Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:06, реферат
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных преимуществ, международная экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Однако на практике свободная торговля сталкивается с большим количеством барьеров.
Целью данной работы является – получения знаний и практических навыков в вопросах Всемирной Торговой Организации.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 3
1.1.Задачи ВТО 3
1.2.Практические принципы работы ВТО 5
1.3.Структура Всемирной торговой организации 7
1.4.Противоречия между странами-членами ВТО 9
2.ЛАТВИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 11
ВЫВОД 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
СОДЕРЖАНИЕ
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных преимуществ, международная экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Однако на практике свободная торговля сталкивается с большим количеством барьеров.
Целью данной работы является – получения знаний и практических навыков в вопросах Всемирной Торговой Организации.
При проведении подобной работы, на мой взгляд, следовало бы затронуть вопросы:
Всемирная торговая организация (ВТО) – это единственный международный орган, устанавливающий правила торговли между странами. В основе его деятельности лежат соглашения ВТО, согласованные и подписанные большинством государств-участников международной торговли. Эти документы обеспечивают юридическую базу и основные правила организации международной коммерческой деятельности.
Далее в реферате более подробно рассмотрены основные понятия о ВТО, история создания ВТО, а также участие Латвии в ВТО.
Всеми́рная торго́вая организа́ция ВТО (World Trade Organization, WTO) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира.
Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.
Сфера деятельности ВТО довольно широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических.
В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Главная
задача ВТО – содействовать
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1)Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2)Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми
барьерами называют факторы, снижающие
возможность проникновения
3)Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4)Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5)Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.
Всемирная торговая организация проходит в настоящее время достаточно сложный этап достройки и развития.
Переговоры
1995-2005 годов показали, что между
участниками ВТО имеются
В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.
Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.
Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».
Основные функции ВТО:
– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
–
создание условий для переговоров
между странами-участницами
–урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
– оказание помощи развивающимся странам;
– сотрудничество с другими международными организациями.
Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.
Практика
международных экономических
Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (таблица 1).
Табл.1.
Организационная структура ВТО
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция (Конференция министров стран-членов ВТО), которая собирается как минимум один раз в два года. Впервые такая Конференция состоялась в декабре 1996 года в Сингапуре. Участники Конференции наделены полномочиями, принимать решения по всем вопросам, касающимся многосторонних торговых соглашений.
По традиции ГАТТ члены ВТО принимают решения не голосованием, а благодаря консенсусу. Когда достижение консенсуса оказывается невозможным, соглашения ВТО разрешают принимать решения путем голосований (одна страна – один голос). В результате голосования побеждает то решение, за которое проголосовало большинство.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который
отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики (Совет по вопросам торговой политики) и по разрешению споров (Арбитражная комиссия).