Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:12, доклад

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок.В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Работа содержит 1 файл

мэо.межд.интеграция.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

  6. Полная интеграция - форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.).

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Интеграционное  сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к ресурсам . финансовым, материальным, трудовым; к новейшим технологиям в масштабах всего региона; позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные  условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Интеграционное  взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Вместе с тем  нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.

Зона свободной  торговли создает неудобство, которое  заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что искажает движение торговых потоков, а также уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества.

Создание зоны свободной торговли или таможенного союза может , как повысить, так и понизить благосостояние.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Экономи́ческий  и валю́тный сою́з (ЭВС) — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

  • Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран
  • Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики
  • Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики.

Экономический и валютный союз (ЭВС; ЕМU; Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической  интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским  договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и  валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и  платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических  политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую  координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны  институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также  за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается  получать льготное кредитование со стороны  центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд  кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме  того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты  Союза определяют общие цели, в  соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические  политики государств-членов.

Основами экономического ЭВС являются:

1) Внутренний  рынок Предполагает свободу передвижения  товаров, услуг, лиц и капиталов. 

2) Тесная координация  экономических политик стран  ЕС. Таких, как аграрная, промышленная, торговая и т.д.

3) Общие цели  экономических политик Предполагает  создание открытого конкурентного  рынка, эффективной системы распределения  ресурсов, создание определенных  условий для развития экономики.  Валютный компонент предполагает  введение единой валюты и проведение  единой валютной политики.

Валютный  союз — формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют во внутренних расчетах, о создании межнациональных или наднациональных эмиссинных центров (еврозона, зона восточно-карибского доллара и т. п.), о возможности официального, с согласия страны-эмитента, использования чужой валюты в денежном обращении своей страны. Валютными союзами не являются случаи законодательного разрешения или неформальной практики использования иностранных валют во внутреннем денежном обращении или для проведения ограниченного круга кредитно-денежных операций.(Восточно - Карибский валютный союз –Доминикана, Гренада и т.д.,Единая валютная зона-Намибия,ЮАР и т.д.)

Валютным компонентом  ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование  единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма  для управления ею – Европейской  системы центральных банков, которую  возглавляет Европейский центральный  банк. Именно этот орган принимает  и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют  государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.

Деятельность  Экономического и валютного союза (ЭВС) в 1999 году  нельзя назвать удачным: евро не удалось потеснить доллар и обеспечить себе  позиции резервной  валюты.  Впрочем,  такой  результат  не   стала   неожиданностью.

Введение  единой европейской валюты происходило  в условиях ухудшения  мировой иэкономической конъюнктуры, с одной стороны, и роста американской  экономики, с другой. В  то  же  время  во  второй  половине  1999  года  наметился  ряд позитивных   сдвигов,   позволяющих   прогнозировать    успешное    развитие европейской экономики в  будущем.  Реализация  механизма  проведения  единой кредитно-денежной  политики  стала  новым   этапом   на   пути   европейской интеграции,  тогда  как  введение единой  валюты   стимулировало   развитие финансовых рынков и обострило проблему структурных дисбалансов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  и перспективы  создания валютного  союза

Согласно  результатам опроса, проведённого в  ноябре-декабре 2008 года бельгийским  агентством Belga среди жителей западноевропейских стран и США, более половины опрошенных (70 % испанцев, две трети французов, 62 % итальянцев, 58 % немцев, 48 % американцев) считают, что к 2014 году евро превзойдёт доллар США в качестве ведущей мировой валюты.[1]

В начале 2009 года журнал «Власть», отмечая, в  частности, значительные колебания  курса евро (от 0,82$ в октябре 2000 года до 1,6$ в июле 2008 года), писал:[11]

Главной мировой валютой  инвесторы и спекулянты его не считают, скорее спекулятивным товаром  вроде акций или  нефтяных фьючерсов… Превращение евро в главную мировую  валюту оказалось  просто нереалистичным проектом.

Однако  по оценке журнала «Итоги» на то же время,[5]

де-факто  доллар уже не является единственной резервной  валютой мира. Доля евро в золотовалютных резервах крупных  стран постоянно  растёт.

В частности, в структуре бивалютной корзины, которую ЦБ РФ ввёл в 2005 году в качестве «операционного ориентира курсовой политики» вместо доллара США, соотношение  её составляющих за первые два гола существования корзины изменилось кардинально — с 0,9$ к 0,1€ до 0,55$ к 0,45€.[13][14] В середине 2010 года, по данным первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева, в евро было инвестировано около 41 % резервов ЦБ РФ.[15]

В ноябре 2009 года бывший глава Федеральной  резервной системы США Алан Гринспен утверждал, что евро скоро станет первой и главной резервной валютой.[6] В ноябре 2010 года глава подразделения валютной стратегии британского банка HSBC Дэвид Блюм разделял подобное мнение:[16]

На  месте доллара  вполне можно представить  себе многие валюты, например, евро.

Проблемы

    Основная  статьяПроблемы европейских стран группы PIGS

Невозможность девальвации

После нескольких лет функционирования единой европейской финансовой системы  обозначилась следующая проблема. Если правительство страны не может справиться с дефицитом бюджета и государственный  долг страны значительно увеличивается, то страна, вообще говоря, может провести девальвацию национальной валюты — в частности, чтобы облегчить экспорт своей продукции на внешние рынки.

Например, по мнению профессора Тюбингенского  университета Йоахима Старбэтти (этот противник единой валюты ещё в 1997 году безуспешно пытался оспорить введение евро в Конституционном суде Германии), в 2009 году Италии следовало бы девальвировать свою валюту на 40 %, Греции и Португалии — на 30—40 %, Испании — на 30 %.[27] Польша в том же году девальвировала злотый, и это позволило ей стать единственной страной Европы, добившейся в 2009 году экономического роста.[28]

Однако  у стран еврозоны теперь такого выхода нет — у них нет национальной валюты. Как результат, инвесторы во всём мире активно распродавали евро, и это привело к кризису такой остроты, что аналитики предсказывали выход наиболее «проблемных» в этом смысле стран из еврозоны.[29][22][30] Так, в декабре 2009 года Стив Барроу, директор по валютной стратегии крупнейшего южноафриканского банка Standard Bank, считал «весьма вероятным», что Греция (её госдолг превысил её ВВП, а бюджетный дефицит достиг 12,7 %) и Ирландия (падение её ВВП составило 7,5 % — худший показатель среди всех стран еврозоны) покинут еврозону до конца 2010 года. А в январе 2010 года международное рейтинговое агентство Moody’s дало ещё более неблагоприятный прогноз для Греции и Португалии.[31][32][33]

В июне 2010 года президент России Дмитрий  Медведев заявил, что не исключает  опасности провала единой европейской  валюты.[34] Профессор Гарвардского университета и Гарвардской школы бизнеса Нейл Фергюсон сформулировал эту проблему следующим образом:[35]

Евро  создавал впечатление, что греческие, португальские  или испанские  бонды почти так  же хороши, как и  немецкие. Эта иллюзия  привела к падению  стоимости кредитов во всех странах зоны евро. К сожалению, расположенные по периферии этой зоны государства не использовали низкие кредитные  ставки для повышения  своей конкурентоспособности.

Исполнительный  директор Центра экономики и деловых  исследований (CEBR) Дуглас Маквильямс указывает  на существование 80-процентной вероятности  того, что евро в своём нынешнем виде в ближайшее десятилетие  не выживет: охвативший Грецию и Ирландию кризис уже в 2011 году распространится  на другие отягощённые долгами европейские  страны, в частности, на Италию, Испанию, Португалию, Бельгию и даже Францию. Если евро и не рухнет, он существенно  ослабеет по отношению к доллару, указывает эксперт.[36] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международная экономическая интеграция