Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:35, доклад
Формирование в различных регионах планеты региональных интеграционных объединений – объективный процесс, который развивается в русле общемировых тенденций. Мир будущего предстает не совокупностью национальных государств, а, на промежуточном этапе, совокупностью национальных государств, объединенных в региональные сообщества, и в дальнейшей перспективе – глобальным содружеством региональных сообществ. Эффективное участие в региональных объединениях представляется необходимым условием функционирования современного государства, инструментом реализации экономических и политических интересов.
Обращает на себя внимание и такой момент. Казахстанское общество
довольно остро реагирует на дискурс в российском информационном про-
странстве о грядущем перерастании
Таможенного союза в
союз с центром в Москве. Чтобы успокоить общественность, казахстанские власти подчеркивают, что речь на данном этапе идет исключительно
об экономической интеграции, которая выгодна всем ее участникам. Так,
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, находясь с официальным визитом
в Германии в феврале 2012 года, счел важным заявить: «Это все фантомные страхи. Только умалишенный может говорить сейчас о восстановлении
Советского Союза, для этого надо восстановить сейчас коммунистическую
партию, единую идеологию, госплан и все остальные атрибуты. Это невозможно. Но экономическая интеграция, когда убираем таможенные границы, это выгодно всем нам»
Источником опасений, выражаемых в обществе, является слабая представленность интересов отечественного малого и среднего бизнеса в процессе принятия решений в сфере интеграции. Со ссылкой на новые условия регулирования в рамках Таможенного союза и ЕЭП принимаются меры, провоцирующие рост цен на продукты широкого потребления, что бьет прежде всего по наименее защищенным слоям населения. Правительству необходимо восполнить пробел на данном направлении. И это могло бы способствовать отходу в обществе от восприятия интеграции как деструктивного процесса, ущемляющего интересы населения и отечественного производителя.
Во-вторых, наблюдается поспешность стран-участниц с переходом с
одного этапа интеграции на другой, без должного анализа эффективности
принятых мер и проработки слабых и «узких» сторон для национальных
интересов. Не произведена оценка готовности общества, экономики, министерств и ведомств к углублению интеграции.
В-третьих, существует дефицит внутреннего диалога между властью и
обществом по вопросу интеграции, в связи с чем интеграция ее оппонента-
ми преподносится, как, с одной стороны, насаждаемая сверху и, с другой,
как усиление влияния России на Казахстан. В этом плане предстоит еще
много сделать.
Наконец, хотя курс на евразийскую интеграцию является «генеральной
линией», внутри самой власти, среди экспертов и в обществе существуют
сторонники других линий и подходов, которые также имеют право на существование и на публичное отстаивание и аргументирование своих позиций.
Необходимо налаживание