике соблюдение этого требования неоднозначно.
В-третьих, переход к свободной торговле должен стимулировать торговлю между данными странами и не создавать дополнительных барьеров для третьих стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а не противопоставляться ей.
В-четвертых,
свободная торговля товарами должна
быть взаимной и охватывать основную
часть товарооборота между
И наконец, в-пятых, переход к ЗСТ должен осуществляться в течение разумного периода времени, который может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный срок, чтобы подавляющее большинство национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.
Зоны свободной торговли различаются между собой по ряду существенных параметров (Приложение 3)
В современной мировой экономике уже сформированы основные центры притяжения зон свободной торговли. Емкие структурно развитые рынки отдельных стран или таможенных союзов весьма привлекательны для экспортеров из других государств, они стали своеобразными "хабами" свободной торговли, определяющими основные потоки и большинство условий международной торговли. Лидерами здесь являются ЕС, ЕАСТ, Чили, Сингапур, США, Индия
Европейский Союз обладает наибольшим количеством соответствующих соглашений. В случае начала переговоров с ЕС Украине, наряду с основными закономерностями развития зон свободной торговли в мировой экономике в целом, придется учитывать особенности внешнеэкономической политики собственно Европейского Союза в этой сфере.
2.3
Таможенный союз
Таможенный союз4 – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
1) Снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
3)
Устранение таможенных
4)
Унификацию форм и методов
сбора внешнеторговой
5)
Согласование форм и методов
предоставления льгот
6)
Введение общей для всех стран-
7)
Создание общей системы
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Примеры таможенных союзов:
Ассоциация
ЕС с Турцией – таможенный союз
между Европейским
Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.
Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;
Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.
Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии должен заработать в середине 2010г.
2.4 Общий рынок
Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.
Свобода
межгосударственного
Примеры группировок стран, создавших общий рынок:
Совет
сотрудничества арабских стран Персидского
залива – странами-участницами
Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;
Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли. Объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.