Международеый терроризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:33, доклад

Описание работы

Глобальные изменения в мире в конце 80-х - начале 90-х годов коренным образом изменили международную систему и ознаменовали начало новой эры международных отношений. По мере того, как набирали популярность теории о становлении многополярного мира и распространении демократии, появлялась надежда на то, что новая система международных отношений станет более безопасной и предсказуемой.
Однако на смену старым глобальным угрозам пришли новые, более опасные и менее предсказуемые.
Среди них особое место занимает терроризм.
События 11 сентября 2001 г., а также последние теракты в Ираке, Саудовской Аравии, Испании, России свидетельствуют о том, что терроризм давно вышел за национальные рамки, приобрел международный характер. В сложившейся ситуации очевидно, что отдельное государство не способно самостоятельно в рамках своих национальных границ обеспечить эффективный отпор террористам, поэтому борьба с терроризмом стала одним из основных направлений деятельности международного сообщества: были сделаны попытки объединить усилия на политическом уровне в рамках международных организаций. Уже со второй половины 70-х годов ХХ в. в рамках международных организаций проводится работа по борьбе с терроризмом.

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Достаточно проанализировать некоторые  определения, выработанные национальными  законодательствами и отражающие эту  особенность.

Так, например, в законодательстве Великобритании (Террористический Акт 2000) терроризм определяется как "совершение или угроза совершения действия", целью которого является " оказание влияния на правительства, запугивание населения или его части… с целью реализации политической, религиозной или идеологической цели"16.

Те же принципы отражены и в США. Поскольку Конституция не определяет термин "терроризм", то официальным  считается определение, данное ФБР: " Терроризм - это незаконное применение силы или угроза ее применения …с целью  запугивания правительства, организации или какой бы то ни было общности с тем, чтобы заставить принять новую политическую или социальную линию"17.

В российском законодательстве (ФЗ "О  борьбе с терроризмом"18 и УК РФ19) существует два определения терроризма, которые также говорят о действиях террористов в целях "нарушения общественной безопасности, устрашения населения" или же "оказания воздействия на принятие решений органами власти"20.

Сравнительный анализ национальных законодательств  помогает выявить возможную степень  сотрудничества в вопросе выработки общего определения. Очевидно, что потенциально оно возможно. Однако, как свидетельствует опыт Специального комитета ООН по международному терроризму, серьезные разногласия между государствами сохраняются. Это обусловлено существованием среди политических элит различных стран серьезных расхождений в понимании международной и национальной безопасности, наличием многочисленных национальных школ права, противоречиями между национальными интересами многих государств, различным положением последних в системе международных отношений. Некоторые исследователи полагают, что отдельные крупные страны не желают связывать себя заранее некими твердыми обязательствами, а малые боятся произвольного применения против них санкций и военной силы.

В академических кругах существует также несколько точек зрения на вопрос о разработке общего определения.

Одни ученые считают, что проработка четкой терминологии и применение ее как в национальном, так и в международном праве  позволит систематизировать и объединить все преступления, отнесенные к разным разделам права и видам серьезных правонарушений, но при этом квалифицирующиеся как террористическая деятельность, поскольку они направлены против общественной и государственной безопасности21.

Другие  специалисты придерживаются мнения о том, что достаточно установить ответственность за отдельные конкретные преступления террористического характера, объединив их в отдельный закон на национальном уровне или же договор - на международном. В соответствии с данной точкой зрения общее определение может рассматриваться скорее как научная дефиниция в области социальных наук и криминологии22.

Примером  плодотворного международного сотрудничества по данному вопросу может стать  принятое 7 декабря 2001 г. Советом ЕС Рамочное решение о борьбе с терроризмом. В рамках этого соглашения было выработано общее определение терроризма, первое на международном уровне.

В качестве террористических преступлений классифицируются "преднамеренные действия, которые  в силу своей природы или содержания могут нанести серьезный ущерб стране или международной организации", "в случае, если они совершены с целью устрашения населения или незаконного склонения правительства или международной организации к исполнению или воздержанию от исполнения какого-либо действия, или серьезной дестабилизации или разрушения основных политических, конституционных, экономических или социальных структур страны или международной организации"23.

Основой для  выработки этого определения  стало британское определение терроризма.

Определение ЕС допускает достаточно широкие интерпретации, но в то же время главная цель данного Рамочного решения заключается в том, чтобы сблизить законодательства стран-членов Совета ЕС в области борьбы с терроризмом и помочь тем государствам-членам, которые не имеют законодательства в этой области выработать таковое. Рамочное решение позволяет также и параллельное сосуществование всех национальных законов о борьбе с терроризмом.

Если же сравнить определение Рамочного  решения с определением российской законодательной базы (Уголовный кодекс ст. 205, Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" ст.324), то можно отметить, что они сходятся по основным пунктам, даже несмотря на то, что российское определение намного шире, чем европейское.

Существование схожих элементов в определениях России и ЕС предоставляет основу для сотрудничества в области борьбы с терроризмом на двусторонней и многосторонней основе. Более того, Россия и ЕС могли бы поддержать друг друга при обсуждении этого определения в международных организациях, например, в ООН или ОБСЕ.

После событий 11 сентября 2001 г. сотрудничество проходит в рамках международных организаций  на двусторонней и многосторонней основе по различным направлениям (сотрудничество спецслужб, финансовых институтов, законотворческих органов, научных центров и организаций). Поскольку вопрос эффективности борьбы с терроризмом зависит от координации действий и хорошей организации процесса по всем направлениям, то политическая составляющая представляется важнейшим компонентом в данном вопросе.

Несомненно, говорить о существенных результатах  в борьбе с терроризмом еще  слишком рано. Некоторые инициативы международных организаций принесут желаемые результаты, некоторые будет  сложно осуществить и они, по всей видимости, останутся на бумаге. Тем  не менее, уже сейчас ясно, что сотрудничество на международном уровне в рамках международных организаций необходимо, поскольку в одностороннем порядке невозможно противостоять угрозе терроризма. В настоящий момент можно уже говорить о наличии достаточно большой международной базе по борьбе с терроризмом, которую необходимо систематизировать и проанализировать для определения тех недоработок, которые важно устранить. 


Информация о работе Международеый терроризм